Наверх
Loading
| Самоучитель

Под синим флагом цианотипии

Процесс цианотипии и его разновидности. Тема и вариации
Рис.1. Это не только страница первой в мире фотокниги Анны Аткинс Photographs of British Algae: Cyanotype Impressions, но и один из первых отпечатков по процессу цианотипии. 1843 год.
Рис.1. Это не только страница первой в мире фотокниги Анны Аткинс Photographs of British Algae: Cyanotype Impressions, но и один из первых отпечатков по процессу цианотипии. 1843 год.
Первая циано-типийная книжка Мари Эткинс
Первая циано-типийная книжка Мари Эткинс
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
© Дмитрий Орлов
1 из 8
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

В Калифорнии, гуляя вдоль океана, я часто наблюдал за группой детей с учителем. Учитель раздавал детям желтые бумажки, на которые дети выкладывали узоры из веток и ракушек, найденных тут же на берегу. Сложные композиции лежали под солнцем в течение короткого времени, а потом все это стряхивалось с листа, а сам лист относился на промывку прямо под океанские волны. В результате,  к всеобщей радости, получались прекрасные цианотипии-фотограммы, сделанные по процессу, изобретенному почти 200 лет назад.

Этот предельно простой и по-шахматному красивый процесс был открыт в 1842 г. сэром Джоном Гершелем, астрономом и изобретателем, сыном Уильяма Гершеля, знаменитого открывателя планеты Уран. Выдающийся астроном, основоположник астрофотометрии, он сделал также немало открытий, повлиявших на развитие зарождающейся фотографии. В частности именно он нашел способ закрепления галлоидо-серебрянных изображений при помощи тиосульфита натрия, а также ввел в употребление такие слова как фотография, негатив, позитив.

Другим простейшим, но одним из самых важных в истории фотографии открытий Гершеля был процесс цианотипии. Гершель первым обнаружил чувствительность к свету солей железа. 16 июня 1842 года он прочитал в Королевском Обществе доклад, названный «О действии лучей солнечного спектра на растительные красители, а также о некоторых новых фотографических процессах».

Для своих цианотипий Гершель покрывал бумагу растворами хлорида железа (или лимоннокислого аммиачного железа) и красной кровяной соли. После экспозиции покрытой светочувствительным раствором бумаги на солнечном свету он получал темно-синее негативное изображение, т.е. засвеченные участки становились темно-синими, а незасвеченные — светлыми пропорционально количеству полученного света. Изначально Гершель использовал свое изобретение для быстрого копирования своих записей и чертежей в качестве офисного ксерокса нашего времени. Это направление использования нашло свое продолжение в достаточно распространенном до последнего времени процессе изготовления копий чертежей — так называемых «синек» или blueprints. Но постепенно этим процессом получения изображения заинтересовались художники и фотографы, а к середине XIX века процесс цианотипии получил распространение в прикладной и любительской фотографии как способ быстрого получения контрольных отпечатков с негативов.

Сохранилось немало отпечатков, любительских альбомов начиная с середины XIX века. Из пионеров фотографии цианотипический процесс использовали такие известные фотографы-художники как Henri Le Secq и Edward S. Curtis.

В наше цифровое мегапиксельное время немало фотографов и художников продолжают использовать цианотипию в своих творческих поисках. В книге «Фотографический антикварный авангард» Lyle Rexer пишет: «Цианотипия продолжает использоваться художниками именно благодаря тому, что она воплощает в себе противоречие между информацией и выразительностью, между документальностью и метафоричностью, откровенной технологичностью и чистым искусством, — противоречие которое лежит в сердце фотографии»


Устройства и оборудование, занятые в процессе

  1. Устройством, без которого трудно обойтись является, прежде всего,   ультрафиолетовая лампа. Способов ее изготовления множество и тут – полный простор для инженерных талантов. Я использую самоделку, у которой в корпус люминесцентного светильника 60х60см плотно вставлены ультрафиолетовые лампы Philips TLK 40w/0,5. Количество ламп зависит от размера отпечатка.  У меня их восемь. Некоторые используют лампы для загара или приспосабливают для этого сканеры. Подходит любой источник света, испускающий лучи в ультрафиолетовом диапазоне. Можно, правда, обойтись и солнечным светом, но в широтах Москвы он слишком непредсказуем и слаб.
  2. Следующее устройство, которое следует иметь это прижимная контактная рамка, которую впрочем, можно спокойно заменить двумя стеклами (2мм), прижимаемыми друг к другу металлическими прищепками.
  3. Хорошие весы с точностью  до 0,1г – вещь, без которой нельзя обойтись. У меня есть компактные электронные весы, которые очень хорошо выполняют свои задачи.
  4. Шприцы для точного отмеривания жидкостей.
  5. Емкости для смешивания.
  6. Хорошие кисти. Несколько мягких флейцев шириной 7-12 см для покрывания светочувствительной смеси. Можно использовать для покрывания светочувствительным раствором поролоновые кисти.
  7. Ванночки для отмачивания снимков и промывки.
  8. Таймер
  9. В целях безопасности следует использовать резиновые перчатки, а при работе с ультрафиолетовым источником – темные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, вредное для глаз.


Химикаты  и материалы

Набор химикатов минимальный:

  1. Железо (III)  Лимоннокислое аммиачное (зеленое)  Fe(NH4)3(C6H5O7)2 –  желто-зеленые кристаллы или порошок. Продается в химических магазинах.
  2. Красная кровяная соль K3Fe(CN)6 - оранжевые кристаллы. Продается в химических магазинах.

В качестве основы для цианотипии можно брать практически любую бумагу – от плотного ватмана до японской бумаги для суми-ё. От этого будет зависеть внешний вид отпечатка. Можно экспериментировать с различными бумагами и поверхностями. Основное требование – поверхность должна быть смачиваемой.

Естественно необходимо иметь подходящий негатив для печати. Так как печать производится контактным способом, окончательный отпечаток будет равен размером негативу. Подготовка негативов для альтернативных процессов – отдельная тема, достойная специальной статьи.


Тема: Описание процесса (классический вариант)

Приготовление светочувствительного раствора

  1. Приготовление раствора А.  В 100 мл воды растворяют 20г лимоннокислого аммиачного железа.
  2. Приготовление раствора В.  В 100мл воды тщательно растворяют 8г красной кровяной соли.
  3. В равных пропорциях смешиваются оба раствора

Рис. 2. Железо (III)  Лимоннокислое аммиачное (зеленое)
Рис. 2. Железо (III) Лимоннокислое аммиачное (зеленое)

Рис. 3. Красная кровяная соль
Рис. 3. Красная кровяная соль

Рис. 4. Электронные весы для взвешивания химикатов
Рис. 4. Электронные весы для взвешивания химикатов

Покрытие бумаги светочувствительным раствором

Поверхность покрывается светочувствительным раствором при помощи широкой кисти или валика. Покрывать параллельными мазками, избегая подтеков. После того как раствор нанесен на поверхность, бумагу следует тщательно высушить и заготовка для цианотипии готова.

Рис. 5. Светочувствительный раствор наливается в центр бумажного листа (William Crawford “The Keepers of Light”)
Рис. 5. Светочувствительный раствор наливается в центр бумажного листа (William Crawford “The Keepers of Light”)

рис. 6, 7.  Жидкость распределяется кистью по листу сначала движениями из стороны в сторону, затем – движениями вверх-вниз (William Crawford “The Keepers of Light”)
рис. 6, 7. Жидкость распределяется кистью по листу сначала движениями из стороны в сторону, затем – движениями вверх-вниз (William Crawford “The Keepers of Light”)
 

Печать изображения

Негатив кладется на приготовленную бумагу, плотно прижимается сверху тонким стеклом и выносится для экспозиции на солнечный свет или кладется под ультрафиолетовую лампу. Под воздействием ультрафиолета соли железа переходят в нерастворимое состояние пропорционально количеству полученного света.  Время экспозиции зависит от мощности источника и составляет 3-10 минут.

Рис. 9. Таймер
Рис. 9. Таймер

Рис. 8. Контактная рамка для печати (William Crawford “The Keepers of Light”)
Рис. 8. Контактная рамка для печати (William Crawford “The Keepers of Light”)

Промывка отпечатка

После экспозиции отпечаток промывают проточной водой, смывая остатки химикатов. После просушивания отпечаток готов.


Вариации на тему

Изменение цвета изображения

  1. Пропорции исходных растворов не являются догмой. Изменение соотношений составляющих позволяет в широкой степени изменять цвет конечных отпечатков от серо-голубого  до глубоко синего. Избыток кровяной соли в светочувствительном растворе дает серо-голубой оттенок, а  избыток лимоннокислого аммиачного железа – насыщенно-синий.
  2. Для получения зеленого цвета конечный отпечаток обрабатывают  15% раствором  уксуснокислого свинца (10мин.), а затем после промывки погружают в горячий 5% раствор двухромовокислого калия (не более минуты).
  3. Коричневый тон. Отпечаток обрабатывается раствором танина (30г чая на 500г горячей воды) и после тщательной промывки помещают в 2% раствор едкого натра и чем дольше держат отпечаток в растворе, тем краснее его оттенок
  4. Красный тон. Синий отпечаток обрабатывают слабым раствором едкого натра и погружают в крепкий чай. Где первоначально исчезнувшее изображение восстанавливается.

Изменение контрастности изображения

  1. Angelo Taibi (http://www.alternativephotography.com/)  в своей статье приводит рецепт из “Book of Photography” Paul S. Husluck. Рецепт заключается в том, что бумагу, покрытую раствором лимоннокислого аммиачного железа (раствор А) экспонируют в ультрафиолетовом свете, а затем промывают в растворе красной кровяной соли (раствор В). При промывании можно применять мягкую кисть. Отпечаток, желтый после экспонирования, во время промывки приобретает синий оттенок.  Это позволяет получить больше контроля над цветом и контрастностью отпечатка.
  2. Другой способ заключается в промывке готового отпечатка в кислой среде. Для этого используется 5% раствор уксусной кислоты. В него отпечаток помещается примерно на 1 минуту, а затем промывается обычным способом в проточной воде.

Другие интересные возможности процесса цианотипии

Рис. 10. Ткань, окрашенная по процессу цианотипии
Рис. 10. Ткань, окрашенная по процессу цианотипии

  1. Окрашивание тканей.  В приготовленную по обычному рецепту смесь двух растворов погружают хлопчатобумажную ткань и отжимают лишнюю жидкость. Следует отметить, что производить эту операцию следует в резиновых перчатках. После ткань высушивается и готова к экспонированию.  Таким способом можно делать интересные фотограммы на ткани. Окраска получается довольно стойкая.
  2. Цианотипная бумага цвета сепии (рецепт Ю. Лауберта). Приготавливаются три раствора

    Раствор 1:
    Вода (дист.) – 100 мл
    Лимоннокислое аммиачное железо (зеленое) – 12.5 г
    Винная кислота (tartaric acid) - 2г

    Раствор 2:                
    Вода (дист.) - 50мл
    Желатин - 3г

    Раствор 3:                
    Вода (дист.) - 50мл
    Нитрат серебра - 5г

    Сначала смешиваются растворы 1 и 2, подогретые до температуры 40° С, а затем медленно добавляют раствор 3. После просушки бумаги проводится экспонирование и промывка в проточной воде. После этого отпечаток помещают в раствор гипосульфита (5г на 250 мл воды). Затем – опять промывка в проточной воде и сушка.

  3. Цианотипные диапозитивы  (Ю.Лауберт) . Стеклянные пластины покрываются 10% раствором желатина. После высыхания они погружаются на 3-5 минут  в 15%  раствор лимоннокислого аммиачного железа. После просушивания происходит экспонирование, а затем – проявление в 5% растворе красной кровяной соли. Затем – промывка и сушка.

  4. Двухцветная печать  (способ Filipe Alves) – (http://www.alternativephotography.com/). Печать ведется в два цвета – коричневым и синим. Для первого коричневого цвета используется негатив, созданный на основе канала Magenta из цветового пространства CMYK, а для второго, синего – Сyan. На негативах должны быть типографские кресты для совмещения при последовательной печати. Сначала печатается коричневый цвет, который достигается тонированием отпечатка танином по изложенному выше способу. Затем после промывки и просушки вторично наносится светочувствительный слой – и в этот раз уже обходятся без тонирования.

Здесь приведены лишь некоторые возможности процесса цианотипии. Процесс очень пластичный и простой. Он может быть модифицирован и дополнен при участии творческого воображения самого фотографа. Преимущества процесса — простота и невысокая стоимость применяемых реактивов, возможность наносить изображение на самые разнообразные поверхности, а также — что немаловажно — одностадийность процесса — после экспозиции фотоматериала нужно только промыть его водой и просушить. Творческих успехов!

Готовые наборы для цианотипии можно приобрести в московском магазине «ФотоФрейм».
Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru.
Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.


Литература:

William Crawford “The Keepers of Light”, 1979
Ю. К. Лауберт «Фотографические рецепты и таблицы», 1914
Tony  Worobiec, Ray Spence “Beyond Monochrome”, 1999
Материалы сайта http: www.alternativephotography.com


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 29 сентября 2016
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу