В анонсе к выставке «Метафизическая фотография» сообщалось, что показаны снимки одного из творческих направлений современной фотографии (то есть в 1990—2010 гг., или временной интервал еще шире? И существующее только у нас или на Западе тоже?). Якобы есть у этого направления качества, которые обозначили его самостоятельность (эти качества так и не были названы). В дискуссии выяснилось, что у многих сам термин вызывает внутренний протест, потому что содержание экспонированных снимков не соотносится с принятым в культуре содержанием термина. Серьезные претензии были высказаны относительно самой эстетики снимков, если считать их олицетворением этого направления.

Радикальнее всех на этот счет высказался Петр Лебедев (29.07.2010, дискуссия на тему «Анализ снимков» на форуме Photographer. Ru). Он предложил «конструкцию метафизического метода познания мира» перенести на изучение фотографии. Что такое конструкция метода, не объяснил, но, сколько мог, описал метафизический метод применительно к фотографии:

  1. «Фотография как проекция на плоскость сразу исследуется в двухмерном виде, без связи с реалиями».

    (Как проекцию на плоскость фотографию еще никто не видел — она всегда является синтезом изображенного пространства, которое трехмерно, и его физического «основания» на плоскости носителя. К ней изображенное пространство словно «прикреплено». Отделить от него проекцию на плоскость «некой сцены» невозможно.)
  1. «Далее проекции предметов для наглядности превращаются в треугольники, квадраты и т. д.»

    (Где, на фотографии? Сами по себе или это кто-то делает? Каким образом? Кто-то рисует?)
  1. «Затем ситуация на плоскости „оживляется“, находятся живые реальные связи между этими пятнышками на плоскости снимка».

    (Кем «оживляется» и как это делается? И что такое «живые реальные связи между пятнышками». Что становится результатом исследования — не сообщается. Или все завершается на ситуации с пятнышками?)
  1. «Это классическая конструкция метафизического метода»,- заключает автор идеи. Ему стоило бы хоть раз самому попробовать применить «метафизический метод» к конкретному снимку.

Вскоре прошло представление выставки «Метафизическая фотография» на Photographer. Ru с объяснением, что это еще не устоявшееся название одного из направлений в современной фотографии. Были представлены пейзажи, натюрморты, интерьеры, объекты, уличная фотография.

Началась дискуссия. В составе выставки выделили абстрактную фотографию, декоративную и слабую, посчитав, что это устоявшиеся термины. Но если в первом наименовании (действительно вошедшем в обиход) заложен принцип формообразования, то во втором — функциональное назначение, а в третьем — оценка качества. Основания для классификации разные; в слабом (эстетически) снимке может быть сильно выражено метафизическое начало; что касается декоративности, то почти каждый кадр можно использовать для оформления интерьера и т. д. Более всего обсуждалась правомочность термина «метафизическая фотография».Давайте определяться. Все-таки метафизика — это учение о сверхчувственном опыте, это философия, которая пытается заглянуть за рамки сегодняшней картины мира, чего не сделаешь средствами науки. И вовсе не фотография, как пишут на сайте, всегда метафизична, а человек, который за каждой вещью и явлением усматривает бесконечные, но не доступные нам дали и глубины. Но так же, как по внешним проявлениям мы получаем какое-то представление о внутренней форме предмета, так по отдельным проявлениям реальности мы стремимся распознать знаки загадочных глубин бытия.

Такие проявления реальности ищут сторонники метафизической фотографии. Только началось это не сегодня и не вчера. Возьмем недавнее прошлое нашей фотографии, когда в начале 80-х годов прошлого века в Литве сформировалось течение, как их тогда называли, малоформистов («большая форма» была прерогативой прямой фотографии). Снимки А.Будвитиса (у него в 1983 году прошла персональная выставка в Вильнюсе), Р.Пачесы, А.Завадскиса, В.Костюка и их единомышленников С.Жуковского (Зеленоград), П.Ланговица (Таллинн) были растиражированы книгой «Поэтика фотографии». Cнимки из книги опубликованы в слайдшоу к статье.

Однако полезно заглянуть и в более далекое время.

В искусстве авангарда в начале ХХ века сформировалось направление метафизической живописи. Главным организатором, практиком и теоретиком этого значимого течения был итальянский художник Джорджо де Кирико. Основные метафизические картины были написаны им в 1910–1919 годах и созданы они были как своего рода реакция на футуризм. Кирико был созерцателем и мистиком в живописи, он писал: «Мы знаем знаки метафизического алфавита, мы знаем, какие радости и страдания заключены в арке ворот, в каком-нибудь уголке улицы, между стен комнаты или в пространстве ящика».

В отличие от импрессионистов и футуристов его интересовала не видимая реальность, но ее глубинные, потусторонние грани, знаки непознанного. Их живописцы-метафизики искали в безлюдных городских пейзажах, словно лишенных воздуха и живых существ. Формируя собственную эстетику, они населяли картины безликими манекенами, гипсовыми муляжами, чертежными инструментами и существами в средневековых латах. И обязательно создавали странное освещение, дающее зловещие тени. Эта атмосфера ирреальности предвещала скорое появление сюрреалистов, которые почитали живописцев-метафизиков за своих духовных отцов.

Само течение метафизической живописи просуществовало немногим более десяти лет, выражать внутреннюю сущность вещного мира в новых формах оказалось делом трудным. Но поиски метафизического начала продолжились не только у сюрреалистов, но и у сторонников «новой объективности» в живописи и «новой вещественности» в фотографии.

Когда у современных фотографов метафизические идеи попадают в голову, они становятся реальностью, с которой можно работать. Значит что, у метафизической фотографии есть будущее?