Наверх
Loading
| Самоучитель

Волшебные буквы Pt/Pd. Платино-палладиевый процесс

Эдвард Стайхен. Гумиарабик по платиновой печати. 1909
Эдвард Стайхен. Гумиарабик по платиновой печати. 1909
Джозеф Келли. Платинотипия с глицериновой проявкой. 1898
Джозеф Келли. Платинотипия с глицериновой проявкой. 1898
Д. Шимон и Д. Линдерман «Дебра, показывающая тату с тигром». Гуммибихроматная печать по платинотипии.  1999
Д. Шимон и Д. Линдерман «Дебра, показывающая тату с тигром». Гуммибихроматная печать по платинотипии. 1999
Ирвинг Пенн. Дети из Куско. Платино-палладиевая печать. Напечатана в 1976
Ирвинг Пенн. Дети из Куско. Платино-палладиевая печать. Напечатана в 1976
Ирвинг Пенн. Воин племени Тамбул. Платино-палладиевая печать. 1970 (напечатана 1979)
Ирвинг Пенн. Воин племени Тамбул. Платино-палладиевая печать. 1970 (напечатана 1979)
Ирвинг Пенн. Перчатка из мусора. Платино-палладиевая печать. 1975
Ирвинг Пенн. Перчатка из мусора. Платино-палладиевая печать. 1975
Алексей Белов. Из серии «Последний день года». Платино-палладиевая печать. 2010
Алексей Белов. Из серии «Последний день года». Платино-палладиевая печать. 2010
Алексей Белов. Из серии «Последний день года». Платино-палладиевая печать. 2010
Алексей Белов. Из серии «Последний день года». Платино-палладиевая печать. 2010
Алексей Белов. Платино-палладиевая печать. 2010
Алексей Белов. Платино-палладиевая печать. 2010
Алексей Белов. Из серии «Последний день года». Платино-палладиевая печать. 2010
Алексей Белов. Из серии «Последний день года». Платино-палладиевая печать. 2010
Николай Маслов. «Марина», Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. «Марина», Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. Платино-палладиевая печать. 2011
Николай Маслов. Платино-палладиевая печать. 2011
Дмитрий Орлов. Платино-палладиевая печать. 2004
Дмитрий Орлов. Платино-палладиевая печать. 2004
Дмитрий Орлов. Платино-палладиевая печать. 2004
Дмитрий Орлов. Платино-палладиевая печать. 2004
Дмитрий Орлов. Платино-палладиевая печать. 2004
Дмитрий Орлов. Платино-палладиевая печать. 2004
Дмитрий Орлов. Платино-палладиевая печать. 2004
Дмитрий Орлов. Платино-палладиевая печать. 2004
1 из 19
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

В фотографических кругах слово «платинотипия» произносится с трепетом и придыханием. А те, кто держал эти отпечатки в руках или видел на выставке, скорее всего, вынуждены присоединиться к почитателям этого процесса. Наверно такое же отношение было в средние века к слову «философский камень».

Чем обязана платинотипия таким к себе отношением — редкостью и ценой используемых в процессе материалов, сложностью самого процесса или действительно уникальным качеством самих изображений? На самом деле, при методическом выполнении стадий процесса, и освоении методики платиновая печать вполне доступна увлеченным печатникам. То же можно сказать и о стоимости отпечатков — есть в фотомире вещи подороже. Остается третье — уникальные свойства самих изображений. Тонкая передача деталей и полутонов, таинственная глубина изображения, составленного из металлической платины или палладия, и архивная долговечность самих отпечатков.

В 1832 году Сэр Джон Гершель, знаменитый изобретатель цианотипии, обратил внимание, на то, что соли платины могут быть использованы для формирования фотографического изображения. Но только в 1873 году Вильям Виллис запатентовал этот процесс под названием Платинотипия, а в 1879 году создал Платинотипную Компанию. Компания занималась производством фотобумаги для платинотипии. Не смотря на то, что формула светочувствительных растворов вскоре стала общеизвестна, большинство фотографов предпочитало закупать готовую платинотипную бумагу. Во время Первой мировой войны цены на платину резко поднялись из-за использования платины в производстве взрывчатых веществ, и платина в этом процессе была заменена более дешевым палладием (1916). Подробно ознакомиться с историей процесса можно ознакомиться в обстоятельной статье Марины Ефимовой и Николая Маслова «О платинотипии» (http://www.photographer.ru/cult/history/4538.htm)

Список фотографов, работавших в процессе платино-палладиевой печати, может занять не одну страницу. Это и Фредерик Эванс, Эдвард Стайхен, Эдвард Вестон, Ирвинг Пенн и многие другие.

Изображение в платинотипии состоит из мельчайших частиц металла. Платина и палладий значительно более инертны, чем серебро, используемое в бромосеребряных отпечатках, и потому платинотипии имеют лучшую архивную сохранность, чем обычные фотографии. К тому же изображение формируется непосредственно на волокнах бумаги, а не на желатиновой эмульсии, которая подвержена изменениям с течением времени.

Как и процесс цианотипии, платинотипия основана на светочувствительности солей железа. В процессе платинотипии бумага сенсибилизируется окасалатом железа и хлорплатинатом калия. При экспонировании соли железа (III) переходят в железистое состояние. Когда бумага помещается в проявитель, содержащий оксалат калия, новые железистые соли растворяются и в свою очередь переводят контактирующие с ними платину и палладий в металлическое состояние. Отпечаток промывается в растворе соляной кислоты, чтобы вымыть оставшиеся соли железа. Оставшееся изображение состоит исключительно из платины (палладия).

Внешний вид отпечатка зависит от множества факторов. Цвет конечного изображения может варьироваться от холодного серого до теплого коричневого в зависимости от пропорций сенсибилизирующего раствора и температуры проявителя. Оттенок отпечатка может также контролироваться специальными тонерами с добавлением солей ртути или урана (которые придают теплый тон отпечатку) или свинца (холодный нейтральный тон). Процесс проявления может быть замедлен при помощи глицерина, что позволяет фотографу контролировать проявление отдельных участков отпечатка. Так же цвет конечного отпечатка зависит от типа выбранной бумаги.

Негативы, предназначенные для платинотипии должны обладать широкой тональной гаммой.

В качестве основы подойдет плотная акварельная бумага холодного прессования. Я использовал бумагу Arches Fine Grain 300g или Arches Platine.

Устройства и оборудование, занятые в процессах

  1. Устройством, без которого трудно обойтись является, прежде всего, ультрафиолетовая лампа. Я использую люминесцентный светильник с ультрафиолетовыми лампами Philips TLK 40w/0,5. Подходит любой источник света, испускающий лучи в ультрафиолетовом диапазоне. Можно, правда, обойтись и солнечным светом, но в широтах Москвы он слишком непредсказуем и слаб.
  2. Следующее устройство, которое следует иметь это прижимная контактная рамка, которую впрочем, можно спокойно заменить двумя стеклами, прижимаемыми друг к другу металлическими прищепками.
  3. Таймер

    Таймер
    Таймер


  4. Хорошие весы с точностью до 0,1 г — вещь, без которой нельзя обойтись. У меня есть компактные электронные весы, которые очень хорошо выполняют свои задачи.

    Электронные весы
    Электронные весы


  5. Термометр для жидкостей.
  6. Пластиковые шприцы для отмеривания жидкостей.
  7. Несколько медицинских пипеток.
  8. Фото-щипцы.
  9. Емкости для смешивания.
  10. Хорошие кисти — большие мягкие флейцы шириной 5 см для покрывания светочувствительной смесью. Кисть для покрытия раствором должны быть примерно 5 см шириной и желательно не содержать металлических частей. Идеально подходят деревянные китайские кисти для каллиграфии. Хотя может подойти и металлическая кисть если избежать контакта металлической части и раствора. Важно также чтобы кисть не была слишком объемной — это поможет сберечь капли драгоценного раствора.
  11. Кюветы для отмачивания и промывки отпечатков.
  12. В целях безопасности следует использовать резиновые перчатки, а при работе с ультрафиолетовым источником — темные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, вредное для глаз.
  13. Несколько стеклянных пластин

Химикаты

  1. Щавелевая кислота (C2H2O4). Обращаться с осторожностью!
  2. Оксалат железа (III) (железо щавелевокислое) (Fe2 (C2O4)3.5H2O)
  3. Хлорат калия KClO3
  4. Хлорплатинит калия (K2PtCl4) или тетрахлорпалладат натрия (Na2PdCl4)
  5. Оксалат калия (калий щавелевокислый) K2C2O4
  6. Соляная кислота (HCl)

Обращение с химикатами требует специальных мер предосторожности. В процессе написания статьи наткнулся на заметку о фотографе, который пытался самоубиться раствором хлорплатинита калия. Всего то 10 мл выпил. Наверно фотографии не получились. Впрочем, его все же спасли. Осторожнее, коллеги! В жизни есть и светлые стороны даже в darkroom)

Процесс

Приготовление сенсибилизирующих растворов

Следует приготовить три раствора, хранить которые следует в отдельных светозащищенных бутылочках в темноте. Для каждой бутылочки должна быть отдельная пипетка, которую следует использовать только с этим раствором.

Раствор № 1 (смешивать в порядке перечисления)

Дистиллированная вода 49°С
Щавелевая кислота
Оксалат железа
— 55 мл
— 1 г
— 15 г

Раствор № 2 (смешивать в порядке перечисления)

Дистиллированная вода 49°С
Щавелевая кислота
Оксалат железа
Хлорат калия
— 55 мл
— 1 г
— 15 г
— 0,3 г 

Раствор № 3 (смешивать в порядке перечисления)

Дистиллированная вода 38°С
Хлорплатинит калия
— 50 мл
— 10 г

Раствора № 3 должно хватить примерно на 40 отпечатков размером 20×25 см

При комнатной температуре в растворе № 3 может образоваться осадок. В этом случае следует поставить бутылочку с раствором в теплую воду и осадок исчезнет.

Раствор № 3 можно хранить долго, а вот растворы № 1, и № 2 долгому хранению не подлежат.

Покрытие бумаги светочувствительным раствором

Теперь, когда растворы подготовлены, можно заняться бумагой. Отрежьте края бумаги до размера примерно 5 см большего, чем негатив, выбранный для печати. Потом на бумаге следует отметить зону, занимаемую негативом. Это все делается для экономии сенсибилизирующего раствора.

Схема расположения негатива на листе бумаги (W.Crawford)
Схема расположения негатива на листе бумаги (W.Crawford)


Лист бумаги следует закрепить на деревянной поверхности при помощи кнопок и можно приступать к покрыванию светочувствительным раствором.

Тональные характеристики изображения зависят от пропорций смешивания растворов № 1, № 2 и № 3. Растворы смешиваются на стеклянной пластине и наносятся на бумагу при помощи кисти. Кисть следует предварительно немного смочить в дистиллированной воде, чтобы уменьшить напрасный расход сенсибилизирующего раствора.

Степень контрастности отпечатков
(по возрастающей)
Раствор № 1
Кол-во капель
Раствор № 2
Кол-во капель
Раствор № 3
Кол-во капель
Слабоконтрастные 22 0 24
- 18 4 24
Нормальные 14 8 24
- 10 12 24
Контрастные 0 22 24

Покрытие следует производить следующим образом. Налейте порцию смеси трех растворов в центр листа бумаги и быстрыми параллельными движениями кисти распределите жидкость по поверхности бумаги. Постарайтесь распределить раствор по поверхности равномерно. После просушивания можно приступить к печати. Старайтесь покрывать бумагу непосредственно перед печатью.

Схема покрывания бумаги сенсибилизирующим раствором (W.Crawford)
Схема покрывания бумаги сенсибилизирующим раствором (W.Crawford)

Печать

Печать производить контактным способом под источником ультрафиолетового света. Время экспозиции варьируется в зависимости от выбранного источника света от 1 до 10 минут. В любом случае желательно в целях экономии драгоценного раствора сделать пробы на специально заготовленных полосках покрытой раствором бумаги.

Проявление

Проявление осуществляется в насыщенном растворе оксалата калия:

Вода (теплая)
Оксалат калия
— 1200 мл
— 400 г

Проявление начинается практически мгновенно, поэтому погружать бумагу следует очень быстро. Проявление длится примерно 1 минуту. Работать следует в резиновых перчатках. Перемещать отпечатки следует при помощи фото-щипцов.

Промывка

В процессе промывки удаляются остаточные соли железа, превращающиеся в хлорид железа. Рецепт промывочного раствора таков:

Вода
Соляная кислота (37%)
— 420 мл
— 7 мл

Внимание: всегда добавлять кислоту в воду, а не наоборот!

Промывать следует в трех кюветах, наполненных вышеуказанным раствором последовательно. Перед переносом в следующую кювету следует промывать отпечаток проточной водой. Избегать прикосновений к поверхности отпечатка. В каждой кювете следует промывать снимок примерно 5 минут. После промывки в последней кювете жидкость должна остаться прозрачной, если нет, то следует поместить отпечаток в еще одну кювету.

После процедуры промывки следует поместить отпечаток в чистую воду примерно на 20 минут.

Процесс закончен. Перед вами появился ваш первый платиновый отпечаток.

Замена платины палладием

Палладий не так дорог, как платина и вполне может заменить ее в этом фотопроцессе. Свойства отпечатков во многом совпадают с платиновыми.
В этом случае раствор № 3 следует приготовить следующим образом:

Раствор № 3

Дистиллированная вода 38 °С
Хлоропаладит натрия
— 60 мл
— 9 г

Современная модификация процесса

Многие современные печатники предпочитают сочетать платину и палладий в одном процессе. Приведу кратко рецептуру:

Раствор № 1

Ammonium iron oxalate trihydrate (C6H12FeN3O12.3.0H2O)
Добавить Дистиллированную воду до
— 30 г
— 50 мл

Раствор № 2

Тетрахлорплатинат аммония ((NH4)2PtCl4)
Добавить Дистиллированную воду
— 5 г
— 15 мл

После растворения кристаллов довести объем воды до 20 мл 

Раствор № 3

Тетрапалладат аммония ((NH4)2PdCl4)
Добавить Дистиллированную воду до
— 5 г
— 25 мл

Для того чтобы печатать платиновый отпечаток следует покрывать бумагу смесью равных объемов растворов № 1 и № 2. Дать смеси отстояться в течение часа.

Для того чтобы печатать палладиевый отпечаток следует покрывать бумагу смесью равных объемов растворов № 1 и № 3. Покрывать бумагу можно сразу после смешивания.

Для того чтобы печатать платино-палладиевый отпечаток следует сначала смешать в любой пропорции растворы № 2 и № 3 (рекомендуется начать с пропорции 1:3), а затем смешать равные доли этой смеси и раствора № 1.

Покрывание сенсибилизирующим раствором производится по обычной схеме.

Увлажнение

Ключевой момент заключается в том, что влажность бумаги влияет на цвет, плотность, контрастность снимков, а также на время экспозиции. Чем выше относительная влажность, тем более нейтральный оттенок отпечатка и его плотность.

Для увеличения относительной влажности бумаги берется кювета, на ее дно наливается немного чуть теплой воды. В воду ставится невысокая подставка, на которую кладется лицом вверх сенсибилизированный лист бумаги. Бумага не должна касаться поверхности воды. Кювета сверху накрывается другой кюветой. Примерно через 20–30 минут достигается относительная влажность 100%.

Печать

Печать ведется  обычным способом. Экспозиция для палладиевых отпечатков требуется меньше чем для платиновых.

Проявление

Проявление  отпечатков проводится по способу, приведенному выше для платинового процесса 

Промывка

После проявления проводится промывка при помощи современного более безопасного заменителя соляной кислоты — Disodium Ethilen Diamin Tetraacetic Acid (C10H14N2Na2O82H2O) или кратко Disodium EDTA. Также можно использовать Tetrasodium EDTA. Этой же кислотой можно заменить соляную кислоту в основном процессе.

Последовательность  промывки такова:

  1. 5 минут в 5% растворе кислоты
  2. 30 секунд промывки в проточной воде
  3. 15 минут Kodak Hypo Clearing Agent
  4. 30 секунд промывки в проточной воде
  5. 15 минут в 5% растворе кислоты
  6. 30 минут промывки в проточной воде

Платино-палладиевый процесс подходит не для всех сюжетов, но когда удается достичь гармонии процесса и изображения перед нами оказывается маленькое чудо.  
Творческих успехов!


Готовые наборы для альтернативных методов печати можно приобрести в московском магазине «ФотоФрейм».
Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru.
Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.

Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 11 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов