Виконтесса Женя д`Кастэкс-Горленко. 1936. Париж
Фотографии из коллекции Александра Васильева.

Выставка фотографий «Красота в изгнании. Русские красавицы в Париже и Голливуде 1910-1960 годов», представленная РОСФОТО, является новым воплощением одного из главных проектов театрального художника, историка моды и писателя Александра Васильева.

В 1998 году вышла книга А. Васильева "Красота в изгнании", мгновенно ставшая бестселлером, в 2001 году на ее основе автором для телеканала «Культура» был создан фильм.

Александр Васильев известен и как выдающийся, без преувеличения, коллекционер. В его собрании, состоящем из бесчисленных платьев и аксессуаров, более чем солидное (примерно десять тысяч единиц) место занимают фотографии, свидетельствующие о славе русских моделей и домов мод в Европе и США в период после революции 1917 года.

На выставке показана лишь малая часть этого единственного в своем роде собрания, однако экспозиция, составленная самим владельцем, репрезентативна в полной мере.

Героини портретов - женщины знатных дворянских родов России, самые изысканные и элегантные красавицы своего времени. Почти всем им, спасавшимся бегством от революции и гражданской войны, было суждено странствие по маршруту из Петербурга и Москвы в Киев, Одессу, Ялту, дальше – в Константинополь, по счастью, не ставшему для них финальной географической точкой, несмотря на известное свидетельство современника, отметившего восхищение турков незнакомой русской красотой: «Они подумали, что целая стая ангелов спустилась с небес».

Многие русские женщины, оказавшись в Париже, Берлине или Нью-Йорке, трудились портнихами, белошвейками или манекенщицами. Именно так начинали свою жизнь русские Дома мод, в названиях которых звучали имена их титулованных владельцев, такие, как "ИрФе", созданный княжеской четой Ирины и Феликса Юсуповых.

В фотографиях из коллекции Александра Васильева нелегкий труд и унижения жизни в эмиграции остались «вне кадра», и, быть может, не стоит об этом сильно жалеть – читая мемуары, мы без труда восполним пробел. Красота этих женщин, не потускневшая от пережитого, а будто вновь рожденная в другом мире, ясно говорит нам о счастье их спутников и современников. И уже не так важны имена – знаменитые на всю дореволюционную Россию или ставшие известными лишь благодаря собранию Александра Васильева.

Сергей Радлов

Екатерина Николаевна Бобрикова. 1937. Париж
Проведение этой выставки в Петербурге – знаменательное событие.

Я счастлив вернуть замечательному городу образы его дочерей – красавиц русской эмиграции, ведь корни многих из них принадлежат Санкт-Петербургу.

После успеха книги «Красота в изгнании», выдержавшей 8 переизданий, мне удалось собрать большую коллекцию подлинных, винтажных фотографий русских красавиц, которая уже была показана во многих городах России.

Первая выставка этих портретов прошла несколько лет назад в Московском Доме Фотографии у Ольги Свибловой, а впоследствии они экспонировались в Самаре, Тольятти, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке и Мурманске.

Выставка в РОСФОТО полнее всех предыдущих – в нее включены значительные новые поступления из Голливуда – работы, которые обогатили мою коллекцию буквально в последние месяцы и ранее никогда не публиковались.

Верю, что петербуржцы начала нового тысячелетия разделят мой восторг перед подлинной красотой, не нуждающейся в компьютерной редактуре и вмешательстве пластических хирургов, запомнят стать, аристократичность и женственность этих изумительных женщин.

Александр Васильев
Париж, 2008 год