Расцвет пикториальной фотографии пришелся на период 1895–1910 годов. Художники и фотографы осознали недостаточность средств прямой фотографии и стали брать на вооружение всяческие манипулятивные техники, изобретенные к тому времени. Хотя многие соглашались с тем, что самовыражение является одним из фундаментальных принципов художественной фотографии, чем оправдывается использование любых манипуляций с изображением, существовало сильное неприятие пикториализма со стороны прямых фотографов, противников всяческих манипуляций с изображением на любом этапе фотографирования. Они называли пикториалистов «гумми мазилами» (gum splodgers) и определяли их настроенческий, мрачно-темный стиль изображений как «грязно-плоская школа» (mud-flat school).

Роулинз (G.E. H. Rawlins), изобретатель масляного процесса первоначально занимался платинотипией, но обратился к гуммибихроматной печати не удовлетворившись возможностями контроля над процессом печати в платинотипии. Позже он пришел к тому, что и гуммибихроматная печать также перестала его удовлетворять по тем же соображениям. Тогда он начал собственные изыскания в направлении фотографических техник, закончившиеся изобретением нового фотопроцесса — Oilprint.

Отправной точкой своих экспериментов Роулинз принял популярный в то время процесс коллотипии. Он несколько упростил этот процесс, сделав нечто идентичное более ранним процессам, о которых он, очевидно, не имел информации (процесс Ассера (Asser) 1860 г., олеография Мариота (Mariot) 1866 г., папирография Абни (Captain Sir William Abney) в 1873 г., который в свою очередь был модифицирован из процесса, запатентованного в 1855 г. Альфонсом Пойтевином (Alphonse Poitevin)).
Роулинс анонсировал свой процесс в публикации The Amateur Photographer в 1904 году. Техника базировалась на взаимоотталкивании маслянистых веществ и воды. В данном случае — между желатином, набухшим от воды, и маслянистой офортной краской.

Новый процесс открывал новые горизонты для фотографов-пикториалистов. Они получали еще больше возможностей по контролю над изображением. При гуммибихроматном процессе при помощи кисти или направленной струи воды возможно было лишь уменьшать плотность изображения. В процессе масляной печати и бромойля стало возможно как увеличивать плотность теневых участков, вбивая в поверхность дополнительные количества краски, так и напротив — отбирать лишний пигмент при помощи специфических движений кисти.

В 1907 году Велборн Пайпер (C. Welborne Piper) внес в процесс некоторые изменения (основываясь на предложениях E. J. Wall), и разработал технику при которой обычный незадубленный бромидный отпечаток отбеливался и становился желатиновой матрицей, готовой для нанесения на нее краски. Процесс стал известен как бромойль (бромо-масляный процесс — Brom + Oil). Процесс позволил фотографам обходиться без промежуточного дубль-негатива и сразу делать изображения большого размера.

Техника переноса была впервые введена в употребление известным пикториалистом Робертом Демачи (Robert Demachy) в 1911 году. Она заключалась в соединении еще не высохшего масляного или бромойльного отпечатка с листом чистой офортной бумаги и прокатывании этого «сэндвича» на офортном станке. Краска с желатиновой матрицы переходила на бумажную основу.

Объявление из журнала The Photo-Miniature, март 1910
Объявление из журнала The Photo-Miniature, март 1910

Масляные, бромойльные отпечатки и трансферы имеют характерный вид. Обычно изображение зернистое с насыщенными тенями и полутонами. Такой вид происходит от специфического способа нанесения пигмента вертикальными ударами кисти.

А теперь перейдем к изложению техники процессов.

Устройства и оборудование, занятые в процессах

  1. Устройством, без которого трудно обойтись является, прежде всего, ультрафиолетовая лампа. Способов ее изготовления множество и тут — полный простор для инженерных талантов. Я использую самоделку, у которой в корпус люминесцентного светильника 60×60 см плотно вставлены ультрафиолетовые лампы Philips TLK 40w/0,5. Количество ламп зависит от размера отпечатка. У меня их восемь. Некоторые используют лампы для загара или приспосабливают для этого планшетные сканеры. Подходит любой источник света, испускающий лучи в ультрафиолетовом диапазоне. Можно, правда, обойтись и солнечным светом, но в широтах Москвы он слишком непредсказуем и слаб.
  2. Следующее устройство, которое следует иметь это прижимная контактная рамка, которую впрочем, можно спокойно заменить двумя стеклами, прижимаемыми друг к другу металлическими прищепками.
  3. Хорошие весы с точностью до 0,1 г — вещь, без которой нельзя обойтись. У меня есть компактные электронные весы, которые очень хорошо выполняют свои задачи.

    Электронные весы
    Электронные весы

  4. Термометр для жидкостей.
  5. Пластиковые шприцы для отмеривания жидкостей.
  6. Емкости для смешивания.
  7. Хорошие кисти — большие мягкие флейцы шириной 7–12 см для покрывания светочувствительной смесью и мягкие плотные круглые кисти для набивания литографской краски. Хороши для этой цели скошенные круглые кисти, которые называют «козьими ножками».


  8. Литографский резиновый валик

    Литографский резиновый валик
    Литографский резиновый валик

  9. Кюветы для отмачивания и промывки отпечатков.
  10. В целях безопасности следует использовать резиновые перчатки, а при работе с ультрафиолетовым источником — темные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, вредное для глаз.
  11. Офортный станок или типографский пресс для изготовления трансферов.
  12. Несколько стеклянных пластин для укладывания на них отпечатков и для растирания краски.

Химикаты и материалы

Набор химикатов минимальный:
  1. Бихромат калия (K₂Cr₂O₇) – оранжевые кристаллы. Продается в химических магазинах. Обращаться с осторожностью – избегать соприкосновения с кожей и тем более – с продуктами питания.
  2. Бихромат аммония  (NH₄)2 Cr₂O₇
  3. Уксусная кислота 28%  (Бромойль)
  4. Сульфат меди (CuSO₄). (Бромойль)
  5. Бромид калия (KBr)  (Бромойль)
  6. Желатин
  7. Тиосульфат натрия (4Na₂S₂O₃ ·5H2O.).
  8. Бисульфит натрия (NaHS O₃) (не обязательно)
  9. Амидоловый проявитель. Или аналогичный ему не дубящий желатиновый слой (Бромойль).
  10. Литографская или густая масляная краска.
  11. Изопропиловый спирт (не обязательно)
  12. Ацетон (не обязательно)
  13. Глицерин
  14. Хромокалиевые или алюмокалиевые квасцы 

Масляная печать (Oilprint)

Процесс основан на способности желатина, обработанного раствором бихромата задубливаться пропорционально количеству полученного ультрафиолетового света. Впоследствии полученная желатиновая матрица воспринимает типографскую или жирную масляную краску в той же пропорции.

Подготовка бумаги

В качестве основы берется плотная акварельная бумага с мелкой текстурой.
  1. Приготовить 7% раствор желатина. Приготовления начинаем с растворения 7 г желатина в 100 г теплой воды. Через 20 минут температуру воды довести до 38°С, а разбухший желатин размешать до полного растворения.
  2. Развести раствор желатина в соотношении 1:3 подогреть его до температуры 38°С и поместить лист бумаги в этот раствор на 1 минуту, а затем повесить вертикально для просушки. Это базовое покрытие.
  3. После высыхания положить лист бумаги на стекло и покрыть его чистым 7% раствором при помощи мягкой губки или кисти еще раз. Раствор предварительно подогреть до 38°С. Дать желатину застыть в горизонтальном положении.
  4. После высыхания второго слоя — операцию повторить.
Для того чтобы слой желатина был более прочным в раствор следует добавить 2 мг квасцов на 100 мл раствора, а для более выраженного набухания желатина — 2 мл глицерина.

Несколько капель формалина позволят защитить желатиновый слой от грибка при длительном хранении готовых отпечатков.

Следует отметить, что многие практики процесса считают достаточным один слой 7% желатина.

Приготовление очувствляющего раствора на основе воды

Приготовить 3% раствор бихромата калия (или бихромата аммония). Увеличение концентрации до 6% уменьшит время печати и уменьшит контраст отпечатка. Напротив — уменьшение концентрации бихромата до 1% увеличит время печати и увеличит контраст отпечатка. По соображениям безопасности и удобства предпочтение следует отдать бихромату аммония.

Приготовление очувствляющего раствора с использованием спирта

Для уменьшения времени высыхания слоя можно использовать изопропиловый спирт (для бихромата аммония) или ацетон (для бихромата калия).

Для получения 3% раствора для покрытия к 6% раствору бихромата добавить равное количество ацетона или изопропилового спирта.

Очувствление бумаги

Лист бумаги, покрытый желатином укладывается на деревянной поверхности, и его углы закрепляются кнопками, чтобы бумага не коробилась. Покрытие проводить быстрыми равномерными мазками при помощи мягкого флейца. Покрывать следует аккуратно, стараясь не повредить желатиновый слой. Покрывать можно при свете, сушить — в темном помещении. Для ускорения сушки можно использовать фен на минимальной степени нагрева.

Экспонирование

Провести контактную печать с негатива под источником ультрафиолетового света. Время экспозиции должно быть таково, чтобы детали в светах стали видимыми. Для контроля процесса экспонирования удобно использовать рамку для контактной печати с открывающимся наполовину задником.

Промывка

После экспонирования промыть отпечаток в проточной воде с температурой примерно 20°С до полного вымывания бихромата. После вымывания бихромата отпечаток потеряет светочувствительность. Время промывки варьируется от 10 до 15 минут. Если после промывки дихромат так и не вымылся — т. е. отпечаток имеет оранжевый оттенок, то следует промыть отпечаток в 5% растворе бисульфита натрия.

Пигментирование можно проводить непосредственно после промывки или высушить отпечаток и заняться пигментированием позже.

Пигментирование

Для пигментирования используются кисти с коротким ворсом или литографские валики.

Кисть для пигментирования
Кисть для пигментирования

Для пигментирования используется литографская краска. Довести ее до нужной консистенции можно добавляя льняное масло или олифу. Если краска слишком жидкая можно поместить ее на промокательную бумагу и дать бумаге впитать избыточное масло.

Отпечаток вынимается из воды, кладется на стекло, покрытое промокательной бумагой, и с него удаляется избыточная вода. Можно протереть желатиновую матрицу мягкой салфеткой. Это важно, поскольку случайные капли воды приведут к неравномерности красочного слоя.

Затем на другое стекло выдавливается небольшое количество краски (примерно с фасоль). Кисть обмакивается в краску и вертикальными движениями кисти краска вбивается в желатиновую матрицу.

Движения кисти для «вбивания» пигмента в желатиновую матрицу
Движения кисти для «вбивания» пигмента в желатиновую матрицу

По мере необходимости кисть снова обмакивается в краску и процесс пигментирования продолжается. Удалять избыточную краску можно бьющими движениями кисти. Пигментирование отпечатка возможно вести при помощи резинового типографского валика.

Движения кисти для удаления лишнего пигмента из желатиновой матрицы
Движения кисти для удаления лишнего пигмента из желатиновой матрицы

Постепенно отпечаток приобретает требуемую плотность и можно сказать, что процесс закончен. После этого отпечаток можно отложить — ему остается только высохнуть. Сушка отпечатка занимает от двух до четырех дней.

Бромойль (Bromoil)

Подготовка отпечатка

В качестве основы для бромойля берется готовый бромосеребряный отпечаток. Важно чтобы он не был задублен при проявлении и закреплении. С этой целью можно использовать амидоловый проявитель и закрепитель из 10% раствора тиосульфата натрия.

Отбеливание отпечатка

Приготавливается следующий раствор:

Вода — 750 мл
28% уксусная кислота — 10 мл
Сульфат меди — 30г
Бромистый калий — 30 г
Бихромат калия — 2 г
Долить воды, чтобы количество раствора достигло 1000 мл.

Для работы развести этот раствор трехкратным количеством воды.

Если отпечаток сухой — его следует предварительно размочить в воде в течении 2 минут, стряхнуть избыточную воду и быстро погрузить в раствор отбеливателя. Изображение начнет постепенно светлеть. Примерное время выдерживания в отбеливателе 6–10 минут.

После отбеливания промыть отпечаток от остатков бихромата в течении 5–10 минут в проточной воде.

Затем отпечаток помещается для закрепления в раствор тиосульфата натрия из расчета:

Вода 32°С — 500 мл
Тиосульфат натрия — 50г

Перед использованием охладить до 20 °С. Следует отметить, что раствор для каждой следующей партии отпечатков надо брать свежий.

После закрепления, которое длится от 10 до 30 минут следует промыть отпечатки и желатиновая матрица готова для пигментирования.

Процесс пигментирования идентичен тому, который проводится в случае масляных отпечатков (см. выше)

Перенос

В процессе переноса используется свеже-пигментированная желатиновая матрица отдающая краску на лист чистой офортной бумаги. Не важно, каким способом получена эта матрица — способом масляной печати или бромойлем. Естественно, при этом процессе потребуется офортный станок или типографский пресс.

Офортный станок
Офортный станок

Следует отметить что при переносе первоначальное изображение должно быть зеркальным. А во вторых матрица для переноса должна пигментироваться до степени большей контрастности чем при обычном способе. Это нужно делать по той причине, что перенос происходит хуже из зоны теней. Если не соблюсти эти рекомендации окончательное изображение будет плоским. Полученное изображение состоит исключительно из типографской краски — по виду оно напоминает офорт или литографию.
Трансферный «Сэндвич», помещаемый в офортный станок
Трансферный «Сэндвич», помещаемый в офортный станок

Возможно многократное использование желатиновой матрицы. После прокатки в офортном станке матрицу можно аккуратно промыть бензином и сохранить для дальнейшего использования.

Готовые наборы для бромойля и масляной печати можно приобрести в московском магазине «ФотоФрейм». Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru.
Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.


Автор выражает огромную благодарность Алексею Пиштарю за полезные советы в процессе написания и за предоставленные иллюстрации.
http://www.photodom.com/member/Alex_Pishtar
http://arekusei.tumblr.com/

Литература:
William Crawford «The Keepers of Light», 1979
Ю. К. Лауберт «Фотографические рецепты и таблицы», 1914
Tony Worobiec, Ray Spence «Beyond Monochrome», 1999
Материалы сайта http: www.alternativephotography.com