Наверх
Loading
| Вирус

Самоирония как PR механизм продвижения художника

Ролик-резюме художника Джона Балдессари, начитанный Томом Уэйтсом

Джон Балдессари (John Baldessari) – американский художник-пионер концептуального искусства. В сети появился клип о работах и жизни Балдессари, начитанный Уэйтсом, в котором все многолетнее и многоплановое творчество художника компактно упаковано в 6 минут.

Балдессари, бесспорно, больше известен, как художник, который сделал 200 персональных выставок и участвовал в более тысячи групповых выставок. Однако он работал и с фото, правда, часто сознательно делая фотографии со сногсшибательно плохой композицией (см. хронометраж ролика 02:19). Балдессари сделал много фотографий, на которых его лицо закрыто каким-нибудь предметом, например, шляпой. Согласно его собственным словам, через сто лет его будут помнить как «человека, который рисовал кружки на лицах людей» (хронометраж 01:46). И делал он это на картинах, которые представляли собой фотографии, коллажи из журнальных вырезок / кадров из кинофильмов или обрисованное фотографическое изображение.

Этот ролик в визуальном и в сценарном плане представляет собой очень яркую и лаконичную работу. Однако поговорить хочется не о прелестях хриплого голоса Уэйтса или внушительных достижениях Балдессари, а о тоне и подаче материала, который последний использует для своего продвижения. С этой универсальной проблемой может столкнуться любой творческий человек, составляя собственную презентацию или говоря о своих достижениях.

Так что поговорим о самоиронии. О том качестве, которое часто присутствует в талантливых и успешных людях на Западе (и, конечно, на Востоке, где главный принцип простой – «каждый сверчок знай свой шесток», т.е. не высовывайся, потому что каким бы крутым ты ни был, ты всего лишь частичка большого механизма), но почему-то не в России.

Сперва несколько примеров проявления этого замечательно качества в клипе. Например, в ролике говорят, что Балдессари такой успешный, что он ничего не носит в карманах (хронометраж 01:56). В России успешность часто должна сопровождаться наличием двух охранников и дорого автомобиля на заднем плане, энергичным размахиванием «котлетой» пятитясячных купюр или золотой карточкой на переднем и озвучкой в виде фразы «Ты чë?»

Теперь о вопросе заслуг и достижений. В клипе проговариваются некоторые награды художника. Потом близкие планы разных наград начинают быстро сменять друг друга, и голос Уэйтса утомленно бормочет: «О, боже!» (хронометраж 01:32). Сразу после этого для контраста мы видим план кофе-машины в студии художника, которая, видимо, не менее важна, чем наградные статуэтки.

К вопросу успеха у нас относятся почему-то гораздо серьезней. В России принято выйти на трибуну и долго и нудно говорить о своей блестящей гениальности, видимо, желая усыпить всех присутствующих, которые не являются активными членами фэн-клуба выступающего. Особенно такая самовлюбленность наблюдается в малоизвестных актерах, которые начинают сыпать названиями картин, в которых снимались. Так и хочется сказать: «Да кому все эти фильмы нужны?! Ты же просто мартышка, которая изображает страсти для людей, у которых нет фантазии на свои собственные. Ты годен только на это и на то, чтобы рассказывать о квартирных интерьерах и сложностях жизни после развода в журнале «Семь дней». Мне кажется, что человек, который не способен посмеяться в первую очередь над самим собой, влачит довольно скучное существование.

Оценка коллег в ролике отображена близкими планами подписей и пожеланий в письмах от разных людей, адресованных художнику (хронометраж 04:54). Оценка людей дается ненавязчиво и деликатно, часто без имен вообще (к чему привлекать другие звонкие имена, чтобы доказать, что твое собственное что-то значит?). Вместо этого в России принято громогласно заявлять, что «без тебя мы, мол, никуда» и целовать во все места, главным образом в "сами знаете куда". Наверное, подобного поклонения требовали к себе много лет назад персидские падишахи.

В конце ролика приводятся три совета Балдессари молодым творцам:

  1. Талант – вещь дешевая.
  2. Надо быть одержимым, чего невозможно добиться усилием воли.
  3. Быть в правильном месте в правильное время.

Последнее, особенно для фотографа очень и очень важно. 


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 3 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов