Наверх
Loading
| Самоучитель

Шоколадная фабрика Ван Дейка. Каллитипия

Anita Chernewsky. African dogs. 1995. Van Dyke print. 9x11 cm
Anita Chernewsky. African dogs. 1995. Van Dyke print. 9x11 cm
Lajos Siro. Body images VIII. 1998. Kallitype. 40x22 cm
Lajos Siro. Body images VIII. 1998. Kallitype. 40x22 cm
Mark Duncan. Sphinx. 1999. Van Dyke print. 6 cm in diameter
Mark Duncan. Sphinx. 1999. Van Dyke print. 6 cm in diameter
Mark Duncan. Rocket. 2000. Van Dyke print. 12x7 cm
Mark Duncan. Rocket. 2000. Van Dyke print. 12x7 cm
Jan van Leeuwen. The meal at Emmaus.  1996. Kallitype. 40x30 cm
Jan van Leeuwen. The meal at Emmaus. 1996. Kallitype. 40x30 cm
Craig Barber. Thompson&Blecker. Van Dyke print. 1990. 20x50 cm
Craig Barber. Thompson&Blecker. Van Dyke print. 1990. 20x50 cm
Дмитрий Орлов. Нью Йорк. Каллитипия с золотым тонированием. 2006. 50х70 см
Дмитрий Орлов. Нью Йорк. Каллитипия с золотым тонированием. 2006. 50х70 см
Дмитрий Орлов. Камень. Каллитипия с золотым тонированием. 2007. 50х70 см
Дмитрий Орлов. Камень. Каллитипия с золотым тонированием. 2007. 50х70 см
Дмитрий Орлов. Геометрия окраин. Каллитипия с золотым тонированием. 2008. 45х45 см
Дмитрий Орлов. Геометрия окраин. Каллитипия с золотым тонированием. 2008. 45х45 см
Дмитрий Орлов. Геометрия окраин. Каллитипия с золотым тонированием. 2008. 45х45 см
Дмитрий Орлов. Геометрия окраин. Каллитипия с золотым тонированием. 2008. 45х45 см
1 из 10
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

В переводе с греческого «Каллитипия» значит «красивый отпечаток». Трудно с этим не согласиться, увидев эти шоколадного цвета отпечатки. Процесс был впервые запатентован в 1889 году лектором химии из Бирмингема В. В. Дж. Николем (W.W. J. Nichol). Процесс имеет своим истоком процессы хризотипии и процессы с участием серебра и железа, использовавшиеся Сэром Джоном Гершелем, изобретателем цианотипии, в 1840-х годах. Химия процесса во многом напоминает процесс платинотипии с тою лишь существенной разницей, что изображение состоит из частиц металлического серебра, а не платины-палладия.

При каллитипии бумага покрывается смесью нитрата серебра и солей железа (III). Экспонирование на свету переводит часть солей железа в железистое состояние. В свою очередь в процессе проявления серебро, находящееся в составе нитрата серебра, и оказавшееся в контакте с железистыми солями, переходит в металлическое состояние. В результате получается изображение составленное из крупиц металлического серебра.

Коммерческая судьба каллитипии была не слишком успешна. Были попытки продавать фотобумаги под названием Полихром, Сенситол и даже Платинография. Многие любители фотографии занимались самостоятельным приготовлением такой бумаги. Но начало производства высокочувствительной галогено-серебряной фотобумаги на желатиновой основе и распространенность и дешевизна платинотипного процесса в течение предшествовавшего десятилетия не способствали распространению каллитипии. Процесс не был так удобен, как галогеносеребрянный, ни так долговечен как платиновый.

Выводы о недолговечности каллитипии были сделаны отчасти на том основании, что в фотографических коллекциях сохранилось не так много каллитипий. А те, что сохранились были в плохом состоянии. В последнее время благодаря современным методам исследования фотографий было обнаружено, что многие хорошо сохранившиеся отпечатки, прежде причислявшиеся к платино-палладиевому процессу, на самом деле были сделаны по процессу каллитипии. Исследование проводилось при помощи прибора создающего XRF (X-ray fluorescence). Прибор определяет частицы металлов, оставшиеся на поверхности бумаги и идентифицирует каждый из них. Это открытие позволило предположить, что процесс каллитипии был распространен гораздо шире, чем считалось ранее. Предстоят дальнейшие исследования и открытия. Всю статью можно прочитать здесь: http://hcl.harvard.edu/news/articles/2010/kallitype.cfm

Рисунок и тональные характеристики каллитипий очень похожи на платиновые отпечатки. Правильно сделанные и протонированные каллитипии очень трудно, а порою и невозможно отличить от платинотипий. У них такая же непрерывная тональная кривая, в отличие от процесса соляной печати, в котором заметны провалы в области теней благодаря самомаскированию изображения.

Во всех смыслах каллитипию можно назвать первой ступенью к платинотипии. Начинающие печатники могут обратиться к ней с целью экономии средств процессе освоения навыков печати и обращения с химическими материалами. Однако процесс имеет некоторые преимущества перед платино-палладиевым процессом. Немаловажно то, что в нем используются гораздо более простые и дешевые компоненты, чем в платино-палладиевом процессе, а последующее тонирование золотом практически ставит знак равенства между отпечатками, сделанными по обоим процессам. На мой взгляд процесс каллитипии заслуживает не меньшего внимания, чем платиновый процесс.

Процесс имеет множество ответвлений. Все они принадлежат к семейству железо-серебрянных процессов. Несколько из них запатентовал сам Николь, остальные возникли в процессе экспериментирования на базе основного процесса. Одним из ответвлений считается процесс Ван Дейк, хотя он — скорее упрощенная версия каллитипии. Я бы сказал даже, что этот процесс — ближайший кузен процесса каллитипии, но не более того. И все же для начала можно попробовать свои силы в Ван Дейк, а затем обратиться к классической схеме. Здесь я приведу оба варианта.

Основное отличие процесса Ван Дейка от классической схемы в том, что, во-первых, в этом процессе не используется оксалат железа, а во-вторых, — в этом процессе не требуется последующего проявления. Цвет отпечатков Ван Дейк шоколадно-коричневый, от этого процесс и получил свое название в память о фламандском художнике Антони Ван Дейке и его рисунках сепией, хотя сам художник, конечно никакого отношения к фотографии не имеет. Цвет классических каллитипий более холодный, тоновая широта несколько шире, чем в процессе Ван Дейка.

Негативы для каллитипии

Негативы для каллитипии должны быть широкого тонового диапазона и хорошо проработаны в области теней. Более контрастные негативы дадут менее проработанные тени. Следует отметить, что контролировать контраст отпечатков возможно добавляя к проявителю бихромат калия.

Устройства и оборудование, занятые в процессе

  1. Устройством, без которого трудно обойтись является, прежде всего, ультрафиолетовая лампа. Я использую люминесцентный светильник 60?60 см, в который плотно вставлены ультрафиолетовые лампы Philips TLK 40w/0,5. Некоторые используют лампы для загара или приспосабливают для этого планшетные сканеры. Подходит любой источник света, испускающий лучи в ультрафиолетовом диапазоне. Можно, правда, обойтись и солнечным светом, но в широтах Москвы он слишком непредсказуем и слаб.
  2. Следующее устройство, которое следует иметь это прижимная контактная рамка, которую впрочем, можно спокойно заменить двумя стеклами, прижимаемыми друг к другу металлическими прищепками.
  3. Таймер
  4. Хорошие весы с точностью до 0,1 г — вещь, без которой нельзя обойтись. У меня есть компактные электронные весы, которые очень хорошо выполняют свои задачи.
  5. Шприцы для точного отмеривания жидкостей.
  6. Термометр для жидкостей.
  7. Емкости для смешивания.
  8. Хорошие кисти — большие мягкие флейцы шириной 7–12 см для покрывания светочувствительной смесью.
  9. Кюветы для отмачивания и промывки отпечатков.
  10. В целях безопасности следует использовать резиновые перчатки, а при работе с ультрафиолетовым источником — темные «очки сварщика», не пропускающие ультрафиолетовое излучение, вредное для глаз.

Процесс Ван Дейк

Химикаты и материалы

Нитрат серебра (AgNO3) — белые кристаллы. Обращаться с осторожностью — избегать соприкосновения с кожей и тем более — с продуктами питания.

  1. Железо (III) Лимоннокислое аммиачное (зеленое) Fe(NH4)3(C6H5O7)2 — желто-зеленые кристаллы или порошок.
  2. Винная кислота (C4H6O6) — белые кристаллы
  3. Тиосульфат натрия (4Na2S2O3 · 5H2O.)
  4. Дихромат калия (K2Cr2O7) для контроля контрастности — не обязательно

Покрытие бумаги светочувствительным раствором

Для приготовления светочувствительного раствора надо предварительно приготовить три отдельных раствора.

Раствор № 1

Дистиллированная вода
Лимоннокислое аммиачное железо

33 мл
9 г 

Раствор № 2

Дистиллированная вода
Винная кислота

33 мл
1.5 мг 

Раствор № 3

Дистиллированная вода
Нитрат серебра

33 мл
3.8 г 

После того, как растворы приготовлены и тщательно размешаны надо перемешать растворы № 1 и № 2. А затем, непрерывно помешивая медленно добавить в смесь раствор № 3

Покрытие бумаги светочувствительным раствором
Покрывать бумагу приготовленным раствором можно при обычном искусственном свете. Использовать широкую кисть.

Печать и проявление

Печатание проводить под источником ультрафиолетового света примерно 3–5 минут. Экспозицию следует подобрать в зависимости от имеющегося в наличии источника света.

После экспозиции поместить отпечаток под проточную воду комнатной температуры и промывать в течении 1 минуты. Для промывки также можно использовать 1% раствор лимонной кислоты. Цвет отпечатка изменится с светло-коричневого на темно-коричневый.

Закрепление отпечатка

В 500 мл воды нагретой до температуры 32°С добавляется 25 г тиосульфата натрия. Затем раствор охлаждается до 20°С. Закрепление проводить в приготовленном растворе при температуре 20 °С в течение 5 минут. Слишком долгое нахождение отпечатка в закрепителе осветляет изображение.
После закрепления отпечаток следует промывать в проточной воде в течение 40 минут.

Тонирование отпечатка хлоридом золота — не обязательно

В 200 г воды, нагретой до 38°С следует добавить 3 г тетрабората натрия. После его полного растворения добавить 3 мл хлорида золота. Дать отстояться 1 час, доведя до температуры 21°С. Приготовленный раствор хранить в коричневой бутылке в темном помещении. Добавление тетрабората натрия в раствор позволяет избежать преждевременной кристаллизации золота в контакте с органическими веществами во время тонирования. Время тонирования варьируется от 6 до 12 минут. С течением времени оттенок отпечатка становится холоднее.

Контроль контрастности — не обязательно

Отпечатки при этом процессе получаются малоконтрастные с широким тональным диапазоном. Если хотите сделать более контрастные отпечатки — добавьте в воду, которой осуществляется проявка отпечатков несколько капель 10% раствора бихромата калия (K?Cr?O?).

Каллитипия

Этот способ несколько более сложный, чем процесс Ван Дейк, однако, результат впечатляет.

Химикаты и материалы

  1. Нитрат серебра (AgNO3) — белые кристаллы. Продается в химических магазинах. Обращаться с осторожностью — избегать соприкосновения с кожей и тем более — с продуктами питания.
  2. Оксалат железа (III) (железо щавелевокислое) (Fe2(C2O4)3.5H2O)
  3. Щавелевая кислота (C2H2O4). Обращаться с осторожностью!
  4. Тетраборат натрия (Na2B4O7·10H2O)
  5. Калия-натрия тартрат тетрагидрат (KNaC4H4O6·4H2O)
  6. Оксалат калия (калий щавелевокислый) K2C2O4
  7. Тиосульфат натрия (4Na2S2O3 · 5H2O)
  8. Нашатырь

Покрытие бумаги светочувствительным раствором

Для покрывания бумаги надо приготовить следующий раствор:

Раствор № 1

Дистиллированная вода
Щавелевая кислота
Оксалат железа
Нитрат серебра

47 мл
0,5 г
7,8 г
3,1 г 

Растворить сначала щавелевую кислоту и оксалат железа, а потом уже следует добавить нитрат серебра. Осторожно, избегать попадания раствора на руки. Работать в резиновых перчатках.

Полученным раствором покрыть лист бумаги и просушить. Некоторые знатоки процесса рекомендуют покрывать бумагу светочувствительным раствором дважды. Второй раз — после частичного высыхания первого слоя.

Добавление солей металлов к светочувствительному раствору — необязательно

Добавление солей металлов, таких как золото, платина, палладий или ртуть могут создать интересные цветовые эффекты. В сочетании с основным тонированием после проявки может получиться эффект сплит-тонирования.

Добавка золота

Добавить 5 мл 5% раствора хлорида золота к 20 мл дистиллированной воды. Одну часть этого раствора добавлять к 9 частям рабочего раствора № 1. Это даст коричнево-оливковые цвета конечного отпечатка.

Добавка платины или палладия

Добавить 5 мл 20% раствора хлорплатината калия (хлорпалладита натрия) к 20 мл дистиллированной воды. Одну часть этого раствора добавлять к 9 частям рабочего раствора № 1. Это даст нейтрально черный (тепло-черный) цвет конечного отпечатка.

Добавка ртути

Используемые химикаты рекомендуется использовать с исключительными мерами предосторожности!

Добавить 1 мл хлорида ртути (химикат исключительно ядовит!) к 30 мл дистиллированной воды. Одну часть этого раствора добавлять к 20 частям рабочего раствора № 1. Это даст тепло-оливковый оттенок конечному отпечатку.

К сожалению, добавление солей металлов к светочувствительному раствору несколько усложняет окончательную промывку отпечатков.

Проявка отпечатков

После экспонирования под источником ультрафиолетового света проявлять в течении 5 минут в следующем растворе:

Вода теплая 38°С 
Тетраборат натрия
Potassium sodium tartrate

500 мл
48 г
36 г

Тетраборат натрия следует растворить ДО добавления Potassium sodium tartrate. Проявитель работает лучше, когда он теплый.

Если есть желание сделать оттенки отпечатка теплее, следует использовать проявитель следующего состава:

Для коричневого оттенка:

Вода теплая 38°С 
Тетраборат натрия
Potassium sodium tartrate

500 мл
24 г
48 г

Для оттенка сепии:

Вода теплая 38°С 
Potassium sodium tartrate

500 мл
24 г

Этот раствор можно использовать при комнатной температуре, но вместо 5 минут увеличить время проявления до 10 минут.

Промывка и закрепление

Промыть отпечаток в течении 5 минут в следующем растворе при температуре 20°С:

Вода
Оксалат калия

500 мл
60 г

Закрепление проводить в течении 5 минут в следующем растворе при температуре 20°С:

Вода (теплая)
Тиосульфат натрия
Нашатырь

500 мл
25 г
6 мл 

Следует следить за чистотой раствора — менять его придется достаточно часто.

Промывать отпечатки по 40 минут в проточной воде.
Творческих успехов в освоении процесса!

Готовые наборы для альтернативных методов печати можно приобрести в московском магазине «ФотоФрейм».
Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru.
Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.

Литература:
WilliamCrawford «TheKeepersof Light», 1979
Ю. К. Лауберт
«Фотографические рецепты и таблицы», 1914
TonyWorobiec, RaySpence «BeyondMonochrome», 1999



Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 2 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов