Наверх
Loading
| Процессы

Неизвестный город

Или художественный процесс в провинции
ART-переход.ru: 1 июля 2004 г.




Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 15 — Чебоксары, переход на улицу Гражданская с остановки «Октябрьский мост».
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.


«НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» — сетевой художественный проект сайта «ART-переход.ru»
Время реализации: 1 июля 2004 — 31 декабря 2004

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

— Куратор проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)

— Фотохудожник проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)

— Фотохудожник проекта: Евгений ЛИХОШЕРСТ (г. Чебоксары)

— Журналист проекта: Рита КИРИЛЛОВА (г. Чебоксары)

— Искусствовед проекта: Антонина МОРДВИНОВА (г. Чебоксары)

— Web-редактор проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)


ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТА

Фотографический художественный проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» возник не случайно: во-первых, Чебоксары как город с сформировавшимися фотографическими традициями, своей историей фотографического бытия и своей фотографической генерацией должен был проявить свою позицию по отношеию к современному художественному процессу в провинции. Во-вторых, Чебоксары начала XXI века, по-прежнему, остаются неизвестным городом не только для других регионов России, но и для самих чебоксарцев многие из которых живут по схеме: дом-работа-дом. Ещё менее известен город своими художественными процессами и процессами в современной творческой фотографии. Эти факты дают повод выставить целью проекта показ современного художественного процесса в Чебоксарах на примере творческой фотографии.

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проект имеет открытую архитектуру: к непосредственным участникам проекта (куратор проекта, фотохудожники проекта, журналист проекта, искусствовед проекта, web-редактор проекта) в любой момент могут подсоединиться различные группы общественности (искусствоведы, арт-критики, журналисты, кураторы, фотографы, художники, архитекторы, менеджеры от культуры). При этом их роль могла бы не ограничиваться лишь статусом «пассивный созерцатель». Проект отталкивается от интерактивности, что изначально предполагает со-творчество и со-участие. К примеру, потенциальный чебоксарский фотограф мог бы сгенерировать свой ряд «неизвестного города» (с учётом условий выставки). Журналист мог бы изложить своё видение художественного процесса в провинциальном городе и пути прорыва глухого провинциализма. Искусствовед, арт-критик — структурировать особенности визуального восприятия фотохудожников проекта и вписать их в российский художественный контекст. Художник мог бы описать художественный процесс в своём творческом цеху и представить точку зрения на современный художественный процесс. Для всех групп общественности будут предоставлены ресурсы сайта «ART переход.ru».

Традиционное мнение, имеющее место в середине XX века, что художественные процессы идут лишь в крупных мегаполисах, а в провинции их, якобы, нет, в XXI веке можно поставить под сомнение. Развитая коммуникационная инфраструктура общества, стремление решать общие задачи в распределённых командах, открытость различных сообществ — ведёт к стиранию границ между мегаполисом и провинцией. Эти новые условия подвигают к тому, что и художественные процессы становятся распределёнными и не обязательно концентрируются в локальных местах, например в мегаполисах.

Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» позиционируется как сетевой проект и, следовательно, предполагает распределённую команду, не привязанную к конкретной географической точке. Использование информационных технологий позволит осуществлять реализацию проекта в реальном масштабе времени. Визуализация проекта будет происходить на информационном ресурсе в Интернете — сайте «ART переход.ru» (URL — http://www.artperehod.ru/index.html  E-mail — perehod@chebnet.com). Время реализации: июль 2004 — декабрь 2004.

Формально проект структурирован на несколько этапов:
1. Формирование команды для реализации проекта «Неизвестный город».
2. Подготовка материалов выставки в соответствии с условиями.
3. «Неизвестный город». Фотографическая выставка в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД».
4. «Круглый стол». Генерация актуальных задач арт-пространства различными группами общественности.
5. Экспорт проекта «Неизвестный город».

На первом этапе формируется базовая команда из города Чебоксар: куратор проекта, фотохудожники проекта, журналист проекта, искусствовед проекта, web-редактор проекта. На втором этапе фотохудожники проекта производят съёмки на территории Чебоксар и готовят визуальный материал для выставки, а куратор генерирует сопутствующие материалы. На третьем этапе происходит опубличивание виртуальной выставки и подключение к ней всех групп потенциальных потребителей. На четвёртом этапе происходит подключение к виртуальному «Круглому столу» различных групп общественности для генерации актуальных задач арт-пространства. И, наконец, на пятом этапе происходит экспорт проекта «Неизвестный город» за пределы города Чебоксары.

 



Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 2 — Чебоксары, переход к дому с зелёной крышей с улицы Университетской.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

ВЫСТАВКА В ПРОЕКТЕ

Поскольку фотографическая выставка возникает не в вакууме, а в определённом художественном контексте, то выставка «Неизвестный город», сформированная фотохудожниками проекта и претендующая на источник рефлексий, могла бы стать исходной точкой для цеховой и околоцеховой общественности для опубличивания художественного контекста или запуска целого художественного процесса.

Выставка «Неизвестный город» (г. Чебоксары, 07.2004...20ХХ) является продолжением серии этапных выставок чебоксарских фотографов периода «ЛОКАЛЬНЫЙ» (1995…2001). Первая выставка — «Фотографическая выставка Команды Р» (г. Чебоксары, 1995), демонстрируя наработки фотографов в период «ЗАТИШЬЕ» (1991…1994), ставила своей целью запуск идентификационного процесса в творческой фотографии в Чебоксарах и формирование художественного контекста. Эта цель была достигнута. Во второй выставке — «Пришедшее» (г. Чебоксары, 2001; г. Нижний Новгород 2002) был сделан уход от разновекторности, как следствия большого количества участников (20 авторов сменили три фотографа), к формированию моновектора. В выставке «Пришедшее» появилась виртуальная составляющая (в форме проспекта выставки). Для Чебоксар был создан прецедент, когда виртуальная составляющая стала перевешивать её реальную составляющую. В реальной выставке «Пришедшее» (г. Нижний Новгород, 2002) можно было наблюдать следующее: авторы были раскиданы по огромной площади экспозиционного пространства (без видимой необходимости); было произведено сокращение числа экспонатов выставки (при наличии площадей); работы были подписаны некорректно; отсутствовало описание выставки, а также портреты авторов и их краткие биографии. Сюда же можно отнести и конечность экспонирования реальной выставки. Всех этих недостатков не было в виртуальном эквиваленте — проспекте выставки.

Сопутствующие многочисленные ограничения реальных экспозиций предыдущих выставок были, наконец, сняты в выставке «Неизвестный город». Экспонирование последней решено было начать в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД» на информационном ресурсе — http://www.artperehod.ru/index.html с последующим выходом в реальное пространство в определённом контексте художественного процесса. Такой подход решает и проблему проспекта выставки даже с определённым преимуществом: нет ограничений на показ всех экспонатов, а также проблемы с тиражом и распространением. Виртуальная экспозиция идеальна и для сетевого проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД»: участники распределённой команды круглосуточно будут иметь доступ как к самой выставке, так и ко всем материалам проекта.

 



Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 5 — Чебоксары, переход к почте № 23 с улицы Энтузиастов.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРОЕКТА

Для формирования вектора художественного процесса сетевого проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» попытаемся обрисовать исходную точку, которая включает такие ключевые моменты как: куратор в провинции, фотограф в провинции, культурный журналист в провинции, фотокомпания в провинции, фотографический след в программе «Чебоксары — Культурная столица Поволжья 2003».

 

КУРАТОР И ФОТОГРАФ В ПРОВИНЦИИ

Для мегаполисов стала реальным следующая схема бытия фотографа: фотограф творит, куратор структурирует его творчество, менеджер продвигает результат творчества к потребителю. Эта идеальная схема для фотографа в провинции пока отсутствует: не возникли соответствующие условия. Если фотограф со своими работами хочет дойти до потребителя, он вынужден ехать в Москву или же работать по принципу «три в одном»: фотограф, куратор, менеджер. Каждая из этих частей имеет свои составляющие. По мнению Валерия Савчука (Круглый стол выставки «Посвящение», г. Санкт-Петербург, 15 апреля – 10 мая 2004 г): «Куратор сегодня синтезирует — не функционально, но по призванию — позиции критика, художника и коммерческого директора собственного проекта». И в силу этой синтетичности куратор одновременно выступает и как концептуалист, и как консультант, и как посредник, и как учредитель.

Далеко не каждый фотограф в провинции понимает, что путь до потребителя тернист, и продолжает делать попытки пройти его в одиночку. Ментальность индивидуалов да ещё с ограниченными возможностями по продвижению своего творчества продемонстрировали далеко не новички фотографического цеха России — Валерий Железняков (Чебоксары) и Валерий Тумбаев (Йошкар-Ола). Свои наработки на фотографическом пленэре (Нижний Новгород, 2002) они изначально структурировали без привлечения внешнего куратора, на этапе опубличивания не сделали ставку на генерацию художественного контекста и не создали предпосылок по расширению потенциального круга зрителей ни в Йошкр-Оле, ни в Чебоксарах. В результате обоим не удалось дистанцироваться от эмоционального подхода к формированию экспозиций, а также не удалось продемонстрировать динамику художественного процесса при переходе от одной версии выставки (г. Йошкар-Ола, апрель-май 2003) к другой (г. Чебоксары, май-июнь 2004). И лишь наличие сильного фотографического фона в Чебоксарах позволило заметно выправить ситуацию и начать процесс генерации художественного контекста.

Поучительна, как художественный процесс в провинции, акция «ФОТОFLASH» (г. Чебоксары, январь-февраль 2004 г.). Эта групповая выставка представила творчество фотографов, известных лишь в узком фотографическом цеху в Чебоксарах. Куратором выступил малоизвестный чебоксарский фотограф — Виталий Иванов. Несмотря на свою неопытность, он смог воспринять тенденцию творческих технологий периода ОТКРЫТЫЙ и на этапе формирования выставки подключил к ней опытного консультанта, а также выделил как отдельные составляющие — экспозитора выставки, фотографа выставки и web-редактора выставки. Такой расклад персонажей, а также демонстративный отказ от традиционного места экспонирования творческой фотографии в залах Чувашского государственного художественного музея привёл к тому, что уже на вернисаже можно было наблюдать повышенный интерес к выставке со стороны многочисленных представителей средств массовой информации и других заинтересованных лиц. Изюминкой акции стала художественная провокация, инициированная журналистом еженедельника «Столица Ч» (г. Чебоксары), и последующая реакция со стороны фотографического цеха. Это важное обстоятельство позволило идентифицировать контекст групповой выставки и создать необходимый прецедент в современной художественной жизни в Чебоксарах.

 



Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 8 — Чебоксары, переход к салону «АБ СОФТ» с улицы Университетской.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

КУЛЬТУРНЫЙ ЖУРНАЛИСТ В ПРОВИНЦИИ

При наличии нескольких десятков изданий в Чебоксарах и ежегодном выпуске журналистов из стен Чувашского государственного университета, по-прежнему ощущается дефицит профессиональных кадров. За последние десять лет (1994-2004) положение в культурной журналистике кардинальным образом не изменилось: отношение к материалам по культуре в изданиях, мягко говоря, сдержанное и, по-прежнему, статьи причёсывают под гипотетического читателя «с пятью классами образования». Однако, журналист очень часто является чуть ли не единственным проводником между художником и потребителем и на него выпадает историческая миссия если не донести идею художника, то, по крайней мере, информировать общественность о происходящих художественных событиях.

Современный художественный процесс предполагает, что существует не просто журналист, пишущий о культуре, а журналист специализирующийся, например, на современной творческой фотографии. Текущая ситуация, когда журналист не знает предмета описания и ограничивается переписыванием пресс-релизов, стала уже давно общим местом, и не только в Чебоксарах. Для существующих изданий в Чебоксарах не характерен проектный подход к разрабатыванию определённого культурного пласта и, следовательно, у журналиста нет пространства, где могли бы возникнуть условия для его творческого роста.

Проект «Неизвестный город» ставит своей задачей сдвинуть процесс с мёртвой точки в области культурной журналистики в Чебоксарах. И первый шаг, который может сделать журналист для своего творческого роста — это решение стать участником проекта. Но участие в проекте предполагает изучение и знание истории чебоксарского фотографического бытия и процессов в современной творческой фотографии, свободное владение компьютерными технологиями, умение формировать электронную публикацию с элементами web-технологий и строить публикацию с использованием визуального материала.

 

ФОТОКОМПАНИИ В ПРОВИНЦИИ

У старейших фотокомпаний в Чебоксарах за плечами 10 лет работы на рынке фотографических услуг. За этот период ими был пройден путь от аналоговых технологий до цифровых. С каждым годом ими наращивается спектр услуг, предлагаемых фотолюбителям. Деятельность фотокомпаний так или иначе пересекает пространство фотографических художественных процессов. Наиболее продвинутая компания «РИАН-ФОТО» ежегодно (с 2000 года) проводит фотоконкурс для фотолюбителей, с 2003 года выпускает свою корпоративную газету «РИАНимация фотографии» формата А3, а также организовала специализированную передачу на телеканале «Чебоксары ТВ» — «РИАНимация фотографии», где знакомит общественность с фотовыставками в Чебоксарах, фотографическими технологиями, новинками фототехники. Следует отметить, что весь этот спектр деятельности направлен лишь на одну узкую зону — начинающих фотолюбителей.

Однако, пространство художественных процессов, которое выводит компанию на новые витки спирали развития и процветания, по-прежнему недосягаемо для них. Фотографические компании Чебоксар оказались не готовыми соответствовать основному требованию концепции периода «ОТКРЫТЫЙ» чебоксарского фотографического бытия: деятельность фотографа должна быть сориентирована на прогресс в диапазоне от освоения новых фотографических направлений в творчестве до освоения новых фотографических технологий. Компании пока даже не делают робких попыток к сопровождению реального художественного процесса чебоксарского фотографического бытия. Можно лишь задаться риторическим вопросом: как долго они собираются ещё находиться в «детских штанишках» в то время как мир динамично развивается и идёт вперёд.

 



Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 14 — Чебоксары, переход к дому № 33 с улицы мичмана Павлова.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

О ФОТОГРАФИЧЕСКОМ СЛЕДЕ
В ПРОГРАММЕ «ЧЕБОКСАРЫ — КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ПОВОЛЖЬЯ 2003»

Роль фотографии в современном культурном процессе можно было наблюдать и в программе «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003» (программа реализована в 2003 году в городе Чебоксары, Россия). Из одиннадцати проектов, представленных окружным конкурсом, четыре напрямую связаны с искусством фотографии:
Проект «Лица Волги»
— Проект «Земля-воздух»
— Проект «Недетские игры»
— Проект «Девять месяцев чувств»

Конкурсная комиссия, а вместе с ней и исполнительная дирекция программы «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003» при выборе этих проектов, видимо, полагала, что для провинциальных Чебоксар проекты прозвучат откровением. К сожалению, эти структуры недостаточно изучили культурное пространство Чебоксар и особенно фотографическое пространство в Чебоксарах: в результате откровения не прозвучало.

Исполнительная дирекция программы «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003» даже не сочла нужным на вернисажи пригласить фотографическую общественность, тем более не были запланированы встречи кураторов проектов с представителями фотографического цеха. В итоге получилось, что выставки проводились для самой исполнительной дирекции, её приближённых и представителей средств массовой информации.

В 2004 году в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики № 115 от 15.12.2003 «О реализации инновационных программ и мероприятий в сфере культуры» в Чебоксарах была создана «Дирекция культурных программ» на базе Чувашского республиканского научно-методического центра народного творчества, а также был создан «Центр современного искусства» на базе выставочного зала Чувашского государственного художественного музея. Возникла как будто бы благоприятная ситуация для развития культурного пространства в Чебоксарах в целом и современной творческой фотографии в частности.

Однако, банальная ситуация с отсутствием нужных кадров в этих структурах, похоже не будет способствовать развитию этого самого культурного пространства. Обе структуры пока не проявили должного интереса к представителям художественной общественности и не сделали к ним первых шагов. Эта неопределённость подкрепляется и отсутствием опубличенных концепций и программ стратегического развития культурного пространства в Чебоксарах.

 



Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 27 — Чебоксары, переход на улицу Чернышевского с улицы Энтузиастов.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» — многоуровневый проект. И, следовательно, ожидаемые результаты необходимо очертить на всех этих уровнях.

На первом уровне проект позволит идентифицировать характерных чебоксарских фотографов, чьё творчество попадает в пространство чебоксарской фотографической школы, а также продемонстрирует методологию кураторского подхода, соотвтствующую концепции периода ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического бытия.

На втором уровне проект создаст предпосылки для создания в Чебоксарах профильной команды по генерации и реализации фотографических художественных проектов.

На третьем уровне должна произойти активизация различных групп общественности (журналистов, искусствоведов, кураторов, фотографов, представителей фотокомпаний, менеджеров от культуры), связанных с художественными процессами провинциального города.

На четвёртом уровне следует ожидать развитие сетевых технологий, пригодных для реализации распределённых художественных проектов.

г. Чебоксары, Россия

НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД:  Информация о проекте   Информация о выставке

Юрий Евлампьев, куратор проекта НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД, Чебоксары


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 3 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов