© Anup Shah

«Я наблюдал за слонами и только что вернулся», – сказал Ануп Шах (Anup Shah), отвечая на телефонный звонок в одну из последних суббот ушедшего года. То, что для кого-то могло быть самым ярким впечатлением года, а то и всей жизни, для фотографа дикой природы – просто ещё один рабочий день. Когда он просыпается в своей палатке в кенийском национальном парке Масаи Маара, его день начинается вместе с животными. «Я просыпаюсь с пением птиц, – говорит Ануп Шах, – и ухожу ещё до зари».

Мистер Шах, 47-летний фотограф, встаёт с первой зарёй, пока палящее солнце не вынудило животных скрываться в тень для дневного отдыха. Его цель – не съёмка животных на отдыхе, он хочет поймать проявления личности, эмоции. Его чёрно-белые портреты сталкивают зрителя лицом к лицу с обитателями Масаи Маара: львами, леопардами, гну. Нередко ему удаётся ухватить реакцию животных на камеру. Они могут выглядеть удивлёнными, даже насмешливыми или просто спокойно проходить мимо.

© Anup Shah

Ануп Шах использует порядка 15 «внешних студий», мест, где свет падает как надо и можно ожидать появления «портретируемых». Одна из этих так называемых студий – место водопоя. «Иногда здесь никого не застаёшь, – говорит фотограф. – Но во время засухи тут всегда много следов разных животных, а значит, они приходили совсем недавно и с большой вероятностью придут снова».

(В этот момент в телефоне послышался рёв гиппопотама. «Я стою на берегу реки», – объяснил мистер Шах).

Ануп Шах использует дистанционно управляемые камеры. Обычно он паркует машину примерно в 50 метрах от камеры, и ждёт – ждёт, ждёт и ждёт…. «Чаще всего ничего не происходит, – говорит он. – Но когда начинается везение, нередко везёт по-крупному».

Обычный «выход» фотографий – примерно одна в неделю, но подчас получается три или четыре. Успешная фотография, по мнению автора, «должна создавать впечатление, что животные в группе снимали друг друга».

© Anup Shah

Во время нашего предыдущего разговора, мистер Шах уже провёл в заповеднике две недели, из запланированных шести. Его новая книга, «Маара» (“The Mara”), изданная Музеем Естественной Истории, результат примерно шести таких путешествий – примерно год, проведённый в общей сложности в палатке. В остальное время он живёт в Англии и путешествует со своей женой, Фионой Роджерс, специализирующейся на фотографировании приматов.

Мистер Хан вырос в Кении, где дикая природа всегда была буквально «на пороге дома». «Мои родители часто возили меня в национальные парки – говорит он. – И как только я смог водить машину, я стал ездить туда сам».

Однако, став старше, он несколько удалился от дикой природы, отправившись учиться в Великобританию. Он получил Ph.D. и около десяти лет занимался преподаванием математического моделирования экономики, пока не понял, что не хочет посвящать этому жизнь.

© Anup Shah

В заповеднике, к западу от Найроби, Ануп Шах ведёт спокойную жизнь. У него нет смартфона, и большую часть времени он совершенно оторван от политики. В ожидании появления животных он читает классические романы. Недавно фотограф закончил «Великого Гэтсби» и надеется прочитать ещё много «классики», начиная с американской.

«Когда ты ждёшь,» говорит он, «твой мозг голоден, ему не хватает работы, а классический роман как раз позволяет получить все необходимые стимулы и нагрузки».

Конечно, Ануп Шах не всегда один в этих, едва ли не самых известных в мире, заповедных местах. Когда туристы приезжают посмотреть на ежегодную Великую Миграцию» зебр и гну, люди часто останавливаются поздороваться и поболтать с ним. Они спрашивают, почему мистер Шах держится в одиночку, «отбившись от стаи». «Люди думают, что я сумасшедший – говорит фотограф. – Кто-то приходит ко мне и говорит, "Ты знаешь, там прайд львов и они собираются делать что-то интересное", а я отвечаю – знаете, а вот мне это неинтересно».

© Anup Shah

Вместо этого он старается снять гораздо более аутентичные и интимные моменты из жизни животных, которые помогут зрителю увидеть их индивидуальность.

Например, говорит фотограф, у львов «есть реальная глубина в глазах. И установив контакт, вы увидите в них ум».

Ануп Шах говорит, что, занимаясь своей документальной фотографией, он «пытается отойти в сторону от общего взгляда и сделать свои фотографии более выразительными; чем-то, на что люди могут смотреть не один раз и чувствовать взаимосвязь. И это требует времени. Животные не выдают своих тайн легко».

Сайт фотографа http://www.shahrogersphotography.com/index.html

Перевёл с английского Александр Курлович

© Anup Shah

© Anup Shah

© Anup Shah