Наверх
Loading
| Опыт

ZONEZERO: Новая территория фотографии

Рассказывает Педро Майер, редактор Zonezero

Фотографическое содержание Интернета остается загадкой для многих российских фотографов. Фотобанки, агентства, архивы, электронные версии газет и журналов - с этим все более или менее понятно. Однако мы сталкиваемся с необходимостью разъяснять природу электронной коммерции или случаи некоммерческого использования фотографии в сети. Стараемся пробел восполнить.

Фотохудожники и документальные фотографы, менее информированные, чем фотожурналисты и фоторедакторы, которые сталкиваются с новыми технологиями ежедневно, весьма подозрительно относятся к размещению своих работ в виртуальных галереях и журналах. Тем временем новые способы представления фотографии успешно развиваются.

Фотографический сервер ZoneZero - пример воплощения визуальной коммуникации, достигнутой средствами, немыслимыми в традиционной среде фотографии. Основанный 5 лет назад мексиканским фотографом Педро Майером, ZoneZero поощряет документальные и художественные работы гуманистической направленности. Авторы сервера надеются, что вскоре структуры, созданные Интернетом, смогут оплачивать работу фотографов.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Педро Майером, редактором ZoneZero.

- Как Вам удалось развить некоммерческий сервер ZoneZero в профессиональное виртуальное издание и собрать такое количество фотопроектов из разных стран?

Я принял сознательное решение содержать его на собственные средства, пока нам не удастся перейти на самообеспечение.

- Что Вы называете самообеспечением применительно к интернет-серверу? Значит ли это, что ZoneZero когда-нибудь превратится в коммерческое предприятие?

Как и в реальном мире, «самообеспечение» означает, что доходы покрывают издержки производства. Станет ли ZoneZero коммерческим предприятием? Надеюсь, что да. Сервер не может вечно кормиться из моего кармана. Работать над таким проектом - все равно, что воспитать ребенка: Вы помогаете ему вырасти, он становится независим и продолжает движение самостоятельно. У меня такие же пожелания в отношении ZoneZero.

- Как Ваша деятельность редактора ZoneZero сказывается на Ваших собственных фотографиях? Когда Вы поняли, что способны совместить оба занятия?

Моя работа как фотографа питается осведомленностью в новых средствах, которые необходимы для работы в интернете. Если бы не столь близкий контакт с технологиями, я подозреваю, что был бы сильно отдален от происходящего в мире. Поэтому для меня работа в интернете - прекрасный способ поспевать за временем в этой постоянно изменяющейся технологической среде.

У меня есть некоторые соображения о том, как применить эти возможности к моим работам, и я без устали пытаюсь их воплотить. Сочинение редакционных статей для ZoneZero заставляет меня как следует обдумывать и четко формулировать свои идеи. Такая самодисциплина помогает мне их материализовать. Так что я не задумываясь могу сказать, что для меня нет двух занятий, а существует одно, и весьма интенсивное.

Новая структура, схема, созданная интернетом, является территорией, где должны быть пересмотрены традиционные роли, которые мы играли в фотографии.

Примером может служить киноиндустрия в то время, как компьютеры получили широкое применение. Традиционные определения рабочих обязанностей, данные профсоюзами, вышли из употребления. Теперь один человек одновременно управляется со схемой освещения, строительством декораций и реквизитом - все это отдельные рабочие места в невиртуальном мире. На протяжении долгого времени оппозиция профсоюзов новым методам работы задерживала развитие индустрии. Постепенно профсоюзы адаптировались к новым реалиям.

То же относится к структурам, которые исполняют традиционные функции в мире фотографии. Я не уверен, что фотоагентства отдают себе отчет в том, что их роль претерпевает существенные изменения. Одно из обстоятельств, оказывающих влияние, - повсеместное использование тематических электронных архивов. Другое заключается в том, что Вы из России, я из Мексики, можем устанавливать профессиональные связи со всем остальным миром, о которых нельзя было раньше и помыслить, хотя бы по соображениям логистики, если оставить в стороне политические причины.

Вы в Москве, я в Мехико Сити??? А сейчас я пишу из Сан-Франциско, как Вам это к разговору о новых способах коммуникации?

- Как Вы можете разделить среду фотографии на составляющие? Классифицируете ли Вы вообще для себя фотографию, по жанрам или как угодно еще?

Фотография берет свое имя от светописи.

Все изображения, с которыми мы сталкиваемся, полученные любым способом, цифровым или любым другим, родились из света. Отсюда и начнем. Нигде не утверждается, что фотография должна быть получена путем химической обработки для того, чтобы являться фотографией. Имея это в виду, все жанры, которые можно себе вообразить, остались теми же, что и в докомпьютерную эру. Все «составляющие» остались на местах. Или Вы можете указать на изменения?

- Каковы критерии отбора фотографий для выставок на ZoneZero?

Выдающиеся визуальные качества; высокая степень осознанности содержания - рассказать историю не значит продемонстрировать, чего может добиться фотограф, но поделиться замыслами, идеями; подлинность, первоначальность; разнообразие по отношению к тем работам, которые мы уже показали.

- Как независимому редактору, доводилось ли Вам отвечать на упреки агрессивно настроенных зрителей в предвзятости, необъективности?

Нас лишь однажды атаковал один агрессивный тип. Я ему возразил, и после обмена несколькими сообщениями, он признал, что не имел права на подобную злобу и принес обильные извинения.

Одно дело, когда кто-то с Вами не согласен, а другое, когда люди крайне враждебно выставляют свое мнение на показ. Я ожидаю учтивости в таких диалогах, если можно что-то для себя вынести из столь разных точек зрения. Неудивительно, что мнения часто расходятся - мы же должны поощрять их интеллигентное выражение.

- Что мешает Вам сделать свою персональную выставку на ZoneZero?

Я хозяин. Мне кажется несоответствующим представлять свои работы вперед гостей.

- Верите ли Вы, что появление выставок на сервере оказывается в конце концов полезным для их авторов в коммерческом смысле?*

Наш опыт показывает, что практически во всех случаях это оказывается справедливым.

- Вы когда-нибудь имели конфликты с фотографами по вопросу авторских прав?

Пока нет.

- Думали ли Вы о создании коммерческой электронной галереи на ZoneZero?

В настоящее время мы рассматриваем эту возможность.

Сегодня интернет пока не является источником огромных доходов. Это не значит, что он им никогда не станет. Однако Вы не можете ждать пока это случится, потому как занять свое место к тому времени будет уже достаточно сложно, по крайней мере без значительных вложений.

Всякий, кто работает и живет в цифровую эпоху, делая проект для интернета, должен постоянно помнить: ничто нельзя рассматривать как неосуществимое. То, что Вы придумали в январе, смотришь, к Рождеству уже устарело - такова скорость изменений. Нужно оставаться открытым и подвижным для принятия любой возможности.

- Наблюдаете ли Вы какие-нибудь изменения в репортажной фотографии, обусловленные новыми технологиями?

Фоторепортаж остался таким же, как был вчера, мне кажется. Изменились лишь инструменты. Все споры о манипуляции, если это связано с цифрой, чистейшая чушь, которая постепенно сходит на нет.

Манипуляция существовала задолго до того, как кто-либо из нас приобщился к компьютерам. Так называемые «правдолюбцы», свято верящие в истинность и достоверность фотоизображения, поскольку это фотография, «репортаж», пока не договорились о понятиях со своей собственной реальностью. Этот жанр всегда был продуктом интерпретации, читай манипуляции, диктуемой субъективной природой каждого фотографа. Попросите кого-нибудь из этих «правдолюбцев» привести пример «правдивой картины», и чаще всего они припомнят черно-белое фото. Это у них своего рода молчаливое соглашение. Не стоит говорить, по крайней мере, в моем мире, что не все можно увидеть в черном и белом. Я люблю черно-белую фотографию, но я также знаю, что имею дело с субъективным подходом.

Недавно была опубликовна книга о том, как в Советском Союзе фотография переделывалась, чтобы соответствовать политическим нуждам момента.

Пару часов назад я смотрел видео о том, что происходит на Востоке и наблюдал танец фотографов, пытающихся запечатлеть толпы орущих и сжигающих американские флаги. Я мог видеть, как и любой другой, что демонстранты старались главным образом ради камер, также как и политики, манипулирующие общественным мнением. Было что-то непристойное в том, как сами фотографы в какой-то степени провоцировали событие, размахивая аппаратом в толпе, всерьез веря, что ловят «момент».

*) Размещение фотографий на ZoneZero бесплатно с обеих сторон - т.е. ни фотограф не платит за размещение, ни сервер не платит гонорара автору. Заметим также, что большинство экспонентов из разных стран, представленных в галерее на ZoneZero, являются пользователями сети интернет, и с ними можно напрямую связаться по электронной почте, минуя издателей сервера.

Вы можете посетить сервер ZoneZero по адресу http://www.zonezero.com


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 10 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов