Контактный лист Роберта Капы
© Robert Capa/Magnum Photo/Silverstein Photography
Контактный лист Роберта Капы
© Robert Capa/Magnum Photo/Silverstein Photography
Контактные отпечатки помимо своей традиционной и непосредственной функции, выявить достойный кадр, со временем, наравне с отдельной фотографией становятся объектом не менее серьезного к себе внимания. И не только со стороны специалиста, работающего с архивом фотографа, но и зрителя, получающего возможность их увидеть, — в музее, студии или на выставке. Сразу или по прошествии лет, когда фотография выбрана и напечатана в журнале, газете, представлена в экспозиции и обсуждена, опубликована в монографии, контактный отпечаток, несомненно, может предоставить массу интересной информации. Последовательностью кадров в теме, что максимально сконцентрированной показалась автору в одном лишь кадре.* Изменением в композиции и иной расстановкой акцентов, в самых мельчайших деталях. Интересными могут стать и вовсе другие кадры, что ранее, по каким-либо причинам, не рассматривались автором в качестве заслуживающих внимания. Однако именно со временем они могут видеться уже совершенно в ином свете.

И вот уже непосредственно контактный отпечаток оформляется для экспозиции в качестве главной темы и в том виде, в котором он по сути своей и является, полной раскадровкой отснятой пленки на одном листе. Более того, по аналогии с экспонированием фотографий, формат этого отпечатка может быть намеренно бóльшим. Хороший тому пример — выставка «30 ans de Contact(s)», представленная агентством Contact Press в Перпиньяне в 2006 году. К одному из вариантов демонстрации контактов можно также отнести и недавнюю книгу «Scrapbook» с небольшими фотографиями, что молодой Анри Картье-Брессон привез с собой в США. В ней факсимильным образом, несколькими кадрами (как были они вклеены в альбом), представлена авторская последовательность событий, о которых прежде было известно лишь по одному отобранному фотографом изображению.

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило, Гольф-Хуан, Франция, август 1948 года
© Robert Capa/Magnum Photo/Silverstein Photography
Пабло Пикассо и Франсуаза Жило, Гольф-Хуан, Франция, август 1948 года
© Robert Capa/Magnum Photo/Silverstein Photography
Сомнений нет, контакты всегда будут представлять интерес. Они являются своего рода вариантом дневниковых записей, писем. Это точная хронологическая фиксация самого события, иллюстрация творческих поисков автора и, в идеале, ключ к его пониманию. Но часто ли нам доводиться знакомиться с контактами? Мы более являемся свидетелями традиционных показов, когда вниманию предлагаются непосредственно фотографии. Если контактам и находится место на экспозициях, то им скорее отводится роль сопровождающая. Возможность увидеть контакты серьезных мастеров предоставляется крайне редко. Еще реже доводится видеть в одном пространстве сразу нескольких авторов. Если таковое происходит, тогда познавательность экспозиции возрастает неимоверно, так как каждый из фотографов может представлять собой целое направление в фотографии, и контакт любого из них — уже выставка. Как это было недавно продемонстрировано галереей Silverstein Photography. В ее экспозицию «First Contact: A Photographer's Sketchbook» вошли контактные листы фотографов из агентства «Магнум», а также контакты фотографов, хранящиеся в частной коллекции, — тридцать четыре имени.** Замысел экспозиции и его реализация обязывали связаться с организаторами…

Из беседы с Элизабет Шанк, директором галереи Silverstein Photography, о концепции «First Contact: A Photographer's Sketchbook».

Вопрос касается концепции экспозиции или, если точнее, кураторского подхода, так как она состоит из трех частей: контактные отпечатки из частной коллекции, контактные отпечатки из «Магнума», демонстрация фильма в отдельном зале. То, как мы видим данную экспозицию, как она показана, — явление скорее необычное на фоне того, что чаще всего практикуют галереи. Иными словами, «First Contact: A Photographer's Sketchbook» идет далее линейной демонстрации работ. Не могли бы вы раскрыть данную тему?

…Главнейшая задача этой экспозиции виделась в том, чтобы быть максимально образовательной для основной массы зрителей. Все, кто уже знаком с 35-мм пленкой, зеркальными камерами и контактными отпечатками, я надеюсь, в последовательности и «брэкетинге» на контактах магнумовских фотографов смогли найти практически ключ к пониманию стиля фотографа, подчеркивающий то, насколько своеобразным может быть процесс у каждого из художников, и как много требуется для создания одной единственной фотографии. От собак у Эллиота Эрвитта, где композиция едва движется, однако есть изменение в светоэкспозиции, до контактного листа Денниса Стока — «Один день из жизни Джеймса Дина», контактного листа Эрика Хартманна — с людьми, перемещающимися по вокзалу «Гранд Централ», где длинная экспозиция каждого кадра создает по сути один из красивейших образцов абстрактного искусства.

Я надеюсь, те, кто прежде никогда не видел контактного отпечатка, придут, чтобы увидеть механическую составляющую, мастерство и внимание, что необходимы для создания фотографий. Так часто мы слышим от посетителей в музеях и галереях комментарий: «Да и я бы так смог сделать». Но данные контактные листы помогают продемонстрировать внимание и ход мысли, что были задействованы фотографом в работе над одной темой, не говоря о том большом количестве роликов пленки (равном множеству контактных листов), что уходит на создание одной истории/проекта. Карандашные метки отмечают последовательность в анализе и принятии решений фотографами, редакторами, ассистентами в студии. Контакты играют ведущую роль в художественном процессе.

Наконец, я думаю, следует помнить о таком удивительном моменте, что с контактным отпечатком вряд ли сегодня может сравниться «цифровая пленка». Фактически, фотографы могут «саморедактироваться» в процессе фотографирования посредством удаления jpeg-кадров или целых кусков своей «(цифровой) пленки», тогда как снимающие на 35мм, не видят результата своей работы, пока не проявят пленку и не напечатают контактный лист. По сути, эта сторона художественного процесса в работе фотографа утрачена, и от этого задача становится еще более интересной и важной для дальнейшего ее осмысления.

Если говорить относительно именно трех частей экспозиции, то нам уже приходилось обыгрывать идею демонстрации контактного листа как такового. И когда «Магнум» связался с нами на предмет участия в магнумовском фестивале этим летом, мы подумали, что возможность совместного курирования экспозиции была бы уникальной. А чтобы она стала еще более доступной для большинства наших посетителей, попросили хорошего знакомого галереи, частного коллекционера со Среднего Запада, позволить продемонстрировать знаковые примеры из его коллекции. Мы также «нашли» фильм и включили его в показ в третьей галерее — для придания выставке дополнительного серьезного, мультимедийного уровня.

* Последовательность кадров также может являться полноценным произведением. Можно привести в качестве примера триптих Игоря Стравинского в исполнении Ричарда Аведона или серии из нескольких фотографий у Дуэйна Майклса.

** В экспозиции были представлены такие фотографы, как Ричард Аведон, Диана Арбус, Брюс Гилден, Гарри Каллахан, Роберт Капа, Ирвин Пенн, Деннис Сток, Мэн Рэй, Леонард Фрид, Эрнст Хаас, Эллиот Эрвитт и др.