Когда темнота покрывает его трак, Ханс Петтер Нюкос заканчивает последнюю за этот день сигарету. Единственный звук, слышный в кабине – это жужжание отопителя, удерживающего Норвежскую зиму снаружи на эту ночь. Он садится на свою постель и сидит минуту в тишине, прежде чем залезть под одеяло. © Лине Эрнес Сёндергорд

Каждый вечер тысячи людей ложатся спать в случайных местах вдоль узких дорог Норвегии. Потому что их правительство считает, что так и надо.

Ландшафт Норвегии в основном состоит из гор и долин между ними, и без грузовых автофургонов, доставляющих необходимые товары по всем уголкам страны, выжить в здесь было бы трудно. Но жесткий контроль времени движения и  малое количество выделенных мест для стоянок/ночёвок (всего 15 на 385 203 кв. км.), шофёры – «дальнобойщики» вынуждены останавливаться там, где их застигло  установленное время прекращения движения.

После того, как фура припарковалась на ночь, её водитель как бы перестаёт быть тем шофёром, что ведёт свой автомобиль по дороге сквозь «открыточные» норвежские пейзажи. Теперь это просто человек, совершенно одинокий в своей хижине-кабине. Иногда в ней тепло, иногда холодно, но практически всегда есть чувство одиночества и уязвимости.

Чтобы сделать эту серию, я стучалась в их двери и ночевала с ними. Моя цель была показать другую сторону норвежского водителя трака, обычно скрытую – то короткое время, когда они перестают работать шофёрами и просто отдыхают.

© Лине Эрнес Сёндергорд

Норвежская топография и климат таковы, что требуют несколько иных умений и оборудования, чем большая часть Европы. Это дорогой опыт для многих иностранных водителей, нанятых для того, чтобы водить зарегистрированные за рубежом машины по зимним Норвежским дорогам. Если автомобиль не оборудован в расчёте на эти условия, риск аварии сильно возрастает

© Лине Эрнес Сёндергорд

«Мы ё*нутые. Должно быть, это так, раз мы жертвуем иными возможностями чтобы просидеть тут за рулём лучшие годы жизни».  Когда Йоаким  Лаубю перестал работать на этих трассах, у него началась бессонница. Ему не хватало жужжания механизмов, поэтому он ездил по окрестностям, чтобы припарковаться рядом с траком. Потому что так устроена эта профессия – ты срастаешься с машиной, становишься одним. Это твоя работа, это твой дом, это ты сам. «Это одиночество, все эти часы наедине с собой. Ночи. Ты думаешь о разных вещах». «О чём?» «Что нам всем нужно в жизни, наверное. Любовь, счастье. Знаешь, это вот будущее где-то там, впереди».

© Лине Эрнес Сёндергорд

За год норвежские фуры проезжают расстояние, равное 126 000 «кругосветок». Они перевозят больше 250 миллионов тонн грузов. Но на все 385 000 квадратных километров территории Норвегии есть лишь 15 удобных и безопасных парковочных точек для отдыха водителей.

© Лине Эрнес Сёндергорд

Атле Йоханнесен служил во Французском легионе много лет, прежде чем стать водителем фуры. Когда конкуренция снизила оплату, он решил, что пришло время что-то поменять. «Я однажды почувствовал настоящее счастье, когда я только вернулся в Норвегию. Я получил эту работу, дом, жена и дети были следующей целью. Я вёл машину пздно вечером через покрытые снегом горные перевалы, и снег завивался позёмкой за ней. Это было волшебство, что-то вроде эйфорического чувства счастья. Как будто всё стало как должно быть».

© Лине Эрнес Сёндергорд

Спящий «посреди нигде» в своём траке шофёр – прекрасная цель для криминала, грабителей. Нападениям так или иначе подвергались четыре из каждых десяти водителей.

© Лине Эрнес Сёндергорд

Когда он лежит вот так, внутренний диалог может быть разным, впечатления и вызовы дня превращаются в метафоры чего-то большего. «Я любил одну женщину. Но однажды она ушла. Я никогда не понимал, что пошло не так, встретила ли она кого-то или ей стало скучно со мной. Может быть, она слишком любила меня, чтобы разочаровывать. Я верю, что так и было. Что она сделала неправильный выбор и предпочла уйти, чтобы не говорить мне. Но….» Он делает паузу. «Я бы простил её, если бы она позволила мне».

© Лине Эрнес Сёндергорд

Норвежские водители находятся под серьёзным давлением, так как индустрия ищет иностранцев, готовых работать за меньшую плату. Нужда в транспорте растёт, но каждый год много шофёров ставят свои машины «на прикол» в поисках чего-то лучшего. Моя серия «Время отдыха» проливает свет на людей, работающих в индустрии, находящейся в кризисе, и на правила, которым они должны подчиняться.

© Лине Эрнес Сёндергорд

Когда Эйнар Эгге паркует свой трак вне дома, он снова хочет жить. Снова бесконечная дорога, единственная жизнь, которую он знает. Волк на его руке воет, и он раскрывает свою философию жизни и дороги: «Я верю в жизнь с большим окном впереди, и маленьким задним зеркалом. Смотри вперёд, бросай назад только краткие взгляды. Если долго смотреть в это зеркальце, разобьёшься».