Дайсуке Йокота (Daisuke Yokota) делает черно-белые фотографии. Его работы неспокойны, многослойны и зачастую похожи на кадры из неснятых фильмов ужаса. На первый взгляд то, что он делает, по драматизму напоминает работы его соотечественника, культового фотографа Дайдо Морияма (Daido Moriyama). Однако Йокота отнюдь не копирует стиль своего старшего и более известного коллеги. У Йокота совершенно другое техническое ноу-хау, другие цели и подход. Он делает фотографию, распечатывает ее и потом до 10 раз переснимает. Предлагаем вашему вниманию подборку его работ из серии «Двор» (Back Yard) и выдержки интервью с фотографом, напечатанное в онлайн версии American Photo.

В: Расскажите, как вы работали над серией «Двор»?

О: Сначала я снимаю на компактную цифровую камеру, и распечатываю изображение на бумаге. Потом снимаю изображение пленочной камерой на цвет, несмотря на то что, на выхлопе у меня получается ч/б. Я проявляю у себя дома в ванной, у меня даже нет нормальной темной комнаты, и стараюсь добавить в изображение как можно больше «шума». Я могу, например, зажечь зажигалку и поднести ее к катушке с пленкой или сделать раствор слишком теплым. Я всегда экспериментирую и стараюсь никогда не повторяться. И потом я перефотографирую изображение 10 раз.

В: Вы проявляете, распечатываете и переснимаете фотографию 10 раз?

О: Да, приблизительно столько. Я точно не считаю, но где-то около этого. Я не добиваюсь какого-то определенного заранее запланированного эффекта, я всеми своими действиями создаю новое изображение. Так что все довольно просто. До этого у меня был другой проект — я снимал много раз один и тот же предмет на цифру и потом совмещал изображения в фотошопе. Вот на это действительно много времени уходило.

В: А на пересъемку разве много времени не уходит?

О: Ну, да, в принципе, много.

В: А фотошоп разве не прибавляет «шума» в изображении?

О: Фотошоп дает искусственность, видно, что картинку как-то изменяли. А вот «шум» на аналоге выглядит естественно.

В: Я заметил, что вы в качестве людей, которые на вас повлияли, называли Aphex Twin и Дэвида Линча. Почему именно их?

О: По двум причинам. Музыкант Aphex Twin использует много псевдонимов, поэтому в его творчестве главное не имя, которое всего лишь символ, а его песни. Такое ощущение, что его самого невозможно увидеть, это запутывает и меня лично привлекает. И в своей музыке он много экспериментирует с реверберацией, эхом и задержкой звука (delay), т. е. эффектами, которые изменяют наше восприятие времени. Конечно же, в фотографии не заложено такой составляющей, как время, но мне хотелось применить подобный эффект или фильтр в искусстве фотографии. Без сомнения на меня повлияли идеи амбиентной музыки. И с Линчем то же самое, в смысле того, что он работает со временем и его восприятием.

В: Ну и какое все это имеет отношение к фотографии?

О: В музыке и кино существует понятие временного промежутка. Есть четкое начало и конец и есть что-то между ними. В фотографии нет элемента продолжительности вашего восприятия изображения, в этом смысле фотография гораздо ближе к предмету или вещи. Мне кажется, что это слабое звено фотографии, как таковой. Я понимаю, что фото — это совсем не музыка или кино, я просто ищу способ ввести в фотографию элемент времени. Например, вы ложитесь спать и вспоминаете то, что пережили за день. Вы видите картинки, но они очень далеки оттого, что происходило на самом деле, они туманные, замыленные. Понимаете? Вы вспоминаете, и я хочу, чтобы фотография точно так же вспоминала. Конечно, мои фотографии — это некое свидетельство или запись чего-либо, но в них нет полного согласия между изображением и моими собственными воспоминаниями того, что произошло. Изображение на фото получается совершенно другое. Я думаю, что использование реверберации, эха и задержки (исключительно в фотографическом смысле, «плохо» проявляя негатив и т. д.) может стать способом изменения восприятия времени в визуальном смысле.