Наверх
Loading
| Самоучитель

Амбротипия

© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Дмитрий Рубинштейн. Амбротип
© Алексей Алексеев. Gogglewoman, амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Gogglewoman, амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Автопортрет. Серия "Зазеркалье", амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Автопортрет. Серия "Зазеркалье", амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Безумный Шляпник. Серия "Зазеркалье", амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Безумный Шляпник. Серия "Зазеркалье", амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Его взгляд, амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Его взгляд, амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Вход или Выход. Серия "Зазеркалье", амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Вход или Выход. Серия "Зазеркалье", амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Людмила Таболина и Марта Касанав, амбротип 8х10"
© Алексей Алексеев. Людмила Таболина и Марта Касанав, амбротип 8х10"
1 из 11
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

Вступление

Амбротипия (от др.-греч. Ἀνβροτός — «бессмертный», и τύπος— «отпечаток») — вариант мокро-коллодионного процесса, изобретённого в середине 1850-х Фредериком Скоттом Арчером. В результате этого процесса получается позитивное изображение на стеклянной пластине, закрашенной с одной стороны черной краской или же черной в массе.

Само слово амбротипия изначально имело совсем другой смысл. В 1854 году Джеймс Ансон Каттинг запатентовал метод монтирования пластин полученных мокро-коллодионным способом. Он придумал покрывать сторону со слоем коллодия лаком или канадским бальзамом после чего накрывать сверху вторым стеклом. Таким образом полностью предотвращался доступ кислорода (окислителя) к коллодионному слою, что способствовало более длительному хранению. Он и придумал назвать такой способ - амбротипия - бессмертный. Однако вскоре стали покрывать только лаком, а вот слово настолько понравилось, что им стали именовать популярные в те времена позитивные коллодионные пластинки. Сам же Джеймс был настолько горд, что сменил имя и стал называться Джеймс Амброуз Каттинг.

Часть 1. Химия процесса

Коллодий

Необходимые компоненты:

Посуда:

  • Стеклянный мерный стакан
  • Стеклянная бутыль с плотной пробкой
  • Весы
  • Одноразовые стаканчики

Химия:

  • Коллодий 4%
  • Спирт
  • Эфир
  • Дистиллированная вода
  • Кадмий Бромистый
  • Калий Йодистый


Формулы

Коллодий Фотографический (2%)

Часть А
Коллодий 4%   

Часть Б

Спирт
Эфир

Коллодий Фото

Часть А + Часть Б


— 300 мл


— 200 мл
— 100 мл



Для смешивания понадобиться стеклянный мерный стакан и бутыль для хранения.
Вначале отмеряем необходимое количество коллодия и заливаем в бутыль для хранения. После смешиваем эфир со спиртом в освободившемся мерном стакане. И, наконец, вливаем эфирно-спиртовую смесь в приготовленный коллодий. 

Приготовленный коллодий может храниться достаточно долго при условии того, что бутыль хорошо закрыта. Хранить его лучше в бутылке из темного стекла в прохладном и темном месте.  Для хранения коллодия отлично подходят бутылки со специальными пробками .

Коллодий Соляной

Часть А
Коллодий Фотографический (2%)

Часть Б

Дистиллированная вода
Кадмий Бромистый

Часть В
Дистиллированная вода
Калий Йодистый

Коллодий Соляной

Часть А + Часть Б + Часть В


— 140 мл


— 3 мл
— 1.5 г


— 3 мл
— 2 г



Вначале следует приготовить части Б и В, для этого отмеряем необходимое количество соли и заливаем водой, после размешиваем до полного растворения.
Коллодий отмеряем в стеклянном мерном стакане, выливаем в новую бутылку для хранения.
После добавляем в ту же бутыль вначале Часть В, затем Часть Б. Далее закрываем крышкой и хорошо трясем.

Сразу после приготовления коллодий помутнеет и цвет его изменится на желтоватый. Это говорит о том, что все реакции проходят нормально. После приготовления коллодий надо выдержать в течение двух недель перед тем как начать с ним работать.

Серебряная Ванна

Необходимые компоненты:

Посуда:

  • Стеклянный мерный стакан (новый)
  • Пластиковая или стеклянная бутыль из темного стекла
  • Весы
  • Одноразовые стаканчики
  • Фильтры
  • Воронка
  • Ареометр

Химия:

  • Нитрат серебра
  • Дистиллированная вода


Формулы

Серебряная Ванна

Часть А
Дистиллированная вода
Нитрат Серебра

Часть Б
Дистиллированная вода


— 800 мл
— 100 г


— до 1 л

В новый стеклянный или пластиковый мерный стакан необходимо налить 800 мл дистиллированной воды, после, помешивая, засыпать нитрат серебра. Далее следует размешать все до полного растворения. В конце долить дистиллированной воды до литра общего раствора.
Если при добавлении нитрата серебра вода помутнела — это говорит о плохом качестве дистиллированной воды.
После приготовления раствор следует профильтровать.

Раствор для серебряной ванны следует хранить в темной, желательно полностью непрозрачной бутыли из стекла или пластика. Раствор необходимо постоянно фильтровать и следить за ним.

ВАЖНО: работать с нитратом серебра следует в перчатках и, желательно, очках. Следите за тем, чтобы раствор не попал на пораженные участки кожи и глаза.

Перед первой съемкой раствор серебра необходимо стабилизировать, для этого в него на ночь погружается пластина, покрытая коллодием. После этой процедуры работать с раствором серебра необходимо только при красном свете.

Периодически (примерно раз в три месяца) раствор серебра необходимо очищать и выравнивать количество нитрата серебра в нем. Для этого раствор налить в большую бутыль из прозрачного стекла и выставить на солнце на неделю, закрыв марлей. За это время эфир и спирт, растворенные в небольших количествах выветрятся, а соли, кусочки коллодия и органика выпадет в осадок. После раствор профильтровать.

После очистки раствор следует выровнять количество нитрата серебра  в растворе, для этого раствор налить в мензурку и опустить ареометр (ареометр должен содержать шкалу с числами 1060-1080). Температура при измерении должна быть 20оС. Правильная плотность раствора 1065-1080, при меньших значениях необходимо добавить нитрата серебра, при больших — дистиллированной воды.

После следует повторить процедуру стабилизации.



Проявитель 

Необходимые компоненты: 

Посуда:

  • Мерный стакан
  • Пластиковая бутыль
  • Весы
  • Одноразовые стаканчики
  • Фильтры (можно для кофе)
  • Воронка

Химия:

  • Железный Купорос
  • Спирт
  • Дистиллированная вода
  • Ледяная Уксусная Кислота (или Уксус или Уксусная эссенция)
  • Сахар

Формула

Проявитель Сахарный

Дистиллированная вода
Железный Купорос
Сахар
Ледяная Уксусная Кислота
Спирт

— 200 мл
— 10 г
— 12 г
— 8 мл
— 8 мл

Смешиваем ингредиенты в приведенной последовательности, постоянно помешивая раствор. После полного растворения фильтруем через фильтр в бутыль для хранения. Цвет раствора может быть от светло-зеленоватого до светло-коричневого.


Фиксаж

Необходимые компоненты:

Посуда:

  • Мерный стакан (новый)
  • Пластиковая или стеклянная бутыль
  • Весы
  • Одноразовые стаканчики

Химия:

  • Тиосульфат натрия
  • Дистиллированная вода

Формула

Фиксаж Обычный

Часть А
Дистиллированная вода
Тиосульфат натрия

Часть Б
Дистиллированная вода


— 800 мл
— 200 г


— до 1 л

Засыпать 200г тиосульфата натрия в 800 мл дистиллированной воды и размешать до полного растворения. После долить дистиллированной воды до одного литра общего объема раствора.

Тиосульфат натрия можно заменить на тиосульфат аммония или быстрый фиксаж (Ilford Rapid Fixer), разводя последний в пропорции 1+4. При этом качество картинки не изменится, однако процесс фиксирования будет проходить гораздо быстрее.


Приготовление Лака

Необходимые компоненты:

Посуда:

  • Банка  с крышкой
  • Стеклянная бутыль для хранения лака
  • Весы
  • Воронка
  • Фильтры

Химия:

  • Сандарак
  • Спирт
  • Лавандовое масло

Формула

Лак Сандараковый

Сандарак
Спирт
Лавандовое масло

— 31 г
— 200 мл
— 16 мл

Смешиваем составляющие в банке, закрываем крышкой и оставляем растворяться на несколько дней, периодически хорошо встряхивая банку.
После приготовления лак необходимо профильтровать несколько раз.


Лак хранится долго. Хранить его желательно в прохладном темном месте. Лак необходимо периодически фильтровать.



Часть 2. Приспособления и техника

Камера и объективы

Для этого процесса необходимо использовать камеру большого формата.  Выбор камеры зависит от многих параметров: максимальный размер амбротипа, который возможно получить, назначение и цена. Камеры бывают деревянные и металлические, современные и антикварные.

При выборе камеры главное определиться во-первых с типами возможных съемок: для студии подойдет и тяжелая металлическая, а вот на природу лучше выбирать компактную и по легче, для съемки натюрмортов и архитектуры необходимо наличие подвижек стандартов камеры. 

Уделите внимание меху — он не должен светить. Периодически проверяйте его, засунув внутрь камеры мощную лампочку и выключив свет в помещении.


Не меньше, а даже больше, камеры важен объектив. Для натюрморта и пейзажа можно брать современный и простой, а вот для портрета подходят только старинные светосильные объективы.  Такие объективы необходимы вследствие того, что коллодий имеет очень малую светочувствительность (примерно 1 ISO, не более).

Среди фотографов, работающих с этим процессом особенной популярностью пользуются объективы портретной схемы Пецваля (Petzval) различных производителей. Наиболее яркие это Dallmeyer серии A и B. Такие объективы дают запоминаемую объемную картинку и позволяют снимать на достаточно коротких выдержках.


Параметры объективов выбираются точно так же как и для других типов аппаратов — штатный объектив — это объектив с фокусным расстоянием равным диагонали кадра. Так, для кадра 8х10" штатным будет объектив с фокусным расстояние 12" (примерно 300мм).

Освещение

Для фотографии необходим свет. Амбротипия в том плане не исключение. Более того, из-за низкой чувствительности коллодионного слоя света должно быть гораздо больше, чем для обычной пленочной фотографии.

При создании амбротипов можно использовать три типа освещения.

Солнце — самый сильный, но и самый не постоянный (особенно в наших широтах) источник света. Дает очень маленькие выдержки, но плохо управляем. Возможно применение в студии, но для этого необходима стеклянная крыша и система флагов и оттенителей.

Постоянный свет — постоянные источники света самые удобные в работе. Можно использовать галогенный, но за счет температуры света и сильного нагрева, такие источники очень не эффективны и травмо- пожаро- опасны. Другой же вариант — применение систем с большими энергосберегающими лампами белого света 9температура 6400К). Для портретной съемки понадобится по крайней мере пара источников + отражатель.

На фотографии представлен источник на10 ламп, каждая лампа по 105Вт. 


Импульсные источники — возможно применение мощных вспышек (1200Дж) или проф-стробоскопов (2400Дж и более). Однако работать с ними неудобно, свет получается слишком жестким. К тому же портретируемому не очень приятно от яркой вспышки. 

Дополнительно

Для работы удобно иметь сушилку для пластин. Пластины необходимо сушить после чистки, финальной промывки и лакировки.


Для хранения готовых работ понадобится «альбом». Можно изготовить что-то похожее на большой ящик, с прорезями для каждой пластины. Таким образом пластины будут храниться,  избегая соприкосновений с другими материалами, пылью.



Часть 3. Стадии процесса

Подготовка пластин


Для начала края стеклянных пластин необходимо обточить бруском. Для этого проводим 2-3 раза по каждому краю с каждой стороны (итого 8 краев). Полезно сразу делать несколько пластин (10-15 штук).

После обработки краев, пластину следует хорошо промыть используя любое (желательно без щелочи) моющее средство. Так же можно поставить в посудомоечную машину, предварительно сполоснув от остатков обработки бруском. В конце пластины  надо оставить на сушилке до полного высыхания.

Далее необходимо более тщательно очистить и отполировать одну из сторон.  Для этой процедуры используется смесь мела спирта и воды в соотношении 1:1:1.


Пластину зажать в специальном держателе, на поверхность вылить небольшое количество вышеуказанной смеси (лужу диаметром примерно 5 см). Далее при помощи бумажных кухонных полотенец хорошо растереть по всей поверхности вращательными движениями. После снять весь мел чистым полотенцем. Вынуть из держателя и дополнительно протереть чистым спиртом и насухо чистым полотенцем. Важно не перепутать стороны после полировки.


Заранее можно заготовить несколько стекол, оставив их на хранение в специальном ящике так, чтобы не было доступа пыли и очищенные поверхности ничего не касались.

Подготовка кадра

При подготовке кадра следует учесть, что амбротип имеет довольно узкий тональный диапазон (примерно 3 ступени). В остальном все правила фотографии, освещения действуют без изменений.

Выдержка при хорошем освещении в студии на F/3 обычно составляет 3-8 секунд в зависимости от фона, сюжета, растяжения меха. Как уже упоминалось выше, удобно использовать копфгалтер для поддержки головы фотографируемого.


Полив коллодия

После того как построен кадр необходимо приготовить светочувствительный слой на пластине. 

Коллодий необходимо полить на отполированную поверхность пластины следующим образом: сначала на центр выливается лужа и коллодий льется до тех пор, пока лужа не достигнет около 3 см до края пластины, после пластина наклоняется так, чтобы коллодий поочередно «захватил» все четыре угла.


После того, как коллодий достиг последнего угла (обычно ниже правого) необходимо слить излишки обратно в бутыль.  После того как коллодий стек, пластину следует покачать из стороны в сторону, для того чтобы слой был ровным, без волн.

Далее пластину перевернуть в горизонтальное положение (стороной с коллодием кверху) и подождать пока коллодий не усядется, т.е. превратится в гель. Обычно на это уходит секунд 20-30. Проверить это легко — достаточно приложить палец к тому краю, откуда сливались излишки коллодия — слой должен поддаваться нажиму, но не мочить палец.


Сразу после этого пластину опустить в ванночку с раствором нитрата серебра.

Если пластину опустить слишком рано, пока коллодий еще не уселся, то возможно отслоение слоя в  серебряной ванне; если же сделать это слишком поздно, то картинка может смыться во время фиксирования или промывки.

Очувствление

Пластину политую соляным коллодием следует выдержать в растворе нитрата серебра в течение 5-4 минут. Опускать пластину необходимо быстро, но аккуратно. Очень важно обеспечить равномерность опускания. Если же пластина хоть на секунду остановится во время погружения, то на конечном изображении появится горизонтальная линия.

Во время пребывания пластины в растворе на ее поверхности образуются галогениды серебра за счет реакции нитрата серебра с Бромистыми и Йодистыми солями, растворенными в слое с коллодием.

По прошествии вышеозначенного срока, пластину вынуть и протереть ее заднюю сторону бумажным полотенцем от излишков раствора.


Зарядить в специальную кассету. При этом желательно сохранить ориентацию пластины после зарядки, вставив ее таким же образом, каким она находилась в сенсибилизирующей ванночке.


Съемка

После того как пластина заряжена в кассету остается только 10-12 минут на съемку. После этого времени коллодий высохнет и его будет невозможно обработать.

Теперь необходимо проверить все последний раз, свет, положение модели, эмоции, взгляд. Сделать точную фокусировку. Желательно наводиться по глазам, используя при этом подвижки заднего стандарта, для того, чтобы ввести в плоскость резкости главные точки.


Вместо затвора при длительных выдержках используют крышку от объектива. Важно снимать ее аккуратно, не потревожив камеру.

Проявление

Проявление изображения выполняется сразу после экспонирования при свете красного фонаря. 


Проявление ведется ручным способом, а время определяется визуально. Для этого в небольшой стакан (50-100мл) налить проявитель, взять в одну руку пластину и над кюветой полить проявитель на всю поверхность. Пластину необходимо покрыть сразу всю, но, по возможности, не слить проявитель с нее.
Далее немного наклоняя пластину в разные стороны, смотреть за проявлением изображения.

Правила получения хорошего амбротипа следующие:

  • Проявление длится в среднем 15-20 секунд
  • В первые 5 секунд должно появится изображение. Если изображение появляется позже — недодержка, а если сразу после полива и слишком быстро, то это значит пластина была переэкспонирована
  • Проявление ведется до тех пор, пока не появятся средние тона и еще немного. Очень важно, чтобы не появились тени, в противном случае они не будут прозрачными и, соответственно, не получится глубокого черного при закраске.


Для остановки проявления пластину необходимо промыть в воде, или в проточной или в двух кюветах по 15 секунд в каждой.

Проявитель в этом процессе одноразовый и на каждую пластину следует поливать новую порцию.

Фиксирование

Фиксирование можно проводить при обычном освещении. В кювету (можно черного цвета) налить фиксаж так, чтобы при погружении пластины он ее полностью покрывал. Время фиксирования определить по времени полной очистки пластины от солей, которое необходимо удвоить.




После фиксирования следует промывка. Для промывки используется чистая ванночка — три смены по 10 минут каждая.

Далее сушка пластины, желательно несколько часов. Сушку можно ускорить, если производить ее над огнем.

Лакировка

Заключительная стадия — лакировка. Пластину и лак необходимо нагреть до температуры примерно в 30-35оС, так чтобы на ощупь пластина была слегка горячей. Сразу же после этого полить лак точно так же как и коллодий. Излишки лака слить в отдельную бутылочку. После полива нагреть пластину повторно и прогреть в течение 2-3 минут.

Важно следить за тем, чтобы лак не загорелся.



Часть 4. Нюансы съемки на улице


Любая пейзажная съемка всегда начинается с выбора места, времени и погоды. Старайтесь выбирать такие места, где  видно, что можно сделать как минимум три-четыре кадра. Желательно заранее прийти несколько раз на это место в разное время суток, чтобы понять, при каком свете выбранное место освещено наилучшим образом. Можно сделать цифровые кадры-эскизы.


Темная комната необходима в непосредственной близости от места съемки, ведь очувствлять, проявлять и фиксировать придется тут же. В зависимости от доступности места можно использовать в качестве основы багажник автомобиля, в противном случае надо сооружать что-то типа походной палатки или ящика.



Для удобства работы лучше заранее заготовить необходимое количество пластин, помыть и отполировать их, сложив в переноску или обернув каждую в фольгу.


Для транспортировки химии удобно использовать термосумку, которая позволяет поддерживать рабочую температуру. Диапазон температур для комфортной съемки +15 … +25.

Для съемки потребуется коллодий, проявитель, фиксаж. Так же достаточное количество воды, для хорошей промывки пластин необходимо 20-30 литров.


Промывочные лотки, а также лоток для фиксирования желательно найти с крышкой, чтобы в них не попадала пыль и насекомые.


Темную комнату можно сделать разными способами. Самый простой — использовать большой кусок светонепроницаемой ткани (2х5 метра и больше), который можно набросить на багажник автомобиля или на походную палатку.

 

Авторы статьи: Алексей Алексеев (www.ambrotype.ru) Дмитрий Рубинштейн (www.wet-plate.ru)  

Готовые наборы для альтернативных методов печати можно приобрести в московском магазине «ФотоФрейм».
Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru.
Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.

Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 6 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов