Мечтатель и конструктор, когда-то кинетист, где-то концептуалист, Франциско Инфанте сделал свой вклад в искусство, создав в начале 70-х «артефакты». Идея проста — хоть в пересказе выглядит, пожалуй, и непросто: в естественное природное пространство внедряется продукт второй природы, рукодельной; внедряется так, чтобы создать с природой №1 некое иллюзорное целое. Например, заслонить линию горизонта цветной полоской, закрепленной на невидимой леске. Создать из зеркал или зеркальной фольги сложное отражение-искажение окружающего. Изобразить в синем небе, на фоне облачков, какую-нибудь супрематическую дыру. Полученная конструкция снимается на фотопленку; напечатанное изображение и называется «артефакт». «Артефакты» даже сегодня поражают своей нестандартностью: без фотошопа, одними лишь лесочками, ниточками, реечками и зеркалами создается нечто балансирующее на границе реальности и фантазийности, конструкции и иллюзии. Ощущением нереальности, оптическим обманом исполнен даже сам способ экспонирования: напечатанные на пластиковой основе снимки размером примерно метр на метр, подвешенные на некотором небольшом расстоянии от стены и оснащенные специальной подсветкой, принадлежат непонятно какому пространству; дополнительный эффект создают световые рефлексы в полированном полу зала. Светлый фон и темный фон, линии и контуры, игры с перспективой, со зрением и воображением — все это наполняет фотоинсталляции чисто живописными эффектами; будучи по натуре скорее концептуальным живописцем, Инфанте активно использует структуры классической картины, его занимают проблемы цвета, света, тени, среды, пространства, перспективы, симметрии и асимметрии. Вдвоем с женой Франциско Инфанте годами, десятилетиями эксплуатирует прежний прием; что не означает, однако, будто его искусство не эволюционирует вовсе.

Выставка в Институте Сервантеса, небольшая ретроспектива последних лет, представляет четыре цикла первой половины 2000-х: «Линии», «Сквозь камень», «Следы на снегу» и «Свет-ноль-тень». «Редуцирование артефакта» — его, артефакта, постепенное исчезновение. Сокращение прежней инфантевской экспансии — со всеми этими конструкциями, растяжками, фотоаппаратами и пр.; разоружение, когда достаточно становится самого минимума. Апогей здесь — «Следы на снегу», где физического присутствия инородного элемента вообще нет и вмешательство сохранилось лишь в фактуре ровных, геометрически четких отпечатков на сероватом почему-то снегу.
-Александра Рудык, Афиша