Landscape - существительное 1) Пейзаж/картина - все видимые признаки участка сельской местности или какой-либо иной территории, часто рассматриваемые с точки зрения их эстетической привлекательности: мягкие краски пейзажей Нортумберленда, унылый городской пейзаж; картина, представляющая вид сельской местности; в качестве определения: художник-пейзажист; как общее понятие - жанр пейзажной живописи; отличительные особенности определенной ситуации или интеллектуальной деятельности: это событие изменило политическую картину.
Новый Оксфордский словарь английского языка.
Оксфорд, Кларендон Пресс, 1998

Термин "landscape" допускает двойное толкование. Он относится, как к восприятию определенного пейзажа, так и к его воспроизведению. Это и столкновение с окружающей средой, и ее интерпретация посредством изобразительного образа, при помощи слов или звуков. Два указанных основных толкования в большой степени взаимозависимы. С одной стороны, представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения; с другой - наше эволюционирующее отношение к окружающей среде получило разнообразное выражение в современном художественном творчестве. Можно заметить, что даже самый традиционный образец эстетических воззрений на пейзаж - голландская живопись семнадцатого века участвовала в формировании чувства национальной принадлежности и в то же время отражала его, выражая средствами пейзажной живописи, "натурализируя" драматические изменения в политической, социальной и экономической сфере, по меньшей мере - осушение и отвоевывание у моря огромных участков земли.

В Европе девятнадцатого века, концепция национальной территории и возрастающая мобильность вновь нарождающихся классов внесли свою лепту в претерпевшие значительные изменения образные представления о пейзаже. В том же направлении претерпела подвижку одна из функций этой образной системы - от выделения символа личного богатства в сторону выделения символа национальной принадлежности. С развитием туристической индустрии и распространением в качестве сувениров иллюстрированных открыток с пейзажными видами, казалось, сами эти виды представлялись "хорошо упакованным", приспособленным к рынку товаром. В каталоге этой выставки представлены произведения Патрика Кейлера, ставшие результатом личных наблюдений над недавними изменениями в нашем пост - индустриальном пейзаже.

Не существует единого мнения относительно происхождения жанра пейзажной живописи. Одной из отправных точек может служить настенная живопись в пещерах Ласко (Франция) или встречающиеся в древнегреческом и в древнеримском искусстве пасторальные сцены чисто декоративного характера. Пейзаж заявил о себе как сугубо западное искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций, и их влияние на европейские художественные процессы. Классические и романтические пейзажи XVII-XIX веков, по-прежнему неотъемлемые от нашего представления о жанре пейзажа вообще, более не являются главным предметом дискуссии о его месте в современном искусстве. И как бы то ни было, несомненно одно - развитие пейзажной живописи сыграло решающую роль в становлении модернизма, достигнув кульминации в произведениях импрессионистов и постимпрессионистов. Ей нередко пророчили угасание, полагая, что с развитием абстракционизма, пейзажная живопись выродится в любительское занятие. Тем не менее можно доказать существование некоторой разновидности пейзажа в абсолютно абстрактной форме и его периодическое присутствие в наиболее значительных направлениях искусства XX века. Возможно, именно вследствие того, что пейзажная живопись в традиционном смысле оказалась в значительной степени обесцененной, выразительные средства обрели полную свободу.

Хотя жанр более не подвержен строгим условностям, художники, в наши дни обращающиеся к пейзажу, сохраняют признательность европейской традиции и в своем творчестве ссылаются на крупнейших мастеров, таких, как Фридрих, Констебль, Тернер или Сезанн. Некоторые воздают должное именам не столь далекого прошлого. Лэнд- арт (Land Art), который возник в 1960е годы в творчестве художников Уолтера де Мария, Роберта Смитсона и др., выражал и диссонанс, свойственный времени, и пробуждение особого интереса к окружающей среде. Такого рода произведения обычно создавались на больших незаселенных участках земли как временные, имеющие свою специфику в зависимости от местонахождения, скульптурные проекты или проходили в форме акций. Из числа многих художников, связанных с этим феноменом, работы и сочинения Смитсона продолжают оказывать наиболее значительное влияние, как на практику современных художников, так и на споры по поводу места результатов этой деятельности в музее и в окружающей среде. Творчество английских художников Хэмиша Фултона и Ричарда Лонга предполагает физическую связь с землей, осуществляемую посредством пеших походов нередко в отдаленных уголках света. Их чрезвычайно индивидуализированное отношение к пейзажу, получившее выражение в текстовой форме, фотографиях, картах, скульптурных произведениях, составило важную главу в истории искусства Великобритании. К пейзажу постоянно обращался в своем творчестве Герхард Рихтер, мастер, оказавший влияние на некоторых художников, участвующих в данной выставке. В 1968 году он впервые использовал аэрофотосъемку, открывающую новые перспективы взглянуть на пейзаж с позиций человека XX века. В формах абстрактной и пейзажной живописи он продолжает исследовать способы изображения природы.

В конце XX века мы получили возможность расширять наши представления об окружающей среде благодаря средствам массовой информации и путешествиям в любую часть света, но в действительности наше подлинное общение с природой часто носит чрезвычайно ограниченный характер. Для жителя города оно сводится к ежедневным прогулкам по улицам, когда лишь мельком можно увидеть линию горизонта, а из растительности - изредка попадающиеся деревья. Во время предпринятых наспех путешествий мы взираем на мелькающий неясными очертаниями пейзаж из окон автомобиля, поезда или самолета. Помимо того представления о ландшафте формируются впечатлениями, зачастую отфильтрованными оставшимися в память об отпуске моментальными фотографиями, открытками, путеводителями, видеофильмами.

Укоренившееся в массовой культуре искусство фотографии и кинематографии, опосредованно, из вторых рук, дающее нам представление об окружающей природе, становится территорией, которую осваивают художники-пейзажисты. В нашем сознании укоренился и воспринимается привычным пейзаж как жанр кинематографического путешествия. Образ одинокой фигуры за рулем автомобиля, едущего по пустыне стал столь же узнаваем, как и образ одинокой фигуры, стоящей на вершине скалы и предающейся созерцанию величественной природы. Создается впечатление, что рисованные анимационные пейзажи, получившие широкое распространение в виртуальном воображаемом мире, создаваемом компьютерной техникой, не менее достоверны, чем галерея, заполненная этюдами с изображениями облаков. Пейзаж, как представляется, стал динамичным, подвижным, выдерживающим конкуренцию, интригующим средством художественного выражения.

... все видимые признаки участка сельской местности или какой-либо иной территории...

На куске видеопленки под названием "Письмо неизвестному N 6" Речел Лоу пейзаж также увиден из движущегося автомобиля. Замысел автора заключается в попытке запечатлеть черты, быстро остающихся позади видов. Мы представляем вновь и вновь быстро рисующую черным фломастером руку, старающуюся зафиксировать очертания остающегося позади ландшафта. Эта тщетная попытка завершается неясными, лишенными смысла каракулями. Степень нашей высокой оценки достоинств пейзажа продиктована излишней стремительностью, с которой мы мчимся по жизни, часто не позволяющей впитать, описать или передать кому-нибудь свои впечатления. В видеоряде сюжетов Лоу, составляющих серию, умышленно, с целью сделать паузу в сюжетном повествовании, используется и повторяется определенное действие, тем самым лишающее нас возможности окончательных выводов и подводящее к вопросу, возможно ли воспроизвести и зафиксировать момент времени.

..унылый городской пейзаж...

Рут Близ Люксембург, делая свои фотографии ночных видов Лондона, использует более длительную по времени выдержку, позволяющую добиться эффекта "смазывания" следов человеческого присутствия, выделяя ослепительное освещение ночного города. Опустевшие улицы, мрачные башни многоэтажных домов, пустынные автомобильные стоянки окрашиваются романтическим ореолом, и даже самые прозаичные сцены такие, как "Влажные листья", изображающие листву, отраженную в грязной луже, становятся чем-то прекрасным. Осознавая опасность и необходимость защиты природы от цивилизации, мы заключаем ее в обустроенные садики и пустынные пространства, в эквивалент городского существования - стеклянные атриумы фойе городских офисов, переполненные роскошными образцами растительности. Редкие очаги природы, которые случайно сохраняются в урбанистическом пространстве, без сомнения, благодаря стараниям, затраченным в предшествующем столетии, пробуждают в нас романтический образ "естественного" городского пейзажа. На фотографиях Люксембург жители Лондона словно куда-то исчезли, но следы их присутствия заметны в окружающем пейзаже.

...жанр пейзажной живописи ...

С мифотворчеством связан Росс Синклер, обращающийся к широко известным традициям шотландской культуры, возрождая то, что кажется "истинным". В видео-сюжете "Голос молодой Шотландии: часть 2, том 2" Синклер сидит на фоне идиллического шотландского пейзажа на острове Эйг, спиной, на которой мы видим татуировку "Real Life" (Истинная жизнь), к камере, насвистывая мелодии традиционных шотландских песен в основном о любви и родном крае. В одно и то же время это пылкое признание в любви и к чудной красоте шотландского пейзажа, и к традициям романтического пейзажа в духе Фридриха, с которыми связана вся сюжетная композиция и поза главного персонажа. Произведения Синклера часто экспонируются в виде инсталляций, моделирующих естественную среду, с включением элементов перформанса. Творчество художника отличает грубоватая эстетика: представим себе конструкцию из необработанного дерева, на которую проецируется видео, или более позднюю работу "Истинная жизнь скалистых гор§", представляющую часть характерного шотландского пейзажа, включая горную хижину, струящийся ручеек и чучела животных и птиц. В центре инсталляций сам художник, играющий на гитаре, напевающий мелодии, делающий разные фигурки, чтобы заселить ими свой участок земли, как это происходит в проекте под названием "The Highland Clearances in Reverse". Это, лишенная цинизма, эффектная пародия, искренняя, активная попытка возродить свою истинную культуру.

Многие из произведений Таситы Дин - своеобразный поиск. Ее привлекает неожиданно смелые сюжеты, часто связанные с темой моря, как например, предпринятые тайком путешествия на пароходе или кругосветное плавание на яхте, в которых опущены некоторые детали, связанные с отсутствием главного действующего лица. В своем стремлении продолжить рассказ она использует случайные ассоциации и соединяет правдоподобную выдумку с реальными фактами. Элементы следующих друг за другом событий обозначены в рисунках, видео-образах, звуками и объектами. Ходили слухи, что во время путешествия Дин к берегам Большого Соленого озера (Great Salt Lake), когда она пыталась обнаружить остатки ставшей легендарной художественной интрузии, над поверхностью показались черты этой, долгое время затопленной водой, знаменитой работы Роберта Смитсона 1970 года "Spiral Jetty" (Остроконечный пирс), исполненной в стиле лэнд-арта. В основе звучащей работы "В поисках остроконечного пирса" - звукозаписи, сделанные во время путешествия с другом на автомобиле, впоследствии дополненные подробными инструкциями и красочными описаниями. Таким образом, акустическое сопровождение является соединением действительности и выдумки, приличествующим иллюзорной природе преследуемой цели. Другая работа - магнитофонная запись, напоминающая о москитах, неустанно преследовавших путешественников во время их вояжа. Остается неясным точно или неточно следовали инструкциям путешественники, но в проецирующемся со слайда изображении "Rozel Point, Great Salt Lake, Utah" (1997), фиксирующем конец их путешествия, следов разыскиваемого мола не видно.

... отличительные особенности определенной ситуации...

Фотографии Вольфганга Тилманса передают сущность схватываемых фотокамерой в соответствии с законами классической композиции мотивов, которым при этом удается выглядеть абсолютно естественными. Набор сюжетов чрезвычайно разнообразен - от фотоснимков моделей на демонстрациях модной одежды до случайно увиденных натюрмортов, от этюдов складок драпировок до видов, возникающих между зданиями, но каждый снимок является примером чего-то восхитительного в самом неожиданном, красоты - в самом тривиальном. Фантазия Тилманса преображает обычные предметы и сцены в нечто экстраординарное, в то время, как самое экстраординарное предстает притягательным и знакомым. В серии "Concorde" он с документальной точностью изображает присутствие некой "знаковой цели", обнаруживаемой на взлетных дорожках аэропорта Хитроу, в небе над Западным Лондоном, над пригородными застройками, вдоль железнодорожных путей, автомобильных стоянок и скоростных дорог. Этот символ захватывающего обаяния технического прогресса, одинокий представитель времен, проникнутых идеалистической верой в силу этого прогресса, изображен посреди унылого пейзажа современных окраин. Таков беспристрастный взгляд художника, наделяющий лишенные привлекательности сцены притягивающим к себе благородством.

Работы Уилли Дохерти "Небольшой инцидент II", "Небольшой инцидент IV" - это сделанные с близкого расстояния фотографии пейзажных видов, красивые, приближающиеся к абстрактным, образы - свидетельства случившегося инцидента, чреватого опасными последствиями. Выброшенный голубой пластиковый пакет, след от автомобильных шин - сами по себе безобидные детали, но в изображенном контексте они приобретают другое значение. Все произведения художника связаны с территорией Северной Ирландии, вокруг которой происходит столько споров. Некоторое время Дорхети пользовался изобразительным языком, излюбленным мастерами лэнд-арта: черно-белые фотографии, на которые наносилось како-то слово или фраза, добавляющие особую остроту к обычному мирскому сюжету. В цветных фотографиях и видео-сюжетах последних лет, часто обращаясь к подразумевающим двойное толкование образам с целью представить противоположные точки зрения, он делает символику пейзажа более выразительной. Видео-инсталляция с использованием двух мониторов "Скажи мне, что ты хочешь" противопоставляет изображение покрытого травой берега реки в солнечный день и ночной, дождливой сцены. Фото-воспроизведения земли прерываются изображениями мужчины и женщины и имеющих к ним отношение эпизодов.

На фотографии Мэта Колишо "Кто убил малиновку?" ангелоподобные детки - крошечные фигурки в полном прекрасных цветов и зелени саду - лицом к лицу сталкиваются с большой преднамеренно убитой птицей. Исполненный при помощи компьютерной технологии, коллаж, изображающий точно найденные образы, рассказывает зрителю таинственную и в то же время шокирующую историю. Она могла бы быть связана с волшебницами, живущими в глубине сада, но вместо этого название сюжета напоминает нам мрачную детскую считалку. Произведения Колишо изобилуют двусмысленностями, намекающими на зловещие проявления, скрывающиеся за внешней красотой происходящего. В серии светящихся мини-камер "Инфицированные цветы", каждый образ представляет собой очень привлекательный, роскошной окраски цветок, который при более близком рассмотрении обнаруживает на себе следы страшной инфекции - смертельного ракового вируса, "вживленного" при помощи компьютерной технологии. Важной составной частью многих произведений Колишо являются пейзажные мотивы и цитаты, в том числе в виде фото-образов, позаимствованных из истории искусства. Так, он использовал фотографии с произведений Фридриха для изображения крестов на вершине гор, пародируя увлеченность романтическим восприятием природы и намекая на более мрачные ассоциации, порождаемые изображенным величественным пейзажем, претерпевшим своеволие и надругательство во времена третьего рейха.

Рисунки, фотографии и скульптуры Дэвида Шригли изображают обычные ситуации и происшествия. Введение написанных от руки, содержащих орфографические ошибки текстов и заголовков подсказывает точку зрения на происходящее, и сюрреалистический язык повествования, таким образом, более не вызывает недоумение. "Палочкообразные" человеческие фигурки, произвольно расположенные на рисованной от руки карте-схеме 1997 года ("Карта скульптурного проекта в Мюнстере"), выглядят странно, не выполняют своей путеводной функции и "условные обозначения", которые должны указывать местоположение художественных достопримечательностей, и совсем обескураживает участок плана, "зарезервированный" под каракули, нанесенные ручкой "biro". Значительно увеличенный в размерах, насыщенно зеленого цвета завернувшийся лист, получивший название "Новый лист", словно ожидает, когда он будет перевернут, в то время как табличка, расположенная на травяной лужайке, предлагает нам "Вообразить зеленое - красным". Все эти работы в одно и то же время язвительные, озорные и очень забавные. На протяжении ряда лет Шригли "наносил вред" ландшафтам Глазго, искажая их своими абсурдными знаками: кричащей вывеской "превращая" общественный туалет в паб под названием "The Ship" (Судно), или досаждая соседям установленной напротив его дома неоновой вывеской "slum" (трущобы).

* Перевод с английского Г. Андреевой