Наверх
Loading
| Самоучитель

Гумбихроматная печать (монохром)

Реинкарнация фотографии
Edward Steichen. Self portrait
Edward Steichen. Self portrait
Robert Demachy. Windmills
Robert Demachy. Windmills
Maskell. Young Dutchwoman
Maskell. Young Dutchwoman
Gertrude Kasebier
Gertrude Kasebier
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х70см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х70см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х70см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х70см
© Дмитрий Орлов. 9 гумми-бихроматных отпечатков. 150х210см
© Дмитрий Орлов. 9 гумми-бихроматных отпечатков. 150х210см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х50см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х50см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х70см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х70см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х70см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 50х70см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 35х70см
© Дмитрий Орлов. Гумми-бихроматный отпечаток. 35х70см
1 из 11
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

Краткое описание процесса

Гумбихроматные отпечатки отличаются богатой световой гаммой и возможностью применения в процессе красителей практически любого цвета. Процесс основан на свойстве хромированных коллоидов задубливаться пропорционально количеству полученного света.

Способ был изобретен в 1850-х годах, но оставался в забвении до 1890-х, когда был воскрешен фотографами-пикториалистами. Арт-фотографов, утомленных скучной подробностью господствовавших тогда фотопроцессов, в гумбихроматах привлекала возможность полного контроля над изображением путем обработки поверхности отпечатка кистью в живописной манере. Вэтойтехникеработали Alfred Maskell, Edward Steichen, Robert Demachy, Heinrich Kuhn.

Как и остальные пигментные отпечатки, гумбихроматы не имеют в составе изображения ни нестабильных солей металлов, могущих со временем разлагаться, ни покрывающей бумагу желатиновой эмульсии, уязвимой для грибка. По этой причине гумбихроматы имеют самые высокие архивные качества и сохраняются весьма долго. Процесс совместим с другими альтернативными процессами — например с платинотипией или цианотипией.

Для того чтобы достичь наилучших результатов следует выполнить несколько условий:

  1. Поверхность бумаги должна быть в достаточной мере шероховатой, так как верхний слой нерастворимого гуммиарабика в зонах светов лишь слегка касается поверхности бумаги. Это не значит, что бумага должна быть сильно фактурной, но совершенно гладкие бумаги не смогут обеспечить хорошую передачу всего тонального диапазона снимка.

  2. Слой гуммиарабиковой эмульсии должен быть ровным. Если слой слишком тонок, то эмульсия не проникнет достаточно глубоко в бумагу. В этом случае света и часто тени будут содержать в себе слои нерастворимого гуммиарабика, которые не будут соприкасаться с бумагой и поэтому отслоятся при промывке отпечатка, оставив белые пятна.

  3. Если смесь для покрытия бумаги будет содержать слишком много пигмента, то он глубоко проникнет в поры самой бумаги и останется там даже после промывки. На отпечатке в светах будут видны пятнышки пигмента. На этот процесс влияет как количество употребляемого пигмента, так и степень проклеивания бумаги

Устройства и оборудование, занятые в процессе

  1. Устройством, без которого трудно обойтись при гумми-печати является, прежде всего, ультрафиолетовая лампа. Способов ее изготовления множество и тут — полный простор для инженерных талантов. Я использую самоделку, у которой в корпус люминесцентного светильника 60×60 см плотно вставлены ультрафиолетовые лампы Philips TLK 40w/0,5. Количество ламп зависит от размера отпечатка. У меня их восемь. Некоторые используют лампы для загара или приспосабливают для этого сканеры. Подходит любой источник света, испускающий лучи в ультрафиолетовом диапазоне. Можно, правда, обойтись и солнечным светом, но в широтах Москвы он слишком непредсказуем и слаб.
  2. Следующее устройство, которое следует иметь это прижимная контактная рамка, которую впрочем, можно заменить двумя стеклами, прижимаемыми друг к другу металлическими прищепками.
  3. Хорошие весы с точностью до 0,1г — вещь, без которой нельзя обойтись. Многие пособия рекомендуют отмерять пигменты из тюбика сантиметрами, но, на мой взгляд, это не совсем верно. У меня есть компактные электронные весы, которые очень хорошо выполняют свою задачу.
  4. Весы
    Весы
  5. Шприцы для точного отмеривания жидкостей.
  6. Термометр для жидкостей.
  7. Емкости для смешивания красок и смесей.
  8. Хорошие кисти. Несколько кистей с коротким ворсом для размешивания пигментов и смесей и большие мягкие флейцы шириной 7–12 см для нанесения светочувствительной смеси.
    Кисти
    Кисти
  9. Ступка для измельчения пигмента (в некоторых случаях это необходимо).
  10. Ванночки для отмачивания снимков. Я для своих целей использую ванну — как раз по размеру снимка.
  11. В целях безопасности желательно использовать резиновые перчатки, а при работе с ультрафиолетовым источником — темные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, вредное для глаз.

Химикаты и материалы

Набор химикатов минимальный —
  1. Бихромат калия (K2Cr2O7) — оранжевые кристаллы. Продается в химических магазинах. Обращаться с осторожностью — избегать соприкосновения с кожей и тем более — с продуктами питания. Пропорции для приготовления раствора — 1:7.55 по весу. То есть на 1г — 7.55 мл воды.

  2. Гуммиарабик — твёрдая прозрачная масса, выделяемая различными видами акаций. Продается в сухом виде в художественных салонах. Не рекомендую покупать уже разведенный гуммиарабик — дорого и неудобно. К тому же при самоличном приготовлении раствора мы полностью контролируем пропорции компонентов. Пропорции для приготовления раствора — 1:2.86 по весу. То есть на 1г — 2.86 мл воды.

  1. Пигмент. Я употребляю для процессов почти любой пигмент, который попадается под руку. А попадается он в виде тюбиков акварельной краски, баночек с гуашью, сухого пигмента в виде порошка (важно чтобы он был тщательно измельчен). Подходит любая водорастворимая краска.

Для предварительной подготовки бумаги потребуется желатин (я беру любой — и даже пищевой), и формалин.

Важно иметь акварельную бумагу хорошего качества — плотную и шероховатую. На мой взгляд, шероховатость должна быть минимальной, но достаточной для того чтобы гуммиарабиковая эмульсия закреплялась на поверхности бумаги. Также бумага должна быть достаточно плотной для сохранности своей геометрии при многократных циклах намачивания-высушивания. Можно экспериментировать с различными бумагами. Для себя я выбрал Arches Fine grain 300g.

Естественно необходимо иметь негатив для печати. Так как печать производится контактным способом, окончательный отпечаток будет одного размера с негативом. Подготовка негативов для альтернативных процессов — отдельная тема, которую мы рассмотрим в специальной статье. Во время подготовки негатива по четырем его сторонам оставьте технические поля на которых разместите типографские «кресты». Благодаря «крестам» вы сможете точно позиционировать негатив на поверхности бумаги при каждом последующем цикле печати. Стандартный «крест» выглядит так:

Процесс печати

Подготовка бумаги

Возьмите раствор желатина.

Рецепт приготовления раствора желатина: В 100 мл воды положите 2,8 г желатина и дайте настояться около 30 минут. Когда желатин разбухнет, подогрейте раствор до 43°С и размешайте до полного растворения желатина. После этого профильтруйте раствор через марлю, чтобы исключить наличие мелких нерастворившихся частиц желатина.

Покройте получившимся раствором лист бумаги. После полного высыхания первого слоя добавьте к желатиновому раствору формалин — 2.5 мл на 100 мл раствора. Это делается для задубливания верхнего слоя.

Все готово к работе
Все готово к работе

О пигментах

В этой статье речь идет о процессе гумбихроматной монохромной печати. Так что из пигментов понадобится только черный (сажа газовая) и при желании — другие пигменты для придания какого-либо оттенка изображению. Тут выбор неограничен. Ничто не мешает делать монохромные изображения любого цвета, а также — (поскольку печать производится в три слоя) — можно каждому слою придать свой цвет. Не говоря о возможности применения любых цветов, которые только можно себе представить — включая белила, серебряную или золотую краски. В случае белил для печати надо будет использовать позитив вместо негатива.

гумбихроматный способ очень пластичен. В нем есть множество способов контролировать окончательное изображение как на стадии приготовления растворов, так и на стадии промывки получившегося отпечатка. Так что простор для фантазии неограничен.

Контрастность отпечатка и его чувствительность к УФ свету контролируется пропорцией исходных растворов. Чем больше в растворе содержится бихромата калия, тем менее контрастный получается отпечаток, и меньшее время экспозиции требуется.

Печать в один слой возможна, но в этом случае не удастся отобразить в отпечатке полную тональную гамму негатива. Так что предполагается печатать в три слоя — слой светов, слой полутонов и слой теней. Если захотите, то можете делать отпечатки с еще большим количеством слоев — в таких экспериментах лучше руководствоваться исключительно личным чувством художественной соразмерности.

Печать светов

Итак, первый слой будет слоем «светов». Оговорюсь сразу, что описываемое здесь количество растворов рассчитано на покрытие листа бумаги приблизительно 25×35 см. Исходя из этого можете пересчитать необходимые количества для требуемого вам размера. Время экспонирования дано приблизительно, исходя из мощности моего УФ источника и дальности его от поверхности бумаги (у меня — 25 см). В идеале каждый печатник должен самостоятельно путем экспериментов подобрать оптимальные количества растворов и время засветки отпечатков.

Приготовление светочувствительной эмульсии для печати светов

В отдельную емкость положите 0.6 г акварельной краски и тщательно размешайте, постепенно добавляя 2.5 мл раствора гуммиарабика (пропорции для приготовления раствора — 1г гуммиарабика: 2.86 мл воды).

После этого к смеси добавить 6.5 мл раствора бихромата калия (пропорции для приготовления раствора — 1г бихромата калия: 7.55 мл воды).

Смесь хорошенько перемешайте.

Нанесение эмульсии на бумагу

Нанесите полученную эмульсию широким флейцем быстрыми ровными параллельными мазками на заготовленную бумагу. Нанесенный слой выровняйте (можно взять для этого другую более мягкую кисть). Этот процесс необходимо завершить до загустения эмульсии.

Процесс печати

После высыхания листа, наложите на эмульсию негатив, зажмите в контактную рамку и поместите под источник УФ-света.

Экспонируйте 3 минуты. Затем окуните лист эмульсией вниз в ванночку с чуть теплой водой и оставить его там плавать минут 15–20. По истечении этого времени осмотрите отпечаток и при необходимости интенсивно промойте его в воде (под струей воды пройдитесь по поверхности эмульсии мягкой кистью). Полученный отпечаток высушите.

Печать полутонов

Для печати полутонов приготовьте раствор из 1г краски, 5.5 мл раствора гуммиарабика и 5.5 мл раствора бихромата калия. Перед повторным покрытием бумаги светочувствительным раствором я заклеиваю клейкой лентой «кресты», чтобы они были видны при печати. Все вышеописанные операции повторяются. Время экспозиции — 2 мин. 30 сек.

Печать теней

Для печати теней приготовьте раствор из 1.2 г краски, 7.5 мл раствора гуммиарабика и 4.5 мл раствора бихромата калия. Все вышеописанные операции повторяются. Время экспозиции — 2 мин.

Иногда после проявления бумага имеет оранжевый оттенок из-за непромытого бихромата калия. В этом случае следует промыть отпечатки в растворе бисульфита натрия (4г на 100 мл воды).

Вот и завершился наш процесс. После высыхания я иногда покрываю отпечаток каким-нибудь художественным лаком или раствором гуммиарабика для выявления деталей в тенях, увеличения насыщенности цветов и, как мне кажется, — улучшения внешнего вида картинки.

Завершающую стадию энергетической зарядки изображения выполняет моя кошка Чупа.

Готовые наборы для гумбихроматной печати можно приобрести в московском магазине "ФотоФрейм".
Москва, Симоновский вал, 26, корпус 3. www.photosale.ru. Телефон +7 (495) 234-99-15.
Доставка во все регионы России.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 26 сентября 2016
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу