Дамы и господа,

прежде всего — мои искренние сожаления по поводу задержки и несвоевременности публикаций «Репортажа месяца», которые были связаны с объективными причинами личного характера и моего долгого отсутствия в Москве.

Рубрику «Репортаж месяца» мы решили продолжить, но в несколько другом, менее оперативном, формате.

Вместе с тем, анализ присланных работ от авторов заставляет о многом задуматься. Прежде всего, я хотел бы сказать, что идея представления репортажей на Фотографере была мотивирована не обстоятельством того, что фотографический ресурс может являться «общественно-политическим» журналом, публикующем любые социально-политические репортажи, как стереотипное средство массовой информации. Photographer.Ru — это специализированный ресурс. Предметом его основного внимания является фотография.

Идея рубрики заключается в том, чтобы найти своего рода компромисс между событийностью (темой) и уникальным авторским стилем. В идеале хотелось бы, что бы и то и другое в присылаемых репортажах соответствовало высокому уровню современной мировой фотографии. Кроме того, публикуя авторские материалы, биографию фотографа и статью о фотографе, мы хотим представить не просто «случайных людей», со случайным набором фотографий, которые, вдруг, в силу разных обстоятельств, удались и достойны публикации. Нет. Нам бы хотелось представлять фотографов, как профессионалов, так и любителей, действительно посвятивших себя занятию фотографией. Мы не хотим показывать репортажи, сделанные сотрудником офиса в обеденный перерыв, или «трэвел-стори» из экзотических стран, где автор провел очередной отпуск. Мы хотим увидеть осмысленную и достойную фотографию, «пережитую» и осознанную фотографом в силу его представлений о событии, социальной теме в обществе и рассказанную визуальным языком фотографии.

Существует и другая, не менее сложная, но вместе с тем типичная проблема: текст написанный фотографом для снятого им репортажа. Проблема в том, что очень часто отсутствует соответствие между ними. В силу деликатности, я не буду приводить примеры, но лишь хочу напомнить, то, что выдается на словах фотографом, не соответствует по визуальной логике тому, что можно увидеть на фотографиях.

Зачастую, фотографии рассказывают совсем не о том, что было бы близко к тексту фотографа. Обычно это возникает потому, что фотограф подвержен внутренним впечатлениям от происходящего события и выдает свои впечатления в виде «объясняющего текста», а не в виде визуального ряда, который имеет совсем другие правила и методы подачи информации или эмоций. Когда автор пытается расширить специфическую лаконичность документальной и репортажной фотографии, прибегая к помощи литературного жанра, настаивая при этом на качестве и визуальной логике самих фотографий, то возникает противоречие между тем, что мы видим и тем, что мы слышим.

Принимая во внимание сложность данной рубрики, Photographer.Ru будет рассматривать не только репортажи, сделанные в течение последнего календарного месяца, и не только событийные репортажи, но также репортажи о социальных явлениях, репортажи-темы, которые могут создаваться в течение длительного времени, но которые должны быть закончены в последний календарный месяц.

Теперь несколько слов о самом репортаже. «Фоторепортаж умер» — утверждение само по себе спорное, но не без основания. Репортаж как-то сохранился у «пишущих», но у «снимающих» он все больше напоминает иллюстрации к тексту, чем самостоятельный жанр.

Можно также утверждать, что на смену фоторепортажу пришла так называемая фотоистория — жанр, выдуманный различного рода агентствами для удобства продажи фото-имиджей — с одной стороны, и с другой — абсолютно поддержанный многими фотографами еще и по причине того, что в одну кучу можно «навалить» огромное количество фотографий, выдать это за творческую авторскую концепцию и успешно продать.

Однако результат такого рода творчества — иногда весьма сомнительного уровня. Странно, но даже начинающие фотографы вместо того, чтобы снимать один главный кадр, предпочитают делать фотоистории, «замороченные» собственным воображением, после чего искренне удивляются, почему их творчество не имеет успеха в реальной журналистике. Часто по этой причине начинающие фоторепортеры становятся «фотохудожниками» с комплексом «непризнанного репортера».

В «другой фотожурналистике» стало правилом хорошего тона печатать фотографии не соответствующие стандартам классического жанра фоторепортажа: общий план; средний план; крупный план. Соответственно — три разных сюжета в одной теме. Классический газетный репортаж. Журнальный вариант позволяет некоторое разнообразие и большее количество фотографий, но принцип остается неизменным.

«Другая журналистика» иногда использует вообще только один план, чаще крупный (портрет), в итоге, в качестве репортажа на страницах, мы видим серию портретов участников митинга, пенсионеров, горожан и так далее… снятых, как правило, средне-форматной камерой с претензией на искусство.

Проблема такого «репортажа» в том, что он больше рассказывает о самом фотографе и практически ничего о том, что происходило вокруг него. Уже поэтому подобное можно назвать «другой журналистикой».

Могу с уверенностью сказать, что снять такой «репортаж» для опытного фотожурналиста не составляет проблем, но он заведомо не будет этого делать в подобном формате, если нет определенного заказа, личной идеи или условия съемки не позволяет снимать ничего более…

«Интрига» заключается в том, что «другая журналистика» стимулирует весьма дилетантский подход к фотографии в масс-медиа. Безусловно, это происходит не всегда, но очень часто. Особенно в современных и так называемых «модных» журналах, где не только фотографы, но и их редакторы забывают или игнорируют такие понятия, как различный план съемки, композицию, тень, цвет и т. д., в лучшем случае, считая это консерватизмом, а в худшем — банально не имеют об этом представления. Все это может быть преподнесено как «современное искусство», но в реальности это больше похоже на отсутствие профессиональных навыков фотографа или отсутствие образования у редактора. Это можно называть «Фото-наивом», по аналогии с «Арт-наивом», но к фоторепортажу это практически не относится, несмотря на то, что публикуется как раз в рубрике «Репортаж».

Стоит сказать, что это достаточно опасное явление не столько для редакторов, сколько для самих фотографов потому, что очень трудно проявить себя в «классическом репортаже» (просто сложнее его сделать) и довольно легко в «фото-наиве» или «концептуальной фотографии», которая может быть также использована в масс-медиа. Следуя «наименьшему сопротивлению», фотографы готовы обслуживать «другую журналистику» на радость их редакторов, но при этом не могут снять элементарные вещи в элементарных условиях, которые бы соответствовали классической фотожурналистике.

Так или иначе, но ресурс www.photographer.ru открывает рубрику «Репортаж месяца» для всех желающих проявить себя жанре фоторепортажа.

Условия участия:

  1. Фотографии, по меньшей мере, должны соответствовать уровню газет и журналов.
  2. Тема репортажа должна быть актуальной, по крайней мере, для российской общественности. На рассмотрение принимаются только репортажи, законченные в течение последнего календарного месяца. Дата начала работы над репортажем не имеет значения.
  3. Последний срок сдачи фотографий — каждый последний день текущего месяца.

Творческий уровень фотографий будет определяться непосредственно ресурсом Photographer.ru. Актуальность темы — независимыми редакторами и фотографами (минимум 3 человека) и каждый месяц разными. Куратор рубрики — Олег Климов (фотограф).
Хотелось бы особо подчеркнуть, что идея рубрики «Репортаж месяца» прежде всего рассчитана на фотографов, а не на их редакторов или агентов. Снимая репортажи для своих изданий, большинство фотографов (в этом я уверен) не всегда удовлетворены подачей материалов в журналах и газетах. Часто это связано с недостатком пространства в off-line или форматом издания, или даже цензурой. Все эти факторы предполагается исключить в рамках новой рубрики.

Публикация «Репортаж месяца» предполагает слайд-шоу и макет в формате PDF, сделанный непосредственно при участии автора репортажа. По истечении года, независимое жюри определит «Репортаж года». Двенадцать актуальных репортажей и репортаж года будут опубликованы в конце года в специальном буклете Photographer.ru Возможно, будет установлен приз за лучший репортаж года.

Все предложения, пожелания и темы репортажей: Олег Климов, klimov@photographer.ru тел +7 916 0124363.

Файлы: dpi-72, 1000 pix по большой стороне просьба высылать по адресу klimov@photographer.ru предварительно упаковав их в ZIP. Обработка в Photoshop: только коррекция цвета, кадрирование, изменение размера файла, устранение пыли, проработка деталей — словом, все то, что можно сделать при аналоговой печати фотографий.

Фотографии должны быть снабжены caption (текст, file info в Photoshop) с указанием автора съемки (если необходимо — издание, агентство автора), места и времени съемки, кратким описанием темы съемки. Ответственность за предоставленную информацию несет автор. Если эта информация не соответствует действительности, то Photographer.ru оставляет за собой право делать соответствующие публичные выводы и заявления.

Проект является некоммерческим. Мы надеемся, что в нем примут участие большинство фриланс-фотографов, фотографов изданий и агентств. Все права принадлежат авторам или их работодателям, или тем и другим вместе. Публикация возможна только с личного разрешения право-обладателя.

Куратор рубрики Олег Климов.