Installation for Chapelle Saint-Louis de la Salpetriere, 2001
Four-sided electronic LED sign with amber diodes
Chapelle Saint-Louise de la Salpetriere, Paris, France
Text (pictured): Oh, 2001
© 2008 Jenny Holzer, member Artists Rights Society (ARS), NY. 
Photo: Attilio Maranzano
Courtesy by Galerie Monika Sprьth Philomene Magers, Cologne, Munich, London
Installation for Chapelle Saint-Louis de la Salpetriere, 2001 Four-sided electronic LED sign with amber diodes Chapelle Saint-Louise de la Salpetriere, Paris, France Text (pictured): Oh, 2001 © 2008 Jenny Holzer, member Artists Rights Society (ARS), NY. Photo: Attilio Maranzano Courtesy by Galerie Monika Sprьth Philomene Magers, Cologne, Munich, London
Интуиция Хольцер в ее ставших хрестоматийными работах «Трюизмы» и «Воспламеняющие очерки» значительно предвосхитила радикальный анализ повседневного языка, предпринятый Славоем Жижеком в конце 90-х и вскрывший идеологическую природу здравого смысла. Они содержали все узловые моменты концептуальной работы 70-х с политикой, социумом, репрезентацией и гендерной проблематикой, и стали самым заметным итогом политизированным 70-м.

Искусство Хольцер существует между текстом и урбанистическим дизайном, между медиа-скульптурой и архитектурой, между герметичной концептуальной идеей и демонстративной публичностью, —в ее работах обнажаются самые острые проблемы современной цивилизации; и сами произведения кажутся исторгнутыми из сердцевины этих проблем.

До сих пор Хольцер присутствовала в Москве лишь несколькими работами —в прошлом году посетители Международного салона изящных искусств в Манеже видели разрисованный ею автомобиль из коллекции BMW Art Cars. «Защити меня от моих желаний» гласит надпись на автомобиле, составленная из фосфорицирующих букв. А в 2001-м показанный в московском МУАРе проект венского САТ (Contemporary Art Tower) ※ зенитная башня, перестроенная в центр современного искусства —включал работу Дженни Хольцер, созданную под впечатлением Памятника Третьему Интернационалу Владимира Татлина, 1919—1920.

Большая выставка Дженни Хольцер в России ожидалась давно. В позапрошлом году до Петербурга не доехал большой проект художницы, предполагавший лазерную проекцию дневников Павла Филонова на фасаде Русского музея —проект, ожидаемый публикой и обсуждавшийся еще до всякого предъявления.

Проектом Дженни Хольцер «Like Truth», реализованным при содействии немецкой галереи Monika Sprüth Philomene Magers открывается и новая московская галерея Diehl+Gallery One. Экспозиция создавалась специально для нее —и как опыт исследования Москвы, и как размышление о наследии русского авангарда.

Главная работа проекта —инсталляция «Монумент» состоит из 22 полукруглых светящихся элементов, выстроенных в пятиметровую башню. В ней через пульсации красного, синего, розового, и белого воспроизводятся фразы Хольцер из серий «Трюизмы» и «Воспламеняющие очерки». «Монумент» в историческом контексте реконструирует и увековечивает память идеологий. Отталкиваясь от татлиновской башни, Хольцер балансирует между грандиозной авангардной утопией как возможностью переустройства мира ※ и реальной историей как самой разочаровывающей из воплощенных возможностей. Инсталляцию дополняет фриз из шестидесяти тонких искривленных полос, куда транслируются ее избранные тексты в синем и белом цвете. Эта часть экспозиции тесно связана с личной историей художницы. Тематически инсталляция затрагивает отношения правды и власти.

В экспозицию включен ряд новых картин, отсылающих к эстетике супрематизма. Они входят в незаконченную серию работ (начатую в 2006-м) на тему тайн власти и символизируют то, что спрятано от общественности, что каждому запрещают знать. Эти работы выполнены нефтью на холсте и представляют страницы реального документа, подвергнутого цензурному вымарыванию. Заменяя черную тушь цензора цветом, Хольцер вводит супрематические аллюзии, отсылает к Малевичу. Но больше чем исследование сходства с русским авангардом, этот момент указывает на деформацию политического через эстетическую форму.