Наверх
Loading
| Самоучитель

Соляная печать Фокса Тальбота

Илл.1 Генри Фокс Тальбот. Крыша и чердачное окно. 1842. Соляная печать с бумажного негатива, изготовленного по способу калотипии, ~10х12см
Илл.1 Генри Фокс Тальбот. Крыша и чердачное окно. 1842. Соляная печать с бумажного негатива, изготовленного по способу калотипии, ~10х12см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 10х13 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 10х13 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 45х64 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 45х64 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 45х64 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 45х64 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 45х64 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 45х64 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 45х64 см
© Дмитрий Орлов. Соляная печать, 45х64 см
1 из 6
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

Интерес процесса соляной печати заключается в том, что он является прямым предшественником хорошо нам знакомого бромо-серебряного процесса — или обычных черно-белых фотографий. Именно этот процесс и его вариации постепенно вытеснили с фотографической сцены безраздельно господствующие там дагерротипы и открыли дорогу тому фотоизобилию, которое мы наблюдаем сегодня. А ведь все самое основное было известно уже тогда — чудесное свойство серебра хранить свет.

Светочувствительность нитрата серебра была обнаружена еще в 1725 году Йоханом Шульце (впоследствии эксперименты были продолжены Карлом Вильгельмом Шееле). Теоретически уже тогда могла бы быть изобретена фотография, и мы могли бы наслаждаться фотопортретами Гете, Вольтера или, например Екатерины II. Могли бы — если бы ни одно маленькое, НО — способ закрепления фотографических изображений был найден только сто лет спустя знаменитым Генри Фокс Тальботом.

Несомненно, зная о трудах предшественников, он начал свои эксперименты в начале 1830-х годов. Фокс Тальбот смачивал бумагу в насыщенном растворе соли и после высушивания покрывал раствором нитрата серебра. Фиксацию изображения он производил сильным раствором иодида калия, что приводило к бледно желтому оттенку в светах. И только в 1839 году Гершель (известный нам в частности как изобретатель процесса цианотипии) посоветовал ему использовать для закрепления изображений тиосульфат натрия. С тех пор именно этот химикат взял на себя основную роль по закреплению фотографических изображений.

Изображения, полученные данным способом, отличаются мягкостью и слабой контрастностью, а благодаря этому и большим динамическим диапазоном.

Название процесса «соляная печать» (salted paper) может быть не очень благозвучно, однако позволяет устранить путаницу названий. Дело в том, что сам Фокс Тальбот называл процесс производства бумажных негативов при помощи соляного раствора и нитрата серебра — калотипией (calotype), в то время как существует другой процесс с использованием солей железа под названием каллитипия (kallitype), а также — колотипия (collotype) — фотомеханический способ печати изображений. Итак — «соляная печать».

При «соляной печати» бумага пропитывается в растворе хлоридов, а затем, после высыхания, покрывается раствором нитрата серебра и высушивается снова. После экспонирования производится промывка и фиксация полученного изображения.

Характеристики изображения при соляной печати таковы, что некоторые называют этот процесс «платинотипией для бедных», поскольку при гораздо меньшей стоимости исходных химикатов — можно приблизиться качеством изображения и тональными характеристиками к отпечаткам, сделанным по процессу платиново-палладиевой печати.

Попробуем шаг за шагом проследить легендарный процесс Фокса Тальбота, свидетельствовать таинство превращения крупиц серебра в запечатленный свет.


Негативы для соляной печати

Негативы для соляной печати должны быть широкого тонового диапазона и хорошо проработаны в области теней. При соляной печати наблюдается эффект самомаскирования. Другими словами во время печати верхние слои засвеченного серебра работают в качестве фильтра для нижележащих слоев. Особенно заметен этот эффект в зоне теней, где изображение имеет наибольшую оптическую плотность. Результатом является то, что в зонах светов и полутонов изображение имеет мягкие переходы, а зона теней кажется плоской.

Илл. 2. Эффект самомаскирования
Илл. 2. Эффект самомаскирования


Устройства и оборудование, занятые в процессе

  1. Устройством, без которого трудно обойтись при соляной печати является, прежде всего, ультрафиолетовая лампа. Способов ее изготовления множество и тут — полный простор для инженерных талантов. Я использую самоделку, у которой в корпус люминесцентного светильника 60×60 см плотно вставлены ультрафиолетовые лампы Philips TLK 40w/0,5. Количество ламп зависит от размера отпечатка. У меня их восемь. Некоторые используют лампы для загара или приспосабливают для этого планшетные сканеры. Подходит любой источник света, испускающий лучи в ультрафиолетовом диапазоне. Можно, правда, обойтись и солнечным светом, но в широтах Москвы он слишком непредсказуем и слаб.
  2. Следующее устройство, которое следует иметь это прижимная контактная рамка, которую впрочем, можно спокойно заменить двумя стеклами, прижимаемыми друг к другу металлическими прищепками.
  3. Хорошие весы с точностью до 0,1 г — вещь, без которой нельзя обойтись. У меня есть компактные электронные весы, которые очень хорошо выполняют свои задачи.
  4. Шприцы для точного отмеривания жидкостей.
  5. Термометр для жидкостей.
  6. Емкости для смешивания.
  7. Хорошие кисти — большие мягкие флейцы шириной 7–12 см для покрывания светочувствительной смесью.
  8. Кюветы для отмачивания и промывки отпечатков. Я для своих целей использую ванну — как раз по размеру снимка.
  9. В целях безопасности следует использовать резиновые перчатки, а при работе с ультрафиолетовым источником — темные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, вредное для глаз.

Химикаты и материалы

Набор химикатов минимальный:

  1. Нитрат серебра (Ag₂NO₃) — белые кристаллы. Продается в химических магазинах. Обращаться с осторожностью — избегать соприкосновения с кожей и тем более — с продуктами питания.
  2. Хлорид аммония — (NH4Cl), белый кристаллический порошок.
  3. Цитрат натрия (Na₃C₆H ₅O₇·2H₂O), белый кристаллический порошок.
  4. Поваренная соль — NaCl.
  5. Желатин.
  6. Тиосульфат натрия (4Na₂S₂O₃ · 5H2O.). Возможна замена кислым фиксажем.
  7. Не обязательно: хлорид золота (AgCl).
  8. Не обязательно: тетраборат натрия (Na2B4O7·10H2O).

Приготовление солевого раствора

Приготовления начинаем с растворения 2 г желатина в 100 г теплой воды. Через 20 температуру воды довести до 38°С, а разбухший желатин размешать до полного растворения.

В отдельной емкости в 180г воды, подогретой до 43°С растворить 6 г хлорида аммония и 6 г цитрата натрия.

Смешать оба раствора

Желатин, содержащийся в солевом растворе, не позволяет нитрату серебра проникать слишком глубоко в поры бумаги (это сказывается на резкости отпечатка).

Возможно применение крахмала вместо желатина.

Существуют другие формулы солевого раствора. Возможно, кому-то они покажутся предпочтительнее.

Формула 1: Хлорид натрия (то есть обычная поваренная соль) — 20 г, желатин — 2 г, вода — 1л
Формула 2: Хлорид натрия- 20 г, Цитрат натрия — 20 г, желатин — 2 г, вода — 1 л


Покрытие бумаги солевым раствором

Раствор наносится кистью на приготовленную бумагу при свете лампы накаливания. Поскольку раствор прозрачен, следует внимательно покрывать поверхность бумаги не оставляя не покрытых мест. Для верности можно покрывать в два слоя.

Покрытие бумаги солевым раствором производится широкой кистью параллельными мазками. Раствор прозрачный и поэтому важно не оставить не покрытой раствором бумаги. Другой способ покрытия заключается в погружении листа бумаги в ванночку, наполненную солевым раствором на 30 секунд.

Илл. 3. Покрытие бумаги солевым раствором
Илл. 3. Покрытие бумаги солевым раствором

Все эти операции могут проводиться без затемнения, поскольку составляющие процесса не чувствительны к обычному свету. Далее бумагу следует тщательно просушить, избегая касания поверхности. Так же рекомендуется пометить покрытую поверхность, так как после высыхания бесцветного раствора будет затруднительно понять, какая из сторон листа была в работе.


Приготовление фиксирующего раствора

В 500 мл воды нагретой до температуры 32°С добавляется 50 г тиосульфата натрия. Затем раствор охлаждается до 20°С. Раствор отставить в сторону — он понадобится позже.


Приготовление раствора нитрата серебра

В 30 мл дистиллированной воды (в крайнем случае — хорошо прокипяченной) , нагретой до температуры 38°С следует добавить 4 г нитрата серебра и полностью растворить.

В случае использования плохо очищенной или кипяченой воды следует выставить приготовленный раствор на яркий солнечный свет на некоторое время, а после отфильтровать получившиеся белые хлопья, чтобы избежать появления пятен на самом отпечатке. Раствор нитрата серебра требует предельно аккуратного отношения. Работать следует непременно в резиновых перчатках. В противном случае на руках останутся несмываемые в течение нескольких дней темно коричневые пятна.

Раствор наносится на подготовленную бумагу при помощи кисточки. Операции следует проводить при комнатном свете.
После полного просушивания бумага готова к печати.

Имейте в виду, что сенсибилизированная бумага пригодна к употреблению в течение недели при условии хранения в сухом темном месте.


Эспонирование

Печать проводится контактным способом. Негатив укладывается на бумагу и накрывается стеклом или же — что несомненно лучше — помещается в специальную рамку для контактной печати. Экспозиция на солнечном свете или под ультрафиолетовой лампой продолжается от 3 до 10 минут в зависимости от интенсивности освещения и плотности негатива. Очень быстро засвеченная бумага приобретает светло-коричневый цвет, но процесс еще продолжается. Время от времени следует проверять степень засветки бумаги, перенося рамку в темное место и аккуратно приподнимая негатив.

После появления на бумаге изображения требуемой плотности бумагу тщательно промывают проточной водой в течение нескольких минут, пока стекающая вода не станет абсолютно прозрачной. Следует отметить, что отпечаток несколько светлеет в процессе промывки и закрепления.


Тонирование (не обязательно)

Для повышения стойкости отпечатка к внешним условиям или как сейчас говорят — улучшения архивных качеств, а также для придания ему более теплого оттенка, его следует тонировать раствором хлорида золота и тетрабората натрия. При этом менее стойкие молекулы серебра замещаются более стойкими молекулами золота.

Если отпечаток после промывки помещается сразу в фиксирующий раствор, то его оттенок будет красно-коричневым. Тонирование хлоридом золота позволит изменить оттенок снимка в широкой гамме — от пурпурно-коричневого до сине-коричневого. Рецептов тонирования существует несколько, я расскажу лишь об одном — на основе тетрабората натрия (Na2B4O7·10H2O).

В 200 г воды, нагретой до 38°С следует добавить 3 г тетрабората натрия. После его полного растворения добавить 3 мл хлорида золота. Дать отстояться 1 час, доведя до температуры 21°С. Приготовленный раствор хранить в коричневой бутылке в темном помещении. Добавление тетрабората натрия в раствор позволяет избежать преждевременной кристаллизации золота в контакте с органическими веществами во время тонирования. Время тонирования варьируется от 6 до 12 минут. С течением времени оттенок отпечатка становится холоднее.


Фиксирование отпечатка

Затем проэкспонированная бумага фиксируется в течение 10 минут в раствора тиосульфата натрия. Фиксировать отпечатки можно также в простом растворе кислого фиксажа. В этом случае время фиксирования составит 5 минут.

После закрепления отпечатки следует промывать в течение 10 минут в холодной проточной воде. Важно следить, чтобы нежная поверхность эмульсии не была повреждена во время промывки.


Печать на ткани (Ю.Лауберт)

Интересно, что этот процесс (несколько модифицированный) применим и для печати на ткани. Выбранную ткань (хлопок, шелк) расстилают на стекле, посыпанном тальком (чтобы исключить прилипание). Приготовляется клеевой раствор следующего состава:

Вода — 100 мл
Желатин — 8 г
Поваренная соль — 3 г

Желатин растворяется с предварительным размачиванием и нагреванием до 43°С.

После высыхания ткань пропитать 5% раствором нитрата серебра в течение 5 минут и высушить. Изображение следует несколько перепечатать. После этого рекомендуется тонировать ткань с использованием хлорида золота, а затем фиксировать в растворе гипосульфита (20г на 100 мл воды) 15 минут с последующим промыванием в проточной воде в течение 5–6 часов.


Контроль контрастности

Отпечатки при этом процессе получаются малоконтрастные с широким тональным диапазоном. Если хотите сделать более контрастные отпечатки — добавьте в соляной раствор несколько капель раствора следующего содержания: бихромат калия (K₂Cr₂O₇) — 2г на 28 мл воды. Эффект увеличения контрастности будет заметен после добавления трех капель этого раствора на 28 мл солевого раствора для предварительного покрытия бумаги. Бумагу, сенсибилизированную с применением бихромата калия следует хранить в темном месте.

Вот и все стадии процесса, работая с которым можно действительно сказать, что прикасаешься к самым сокровенным истокам фотографии, ведь именно с него началось изготовление бумажных негативов, прообразов современных фотопленок.


Готовые наборы для соляной печати можно приобрести в московском магазине «ФотоФрейм». Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru.
Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.


Литература:

William Crawford «The Keepers of Light», 1979
Ю. К. Лауберт «Фотографические рецепты и таблицы», 1914
Tony. Worobiec, Ray Spence «Beyond Monochrome», 1999


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 30 сентября 2016
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу