Наверх
Loading
| Серебряная камера

Московский элемент

Не первый год наблюдения за конкурсом «Серебряная камера», ознакомление с работами победителей нынешнего года заставляют сделать небольшой комментарий. За торжественностью ежегодных церемоний награждения, за демонстрацией фотографий всех участников конкурса, за теми пространными статьями, что выходят в московских СМИ, нельзя не обратить внимания на ряд существенных моментов.

За годы существования конкурс «Серебряная камера» не приобрел статуса показательного в масштабе страны. Это главное разочарование. Начнем с того, что он, как следует из определения, является конкурсом на лучший фоторепортаж о Москве. По прошествии нескольких лет эта «московскость» стала одним из его недостатков, если не сказать более — серьезным минусом. Подобная ограниченность не может не повлечь за собой фотографического однообразия. Конечно, Москва — город большой, но не настолько, чтобы заслонить собой всю страну со всеми ее особенностями. Будут фотографии, что называется, обо всем, но серьезных творческих откровений ожидать вряд ли приходится. Вот и призеры нынешнего года, если говорить об уровне работ, оставляют желать лучшего.

Какая уникальная возможность была упущена? Когда подобного рода перспективное начинание должно было бы уже выйти за границы столицы, «Серебряная камера» в нынешней своей ипостаси, имея серьезную финансовую и административную поддержку, имея весьма внушительные призы и премии, остается конкурсом самим в себе. Не стал конкурс ни общероссийским, ни международным в статусе открытого российского, хотя бы, в границах бывшего СНГ. Сейчас уже очевидно, что это никак в планы организаторов не входило. Однако результат не заставил себя долго ждать. Культурный резонанс если и появился, то тот только, что сегодня на «Серебряную камеру» можно смотреть лишь как на московский элемент в программе ежегодных фотографических мероприятий Московского дома фотографии.

Хотелось бы озвучить момент, который не мог не повлиять на существующую расстановку акцентов и в определенной степени сказался на отношении к конкурсу сегодня. Нельзя не вспомнить, что уже с первого года своего существования организаторы озадачили отсутствием традиционного для подобного рода событий заблаговременного извещения об условиях проведения конкурса в СМИ. Если в случае с «Серебряной камерой» 2001 года, результаты которой были оглашены в конце зимы 2002-го, это можно было, пусть и с натяжкой, объяснить отсутствием скоординированности в действиях, то подобное «упущение» в последующие годы становится просто непростительным. В печатных СМИ условий не найти и вовсе — ни за шесть, ни за три месяца до начала предполагаемого заседания членов жюри. Чем это объясняется, гадать не будем, но данная особенность весьма и весьма необычна. К слову сказать, ни в 2001 году, ни и в 2002-м условий не было даже на веб-сайте самого МДФ. Конкурсы, тем не менее, чудесным образом проводились. Стоило ли в тех условиях говорить о какой-либо объективности? Ответ напрашивается сам собой. Официально условия появляются на веб-сайте МДФ лишь с конкурса 2003 года. В том же году на вопрос, каким образом фотографы могут узнать о конкурсе, одним из представителей Московского дома фотографии было сказано, что информация об участии разносится по воздуху. Подобная виртуальность (спасибо за подсказку определения одному из собеседников) тогда озадачила. По этому поводу претензии со стороны фотографов могли и не озвучиваться — они лишь участники конкурса. Но вот пользоваться организаторам столь странным обстоятельством никак нельзя было.

Логичным же будет далее перенести внимание на ключевой момент, ради которого, собственно, и затевается любое претендующее на значимость фотографическое мероприятие. В течение всего времени существования «Серебряной камеры» нельзя было не отметить, что в кругах разбирающейся публики, среди фотографов конкурс, похоже, вряд ли когда считался фотографическим событием, достойным быть ориентиром. Таким ориентиром, например, является World Press Photo — для тех, кто стремится считаться профессионалом в фотожурналистике. На территории постсоветского пространства был в недавнем прошлом хороший прецедент. До 2004 года конкурс «Пресс Фото России» подавал небезосновательные надежды на право быть равным среди ведущих конкурсов мира. Можно задать вопрос — уместно ли сравнение «Серебряной камеры» c конкурсом в Амстердаме? Фотожурналистика со всего мира в первом случае. Фоторепортаж о Москве — во втором. Да, сравнение уместное, если подразумевать под этим разговор о профессиональном реноме. Сравнивать необходимо именно с сильнейшими. И дело тут, как следует понимать, вовсе не в фактическом наличии среди участников конкурса имен известных фотографов, их прежних заслуг, не в распределении первых мест и не в количестве премий вообще.

Дело в возможности обладателю призового места получить профессиональный одобрительный кивок со стороны как ему равных, так и более маститых. За добротную работу. Никому из фотографов и в голову не придет подвергать сомнению уровень конкурса в том же Амстердаме — потому хотя бы, что выигравший любую из категорий (заметьте, любую) оценивается по самому высокому разряду. Сомневаться в этом не приходится — даже фотографии, занявшие вторые и третьи места, могут заслуживать первых позиций. Они весьма сильны. Может ли фотограф, удостоившийся гран-при в любой из номинаций конкурса «Серебряная камера», как и получивший один из многочисленных «утешительных» специальных призов, претендовать на подобного рода оценку со стороны профессионалов? Не будем лукавить — в большинстве случае, вряд ли. Что он думает по этому поводу сам, как обладатель первой премии, нам остается только гадать, но это, по большому счету, его собственное дело.

Наконец, последнее — можно что-то услышать о «кузнице талантов». Иными словами, ладно с не всегда однозначными победителями и разного рода неувязками, но где бы еще приняли участие молодые фотографы, как ни в «Серебряной камере», — на кого равнялись бы? Так вот об этом-то «на кого равнялись бы» и следовало думать в первую очередь (и думать организаторам), задавая себе вопрос, как молодые претенденты и потенциальные участники будут действительно смотреть на конкурс, обсуждать победителей и делать выводы.


Ссылки на конкурс «Серебряная камера 2005» и на работы авторов, получивших гран-при в категориях «Лица» и «Cобытия и повседневная жизнь»:

http://www.mdf.ru/contests/silvercam/silvercam2005/

http://www.mdf.ru/contests/silvercam/silvercam2005/sk_faces05/leavingnrtn_sk05/

http://www.mdf.ru/contests/silvercam/silvercam2005/sk_events05/squareurope_sk05/

Некоторые из российских СМИ о конкурсе «Серебряная камера 2005»:

http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=713661&IssueId=30227

http://www.izvestia.ru/culture/article3097646/

http://msk.afisha.ru/exhibitions/exhibition/?id=14515148

http://www.rian.ru/photolents/20061019/54937643.html

http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/77n/n77n-s36.shtml

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/10/04/113551


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 11 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов