В пятницу 8 февраля 2008 г. были обнародованы результаты очередного World Press Photo, самого влиятельного конкурса документальной фотографии в мире. Проводимый в Амстердаме смотр, хотим мы этого или нет — трактуется новостными редакторами как значимое для России событие (так, автор этих строк о результатах узнал из новостной ленты Bloomberg News/Research for Russia). Галерею победителей можно видеть здесь:
http://www.worldpressphoto.org/

Мнения разделились. Что характерно, разделились не по взгляду на содержание, но по оценке «хорошо-плохо».

Мнение «плохо» можно прочитать в колонке Олега Климова:
http://www.photographer.ru/

есть и измеримые странности.

Мы обратились за мнением к специалистам: Олегу Климову (фотограф, бывал в Чечне), Валерию Нистратову (фотограф, бывал в Афганистане), Майклу Ренье (фоторедактор, Panos Pictures, — агентство, набравшее призов чуть не больше всех).

Специалисты — согласны в том, что данная выборка очень, как это по-русски, — СМИ-выборка. Не новость, доносящая себя сама, но новость, трактуемая в заданном контексте. Климова любознательный читатель прочитает сам.

Ренье: «…фокус был на СМИ-элементе — в сравнении с предыдущим годом, когда многие более художественные, экспериментальные серии получили призы.»

Нистратов: «Ясно, что это посыл следующему президенту: заканчивать все это как-то…»

Весьма уважаемый автор Стенли Грин получил второе место в разделе «общие новости, одиночная фотография»: «План атаки, нарисованный на песке, граница Чада и Судана, январь».
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1100

Даже зная название, даже зная биографию Грина — сложно в этих линиях увидеть бегущих в ночи черных людей с подержанными китайскими АКМ, связанных пленных, технички с гранатометами. Это какие-то каракули, пока мы не прочитаем кепшен. То же самое относится к фотографии-победителю. То же самое относится к портрету Владимира Путина.
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1143

— Нужно знать контекст западной СМИ-истерии, чтобы понять эту фотографию. Безусловно западный читатель видит в ней «советскую угрозу», а не то же, что мы.

Нистратов: «Современная российская фотография слабо пока еще вписывается в стандарты WPP, так как документальные фотографы не думают „категорией фотоистории“ и мало путешествуют по миру, освещая мировые темы. Связано это с ограниченностью СМИ территорией СССР (в лучшем случае). Мир, проблемы Африки, Палестины, Ирака — не место для публицистики современных российских фотожурналистов. Никто их туда не посылает и материала их оттуда никто не ждет. Наш удел все еще — живописание Провинции (это, кстати, не так уж и плохо). Озабоченность мировыми проблемами — тем более в прессе — появится тогда, когда появятся экономические и другие интересы России в странах отдаленного мира (в Африке, например), с военным участием и ответственностью за население, которое мы колонизируем или приручим.»

Т.е. признание того же, что и у Климова, но без такой горечи.

Аналогичными путями двигалась эволюция современного искусства в ХХ веке: от изображения к тексту. Искусство (в значительной степени) утратило понятность вне контекста – за счет того, что внутри контекста достигается мощный кумулятивный эффект. Та самая принадлежность документальной фотографии к современному искусству, о которой так долго говорили галеристы – становится былью на наших глазах – правда, с неожиданной стороны. Кто-нибудь без кепшена может оценить силу этого кадра?

http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1107&type=byname&Itemid=188&bandwidth=high

На авторитетном форуме Lightstalkers (http://www.lightstalkers.org/world-press-photography-like-always- ) тоже проскочило такое определение, что результаты WPP — это мир глазами американских СМИ-редакторов. Понятно, почему результаты WPP немедленно облетели все новостные ленты: нам важно знать, откуда ветер дует.

С другой стороны, серия Хэтерингтона, из которой взята фотография-победительница — это заказная съемка для Vanity Fair, что явно характеризует разницу в манере мышления редакторов и издателей в России и за ее пределами.

Важным и удивительным фактом (только не в том случае, если мы примем точку зрения «все решает политика») является тот, что первое и второе место в историях получили два автора, шедшие с одной и той же ротой в операции «Каменная лавина» и фотографировавшие, по сути, одно и то же. Один в цвете (тот самый Хэтерингтон), другой чб (Бэлаш Гарди). Гарди — 1-е место. Хэтерингтон — 2-е. Зато у Хэтерингтона Гран-при за счет одной из фотографий из той самой победной серии.

Ренье: «… целый ряд серий-победительниц, снятых в одном и том же месте: три (как минимум) в Афганистане, включая картинку-победительницу. Много из Кении, много, конечно, из Пакистана. И по крайней мере трижды люди выиграли две (а иногда три!) награды, что кажется странным, так как было подано более 80 тыс. работ…»

Кстати, в сериях, занявших первое и второе места, присутствует один и тот же старик с одним и тем же раненым ребенком — в цвете и чб.
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1098
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1097

Булгаков, «Адам и Ева»:
«Ева. Списал?
Пончик. Как он мог списать? Нет! Мы в одной бригаде ездили в колхоз, и он таскался со мной по колхозу как тень, и мы видели одни и те же картины.»

Есть и гуманистическая фотография.

Афганские девочки:
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1138

— нечто похожее уже делал Мартин Парр в тех же местах, без большой помпы.

Незримый град Китеж. Питер тен Хопен (Pieter ten Hoopen), Нидерланды
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1134
Дети-охотники. Ерика Ларсен (Erika Larsen), США:
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1121
Духовное исцеление, Венесуэла. Кристина Гарсиа Родеро (Cristina García Rodero), Испания:
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1144

— с этими тремя сложно не согласиться.

Кстати, третье место в «повседневной жизни», наш Владимир Вяткин:
http://www.worldpressphoto.org/index.php?option=com_photogallery&task=view&id=1135

— хорошая фотография. Человек-легенда, практически ровесник ХХ века, ушедший из жизни в 2007-м. Читатели могут самостоятельно оценить снимок вне данного контекста.