Наверх
Loading
| Образование

Все, что вы хотели знать о летней фотошколе в Латвии-2

Студенты группы Арьи Хуутиайнен рассказывают о воркшопе по созданию личных фотодневников

Группа Арьи Хуутиайнен
Группа Арьи Хуутиайнен

Photographer.ru продолжает серию публикаций о летней фотошколе в Латвии ISSP-2012. На этот раз о своем опыте обучения и жизни на школе рассказывают студенты группы Арьи Хуутиайнен: Анна Лауринавичюте (Санкт-Петербург), Сохей Ясуй (Япония-Россия) и Ида Таавитсайнен (Финляндия — Великобритания).

Воркшоп Арьи Хуутиайнен / Arja Hyytiainen назывался «Персональный подход к фотографии — от дневника к постановке». Он был сфокусирован на fictional storytelling (рассказывании придуманных историй) с использованием повседневного материала в форме дневника.

Арья Хуутиайнен — фотограф из Финляндии. Живет между несколькими европейскими городами — Берлин, Париж, Прага, Гетеборг и фиксирует свою жизнь в движении, комбинируя документ и фикшн. Представлена агентством VU и галереей ZPAF i S-KA в Кракове (Польша).

Анна Лауринавичюте
Анна Лауринавичюте

Анна Лауринавичюте

Родилась в 1988 году, окончила филологический факультет МГУ, сейчас живёт в Санкт-Петербурге. Училась в школе фотожурналистики «Известия», на курсе фотожурналистики у Сергея Максимишина и на курсе «Фотография не пределе» в Фотодепартаменте. В 2012 году — гран-при конкурса «Молодой человек в XXI веке», Литва; групповая выставка «Молодая фотография», Санкт-Петербург; победитель конкурса «Молодые фотографы России». В 2010 году — Гран-при фестиваля Vilnius Photo Circle, программа «Home Work», Литва.

Это была моя первая поездка на ISSP, о самой школе я узнала от Яны Романовой, которая была там в прошлом году и опять приехала в этом.

Описание воркшопа Арьи (создание выдуманной истории из дневниковых фотографий) понравилось мне и было ближе всего к тому, чем я хотела бы заниматься.

Начался воркшоп довольно бодро — Арья показала нам свои проекты, рассказала о себе, потом мы смотрели проекты участников группы. Я впервые оказалась в такой открытой и доброжелательной атмосфере, где проекты, которые участники показывают преподавателю, активно обсуждаются внутри самой группы. Я ещё никогда не сталкивалась с подобной ситуацией в России, у нас все скорее молчат и обычно на таких групповых ревью я скучаю, а здесь полуторачасовые обсуждения портфолио других участников были самой интересной и захватывающей частью воркшопа. Я уверена, что для всех нас это был гораздо более полезный опыт, чем был бы просто показ работ Арье один на один: мнения людей из разных стран, с разным фотографическим и жизненным опытом безусловно расширяют взгляд на мир и на твои собственные cнимки:) Из-за того, что все портфолио активно обсуждались, просмотр длился два рабочих дня, а потом начались съемки.

Увидев работы студента, Арья всегда предлагала ему в качестве задания на воркшопе то, чего он никогда не пробовал, что очевидно выходило за рамки его зоны комфорта. Мне очень импонирует этот подход, хотя он и тяжёл психологически и в группе не было дня без слёз, он многое дал некоторым участникам.

Теоретически каждый день у нас были 15-20-минутные временные слоты, когда мы могли записаться на встречу с Арьей, но на практике это не очень работало: во-первых, Арья приехала с полугодовалой дочкой, которая требовала внимания, во-вторых, её чувство времени вообще несколько размыто, так что некоторые встречи затягивались на 40 минут (и я думаю, это действительно то время, которое нужно для качественного обсуждения работы, 15-20-минутные встречи были просто нереалистичными), а некоторые, соответственно, не происходили вообще

Безусловно, Арья была далеко не самым неуловимым преподавателем и при желании её можно было разыскать и обсудить ход работы. Но были и преподаватели, которые уделяли своим студентам гораздо больше времени и внимания.

Мои отношения с Арьей совершенно не сложились — мы очень разные люди, и я не готова была играть в некомфортные психологические игры с наставником, которому я не доверяю и в симпатии которого я не уверена. Так что мы сошлись на том, что сделаем отбор большого проекта, который я сняла раньше и никак не могла отобрать.

Атмосфера в школе действительно особенная. Я участвовала (в большинстве случаев в качестве организатора) во многих школах, организованных волонтёрами, и мне есть, с чем сравнить, но я восхищена, с одной стороны, по-хорошему чёткой организицией ISSP, а с другой — дружеской и расслабленной атмосферой. Им удалось найти прекрасный баланс между веселым раздолбайством и жёсткой структурой, у них безусловно есть, чему поучиться.

Обычно я не очень активно участвую в вечерней и ночной жизни, но ISSP была для меня исключением: я не уверена, что хоть однажды ложилась раньше 2 часов ночи — все пьют, танцуют, общаются, играют в настольный теннис и что только не. Это было бы очень обидно пропустить! Я до сих пор удивляюсь тому, что при максимум 5 часах сна в сутки я все время была бодра — видимо, атмосфера влияет:)

В первые дни школы вечерняя программа начиналась строго по расписанию — в 8, и заканчивалась в 10. Но ближе к концу школы время всё сдвигалось, и последний вечер закончился чуть позже 12. Это был показ проектов участников ISSP, и это был безусловно самый интересный вечер для меня: работы руководителей воркшопов можно увидеть и на их сайтах, они рассказывают истории, которые рассказывали уже не один раз, а вот возможность посмотреть, что делают люди, с которыми ты общаешься и живёшь, уникальна. Конечно, мы знаем, над чем работают участники нашего воркшопа, но воршкопов много, и об остальных работах я знала довольно мало.

Мне вообще не очень нравится формат выставки после недельного воркшопа, я не верю, что за неделю можно придумать и полностью снять проект, достойный выставляться (но как минимум одно исключение из этого правила есть). К тому же, подготовка к выставке отнимает полтора-два рабочих дня-то время, которое полезнее было бы портатить на съёмки или обсуждение работы с руководителем. Я понимаю, что выставка — более политическое, чем внутришкольное событие, это наше «спасибо» городу Кульдига, действительно активно помогающему ISSP.

Об уровне проектов на выставке судить сложно, потому что место и, соответственно, количество изображений, которые может повесить один участник, очень ограничено. Чаще это 2–4 работы, может быть, сильные и привлекающие взгляд сами по себе, но не складывающиеся в единое впечатление. Они не складываются во многом ещё и потому, что совсем рядом висят другие 2–4 работы и так далее. Участники воркшопа Кристиана Кужоля (они занимались editing process уже отснятых проектов) находились в гораздо более выгодном положении: они предстваляли проекты, над которыми уже долго работали, в большинстве это были книги, и, разумеется, готовые книги производили гораздо более сильное впечатление, чем хаотично разбросанные по стенам одиночные изображения. Раньше я очень скептически относилась к идее фотокниг — у меня дома, например, есть всего одна, — но после итоговой выставки я пересмотрела своё отношение: там было как минимум две книги, которые мне очень понравились, и которые я бы хотела купить, когда они будут существовать не в одиночном экземпляре.

Как я уже сказала, я не начала в ISSP никакого проекта, я вообще довольно медленный фотограф, был только один случай, когда в условиях короткого мастер-класса я сняла нечто достойное. Но после ISSP у меня в голове появилось множество идей и вдохновения. Мне очень хочется приступить к активной работе, но сначала надо немного расчистить это пространство идей и понять, с чем я буду работать в первую очередь.

«Дом»

Студенческая работа Анны Лауринавичюте, подготовленная под руководством Арьи Хуутиайнен («Персональный подход к фотографии — от дневника к постановке» в рамках летней школы ISSP в Латвии).



Сохей Ясуи
Сохей Ясуи

Сохей Ясуи / Sohei Yasui

Родился в Канагаве, Япония.
В 2005 г. окончил иститут фотографии NPI, Токио
В 2007 г. переехал в Россию и поступил Казанский Государственный Университет на факультет журналистики. Дважды, в 2010–11 гг. проходил стажировку в токийском филиале Magnum Photos.

Это был мой первый опыт участия в воркшопе по фотографии. Я давно знал творчество Арьи Хуутиайнен, и мне очень нравится то, что она делает. Кроме того в последнее время я часто задумывался о том, каким образом можно включить свои собственные эмоции, переживания и вообще жизнь в мои документальные проекты.

Мы очень много тратили времени, чтобы узнать друг друга, несмотря на то, что на саму съемку проекта было очень мало времени. Но благодаря этому мы все очень подружились, и в конце периода школы атмосфера в группе была похожа на одну большую семью. Почти у всех студентов нашей группы была общая цель — найти себя через фотографию. Я считаю, что для такой философской задачи именно этот мастер-класс был наиболее подходящим. Мы много говорили о личной жизни каждого из нас. У Арьи более интуитивный подход к фотографии, а у меня — логический, в конце концов мне удалось убедить ее в преимуществе моего подхода к съемке относительно моего проекта, но он не был бы снят именно таким без общения с ней. Было очень мало времени и много ограничений, погода была совершенно непредсказуемой, но это привычная ситуация для документалистики, и мне даже интереснее было работать именно в таких условиях. И после школы я даже стал скучать по тому шуму, который создавался по ночам ребятами.

Из вечерних событий наиболее запомнилась презентация от участников проекта «Middle Town»*. Они просто молодцы, и зарядили нас всех мощной творческой энергией.

По поводу выставки трудно сказать однозначно. С одной стороны, очень мало места и времени для выставки всех участников. Многим приходится идти на компромисс, и, хотя многие из участников действительно талантливые и работоспособные, очень жаль, что мы этого полностью не увидели. С другой стороны, хорошо, что у студентов есть возможность почувствовать, что означает работать в сжатые сроки. В этом году на итоговой выставке была очевидная разница между теми участниками, которые приехали с готовыми материалами и участниками, которые за одну неделю сняли проект для выставки. Я увидел там одну книгу-макет, сделанную участницей группы Кристиана Кужоля, чрезвычайно вдохновившую меня. Это был проект Яны Романовой о ее личной поездке в Грузию. Когда я пролистал страницы, я долго не мог остановить слезы, но не потому что содержание этого проекта было грустным, а потому что мне было очень приятно познакомиться с таким талантливым автором, пообщаться с ней и узнать больше о фотографическом контексте, в котором она работает. Могу сказать, что это очень редкая книга в современной фотографии.

Я намерен, продолжать проект, который начал на ISSP, но, скорее, это будет одной частью большого проекта, и очень надеюсь в будущем воплотить эту идею полностью и сделать выставку. Но это будет не скоро, и я не тороплюсь.

Видение. Сотворение.

Студенческая работа Сохея Ясуя, созданная под руководством Арьи Хуутиайнен («Персональный подход к фотографии — от дневника к постановке» в рамках летней школы ISSP в Латвии)


Ида Таавитсайнен
Ида Таавитсайнен

Ида Таавитсайнен / Ida Taavitsainen

Фотограф из Финляндии, в настоящий момент живет в Лондоне. Окончила University of the Creative Arts в 2011. Таавитсайнен использует камеру для того, чтобы исследовать концепты семьи, памяти и идентичности.

Это была моя первая поездка на ISSP и вообще первый раз, когда я принимала участие в воркшопе.

Я подала заявку на воркшоп Арьи Хуутиайнен потому что, она имеет дело в своей работе с персональными историями — так же, как я. Я работала много с темами времени, памяти и семейных отношений, поэтому я подумала, что этот воркшоп будет для меня полезен.

Арья никогда не говорила нам прямо, что делать (кроме, может быть, «Снимай больше!»), она просто пыталась заставить нас работать и «запустить» в нас идеи. Этот подход работал очень хорошо.

Я начала снимать один проект, а закончила совершенно другим. Это была придуманная история о девочке, в кровати которой я спала в школе-интернате в течении пребывания на фотошколе.

Люди в моей группе были самые разные — аналоговые и цифровые фотографы, студенты и профи. Люди, которые как я занимаются fine-art фотографией, но также и фотожурналисты, фотографы-самоучки и даже один антрополог.

Студенты старались помочь друг другу, охотно позировали для проектов своих коллег и помогали в организации съемок.

Я делила комнату еще с шестью девушками, но, кажется, я была единственной, кто в моей комнате не говорил по-русски!

Из вечерних событий одна вещь запала мне в голову больше всего — когда Хелен ван Мин сказала, что «работа заставляет чувствовать себя немного одиноким ». Я разделяю это утверждение полностью, потому что иногда, когда я работаю над проектом, мне кажется, что я каким-то образом «исчезаю» в своем внутреннем мире.

Я не думаю, что мне удастся продолжить съемку проекта, который я начала на ISSP, потому что он очень завязан на этом самом месте, где я его снимала. Но я бы его выставила где-нибудь, если будет такая возможность. Участие в фотошколе и общение со всеми этими классными людьми зародили во мне кучу новых идей, и сейчас я собираюсь начать над ними работать.

«Придуманная жизнь Эвиты Маслабоевой»

Студенческая работа Иды Таавитсайнен, подготовленная под руководством Арьи Хуутиайнен («Персональный подход к фотографии — от дневника к постановке» в рамках летней школы ISSP в Латвии).

Интервью и перевод с англ. Наталья Резник


* MIDDLE TOWN: PICTURING THE UNSPECTACULAR — документальный проект, посвященный жизни «обычных людей в обычных городках в обычных регионах». Проект стартовал в феврале 2012 и заканчивается в сентябре 2012 выставками и проекциями. 12 молодых фотографов из разных стран работали под руководством куратора Bas Vroege и документального фотографа Hans van der Meer из Нидерландов, снимая в собственных странах и встречаясь иногда для обсуждения работ в группе. Одна из встреч участников проекта прошла летом 2012 в Кульдиге в рамках школы ISSP.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 28 сентября 2016
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу