Наверх
Loading
| Рефлексия

Пролегомены к American Color

Фотография и живопись: размывание границ
Edward Steichen «flatiron»
Edward Steichen «flatiron»
Henri Matisse «Harmony in Red»
Henri Matisse «Harmony in Red»
Kandinsky «Azul celeste»
Kandinsky «Azul celeste»
Kandinsky «Composition X»
Kandinsky «Composition X»
Jasper Jones «Pensamientos en carrera»
Jasper Jones «Pensamientos en carrera»
Piet Mondrian «Composition with Black, Red, Yellow and Blue»
Piet Mondrian «Composition with Black, Red, Yellow and Blue»
Jasper Jones «Figura 1»
Jasper Jones «Figura 1»
Mark Rothko  «No 8»
Mark Rothko «No 8»
Mark Rothko  «No 9»
Mark Rothko «No 9»
Robert Raushenberg   «Estate»
Robert Raushenberg «Estate»
Richard Estes «Cabinas Telefonicas»
Richard Estes «Cabinas Telefonicas»
Constantine Manos «Times Square»
Constantine Manos «Times Square»
Robert Cottingham «Art»
Robert Cottingham «Art»
Robert Cottingham «11th street»
Robert Cottingham «11th street»
Saul Leiter «Reflection»
Saul Leiter «Reflection»
Saul Leiter «Taxi, New York»
Saul Leiter «Taxi, New York»
Richard Estes «Urban Landscape No 3»
Richard Estes «Urban Landscape No 3»
Richard Estes «Cafe Express»
Richard Estes «Cafe Express»
Richard Estes «34th Street, Ma»
Richard Estes «34th Street, Ma»
Richard Estes «Autobus de Broadway en la calle Liberry»
Richard Estes «Autobus de Broadway en la calle Liberry»
1 из 20
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

На заре изобретения цветной фотографии считалось, что зона влияния фотографов так и ограничится монохромным черно-белым изображением или, в крайнем случае — синей или коричневой гаммой (в случае цианотипии или платинотипии). Цветное же изображение останется прерогативой живописцев. «Документальное» подсознательно считалось черно-белым, а художественно-воображаемое — цветным. Однако через некоторое время все изменилось: сегодня цветные фотографии имеют оттенок «документальности», а черно-белые — художественности. Фотографы в своих произведениях часто используют живописные техники и цифровые манипуляции, а живописцы — фотографические коллажи. Также фотография стала основным инструментом художников в фиксации акций, перформансов и прочих проявлений современной художественной культуры. Все смешалось в доме Облонских…

Kandinsky «Composition X»
Изобретение цвета способствовало вторжению фотографов в чуждую им прежде область цветового зрения. А граница между смежными искусствами (живописью, фотографией, кино) стала постепенно размываться. Как впрочем, и границы реальности изображения. Воображаемое стало не менее реальным, чем сама реальность. Более того — гипер-реальным.

Взаимопроникновение фотографии и живописи проходило в течение десятилетий. На этом пути были цветовые эксперименты Василия Кандинского, Анри Матисса, Пита Мондриана, Джаспера Джонса. Немало для понимания цвета сделали и фотографы, например, Уильям Эгглстоун (William Egglestone), Сол Лейтер (Saul Leiter), Стефен Шор (Stephen Shore), превратившие цветную фотографию в средство художественного самовыражения и изменившие отношение к ней как к исключительно инструменту рекламы. В русле этих поисков было создано немало теорий по психофизическому воздействию цвета на человека, по символизму цветов. Смежные искусства органично заимствовали художественные приемы друг у друга.

Constantine Manos
«Times Square»
Любопытное явление диффузии в среде изобразительных искусств можно проследить на протяжении всей истории фотографии. В конце XIX века фотографы (многие из которых были первоначально художниками), не удовлетворенные предоставляемыми фотографией изобразительными средствами, обратили свои взгляды в область смежных искусств — живописи и графики. В моду вошли такие методы манипуляции изображением, как гуммипигментная печать, фотографирование с помощью камеры пинхол. Таким образом, путем имитации живописных техник с фотографии смывался ненужный на тот момент лоск документальности и достоверности. Был создан некий стереотип арт-фотографии, основными признаками которого были нечеткое, малоконтрастное изображение софт-фокус (анти-дагерротип), зачастую монохромное изображение (анти-открытка), пасторальный квази-художественный сюжет (анти-репортаж). Художественная фотография явно двигалась в сторону живописи и графики.

Следует отметить, что спустя 20 лет сторонники «чистой» документальной фотографии заняли противоположную позицию. В статье «Художественный мотив в фотографии» Пол Странд писал: «Гуммиарабик, объективы софт-фокус являются злейшими врагами не фотографии, которая легко и естественно сможет себя защитить, но фотографов. Все фотографическое прошлое и настоящее, не считая небольших исключений, было ослаблено и стерилизовано использованием этих инструментов».

В свою очередь и живописцы не оставляли фотографию без внимания. Известно, что Эдгар Дега использовал фото-эскизы в своей работе над балетными сериями. С большим удивлением на одной из выставок в разделе, посвященном творчеству Дега, я узнал знакомые композиции на представленных на выставке фотографиях. Более того — было очевидно, что некоторые ракурсы и позы невозможно было бы поймать невооруженным глазом. Однако только при содействии гениальной кисти происходило преображение реальности — на основе простой фотокарточки рождался другой мир, преображенный и утонченный.

Richard Estes «Autobus de Broadway en la calle Liberry»
Подобное явление массово повторилось в 1970-х годах, когда художники, работавшие в русле фото-гиперреализма не только сознательно использовали фотографию как основу своих работ, но и копировали изобразительные приемы из арсенала фотографии (ракурсы, зернистость и смазанность подвижного изображения). Стереотип «документальности» фотографии был использован в этом случае как инструмент создания гиперреальности, усовершенствованной модели мироздания. Как ступенька в другую реальность.

К таким художникам можно отнести Чака Клоуза (Chuck Close) с его гигантскими живописными фотопортретами, Рихарда Эстеса (Richard Estes) с урбанистическими ландшафтами современных городов более похожих на рафинированные пластиковые утопии, Роберта Коттингхама (Robert Cottingham) и его живописно-шрифтовые эксперименты с изображением городской рекламы.

Robert Cottingham
«11th street»
Живописные произведения в этих случаях не просто копировали фотоизображение, они скорее мимикрировали под саму реальность — и даже создавали иное пространство гиперреальности. Это пространство было настолько детально изображено, что было привлекательнее самой окружающей действительности. Внутри этого пространства и был создан гомункулус рекламного мира, в который постепенно переселилось современное общественное сознание, отягощенное, по словам Бодрийара, «дефицитом реальности».

В контексте смежного сосуществования визуальных искусств, споры о том, является ли фотография искусством вообще, потеряли всякий смысл. С тем же успехом можно задаваться вопросами — является ли живопись искусством, и вообще — является ли искусство искусством.

Во второй части статьи мы рассмотрим феномен цвета в фотографии, строящей изображение по живописным канонам, на примере работ магнумовского фотографа Константина Маноса и его известной книги «American Color».

Продолжение


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 10 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов