Архив знаменитого ливерпульского фотографа Эдварда Шамбре Хардмана (Edward Chambré Hardman), насчитывающий 140 000 отпечатков и негативов, был передан Национальному фонду вместе с домом фотографа в 2003 году. Однако, было обнаружено, что часть негативов «активно разрушаются и выделяют ядовитые газы».
Отпечатки, находящиеся под угрозой, не были соответствующим образом сохранены автором в его студии на Родни Стрит в Джорджиан-Куотер в Ливерпуле. Уже первоначальный осмотр выявил серьёзные проблемы с хранением части материалов.
Хардман умер в 1988 году, за 15 лет до того как его дом, коллекции и личные вещи были приобретены Национальным фондом. Фотограф, ирландец по происхождению, стал известен как автор портретов знаменитостей 1950–1960-х и съёмок послевоенного Ливерпуля.
Проект, который работники фонда планируют завершить в этом году, ставит задачу каталогизировать, оцифровать и законсервировать 8000—10 000 фотографий и писем Хардмана, многие из которых станут доступны публике впервые.
Все единицы хранения будут переупакованы в новые открытые коробки, специально предназначенные для хранения фотоматериалов в Liverpool Records Office. Новые коробки позволят газам свободно выходить, чтобы они не накапливались и не усиливали повреждение фотоматериалов.
Архивист и специалист по оцифровке были наняты для работы с этим материалом в конце 2019 года. Они занимались проверкой состояния коллекции и отбором тех единиц хранения, которые нуждались в первоочередной обработке, когда началась пандемия, что вынудило их работать дистанционно.
Алекс Кукос, специалист по оцифровке, говорит: «Стало ясно, что драгоценные негативы Хардмана находятся в опасности, когда мы заметили сильный кислый запах, исходящий из некоторых закрытых ящиков. Этот запах — ясный „контрольный сигнал“, говоривший нам, что содержимое ящиков портится и его надо спасать».
Кейт Тайлор, куратор Национального фонда по культурному наследию, говорит: «Фотографии Шамбре Хардмана — важнейшая запись жизни в Ливерпуле середины 20 века, и этот проект поможет нам лучше понять их.
Это также поможет понять другие аспекты коллекции, такие как съёмки Индии 1910-х, которые он сделал во время пребывания в полку 8th Gurkha Rifles.... Этот архив — крупнейший в своём роде архив фотографа в Европе, если не в мире, и мы гордимся тем, что заботимся о нём».
Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича