Наверх
Loading
| Софт

Каталогизация фотографий

Общие принципы создания каталога фотографий

По работе мне часто приходится сталкиваться с задачей структурирования больших массивов информации, в том числе фотографий.

 

В этой статье описаны общие принципы создания каталога фотографий и примеры его реализации на основе Lightroom.


Автор фото - dfulmer

Если у нас чего-то много, нам нужен каталог, чтобы во всем этом разобраться. Если вы пришли в библиотеку, то поиск нужной книги возможен либо перебором всех книг, либо поиском по каталогу. Если он есть.
То же с фотографиями. Часто можно слышать – мне это не нужно. Я не профессионал, я любитель. Действительно, если надо просмотреть 300-500 превью, это не проблема. Но архив фотографий как-то незаметно быстро вырастает до десятков и сотен тысяч фотографий. И ситуация с библиотекой повторяется. 
Даже размещение фотографий в отдельных папках по поездкам или датам решит проблему только частично. Попробуйте в таком архиве найти, например, все фотографии лошадей, сделанные вами в разные годы. Думаете, все свои фотографии Вы помните наизусть? Скорее всего, это не так.

Метаданные
Основу любого каталога фотографий составляют метаданные.
Так называют данные о данных. Применительно к фотоснимкам это будут невидимые на картинке данные, которые сопровождают фотографию. Это и дата съемки, и модель камеры, которой снимок сделан, и данные о владельце камеры, и ключевые слова, описывающие изображение.
Камеры пока еще ничего не знают о сюжете снимка. По крайней мере, не вписывают ключевые слова автоматически. Это работа фотографа. 
Сразу возникает вопрос – насколько это трудоемко?
Перед тем, как ответить на этот вопрос, поговорим о рабочем процессе.

Рабочий процесс и каталоги
Под понятием Workflow часто понимают обработку фотографий. Но это очень узкое определение. Рабочий процесс – это все шаги между получением начальных изображений (вход) и получением готового результата (выход). И правильная организация рабочего процесса – это и экономия времени, и денег, и более качественный результат.
Если говорить о каталогизации, есть много программ, которые позволяют его организовать.
Это и Aperture, и Extensis Portfolio, и iView, и Photo Mechanic… 
Пожалуй, одна из самых распространенных – Lightroom, и рассматривать каталогизацию можно на ее примере. Тем не менее, основные принципы можно реализовать в любой из этих программ.

Пожалуй, основная задача – быстро найти нужные фотографии. 
Представим, что у нас есть один диск (раздел) с фотографиями. Там находятся все наши фотографии. 
Затем у нас есть еще один диск (раздел), на котором лежат 
- каталог (скажем, SQL база данных)
- файлы превью наших фотографий.
При такой структуре мы всегда можем сказать, где, на каком физическом носителе лежат наши фотографии, а где наш каталог. 

Возможная схема организации каталога:




Каждая съемка путем импорта изображений копируется в наше хранилище фотографий и сразу помещается в каталог. Затем мы добавляем к фотографиям ключевые слова и рейтинги. Часто вместе с рейтингами выполняется базовая коррекция изображений. После чего наши фотографии становятся полноценной частью нашего архива. Их можно отфильтровывать по условию, собирать в коллекции и т.д.

Именование файлов
Камеры именуют файлы фотографий буквенным префиксом и порядковым номером. Это имя почти не содержит полезной информации. Мало того, эти имена могут повторяться.
Желательно поменять имя файла во время импорта на нечто более вразумительное.

Name template

Правила составления имени:
- длина имени – не более 31 символ, что включает себя 3 символа расширения.
- без пробелов. Пробелы по-разному кодируются в разных операционных системах, поэтому их использование в именах нежелательно. Загружая файлы на web сервер, вы, скорее всего, помещаете их в Unix систему. И очень может быть, что при наличии в имени пробелов файлы не будут найдены.
Кроме букв и цифр можно использовать подчеркивание, тире и точку для отделения имени от расширения.
- все буквы маленькие. Если смешивать маленькие и большие буквы, в некоторых операционных системах вы не сможете найти свои файлы.

Возможная схема именования:
- год, месяц, день съемки.
- имя, напоминающее о предмете съемки.
- 4 цифры порядкового номера. 

Если мы работаем с черно-белыми копиями, в конец файла можно добавлять bw. Если это файл со слоями, то можно добавить l. И так далее.

Выработка такой персональной схемы позволит очень быстро находить файлы по имени. Даже если файл случайно перенесен в другую директорию.

Последовательность импорта файлов:
- копируем файлы (не перемещаем!) на диск с использованием предварительно созданного шаблона именования, информации об авторе, и настроек обработки. После того, как копирование вместе с изготовлением резервной копии выполнено, оригинальные файлы с флеш-карточек можно удалять.

На этапе импорта ключевые слова лучше не назначать из-за проблем со словами - омонимами. Позднее этой проблемы можно избежать назначением иерархических ключевых слов. Так, «кран» как строительный механизм и «кран» как элемент водопроводной системы будут восприняты иерархическим каталогом как разные понятия. 
Лучше не начинать работать в режиме Previous import, в который мы попадаем сразу по завершению процедуры импорта, а перейти либо в файловую структуру, либо сделать коллекцию, так как часть функций (например, User order) в этом режиме не работают.
Не желательно перемещать файлы фотографий средствами операционной системы. Если это сделать, программа-каталогизатор «теряет» фотографии. Чтобы избежать потерянных файлов, все изменения местоположения фотографий лучше делать внутри программы.

Подписи к фотографиям (Caption)
Позволяют напомнить, что изображено на снимке. Очень полезны при съемках в путешествиях.
Используются поисковыми системами для индексирования изображений, выводя их в начальные строки результатов поиска.

Рейтинги 
Идея установки рейтингов идет от способа сортировки пленочных слайдов, когда слайды раскладывались на световом столе, выбранные помечались точкой на рамке, из этих выбранных еще раз выполнялась выборка и помечалась второй точкой и т.д.
Флажки Pick и Rejected позволяют выполнить начальный отбор фотографий. Рейтинги от 1 до 5 звезд помогут в оценке удачности фотографии. Цветовые метки могут использоваться как способ пометки файлов по другим критериям (панорама под сборку, в портфолио, для агентства).
Рейтинги 5 и 6 (красный флажок) часто используют для отметки лучших фотографий.
Если сделать Smart Collection с отбором по 5 звездочкам или по «красному флажку», мы всегда будем иметь актуальное портфолио, в которое автоматически попадут лучшие фотографии. 

Ключевые слова
В LR очень много сделано для упрощения добавления ключевых слов.

Keywords

По возможности лучше использовать иерархические ключевые слова. Например, географическое положение:
Страна > Непал > Катманду > Пашапутинах

В случае использования неиерархических ключевых слов мы получаем длинный список не связанных между собой слов – это лучше, чем их полное отсутствие, но хуже, чем правильно построенная иерархическая система. К тому же иерархические ключевые слова проще «накладывать» на фотографии.
Из предыдущего примера: определив название места Пашапутинах мы одновременно заносим в каталог, что это в Катманду в Непале. 

Назначение ключевых слов возможно несколькими путями:
- переносом фотографий на ключевое слово
- переносом ключевого слова на выделенные фотографии
- синхронизация метаданных
- использование «аэрозольного баллончика» для назначения ключевого слова (слов через запятую), или ластика для стирания слов,
- выделение фотографий и пометка их галочкой слева от ключевого слова
- начать набирать ключевое слово в соответствующем поле, а LR предложит уже существующие варианты.
- добавление одного иерархического ключевого слова из нижнего уровня иерархии автоматически добавляет и все вышестоящие слова из этой иерархии

Keyword tag creation

Ключевые слова для публичного (при экспорте) и личного использования (public and private).
Личные (private) ключевые слова отличаются тем, что они не экспортируются при экспорте фотографий.

Часто private keywords используются для имен снимаемых людей, имен клиентов и прочих данных, не всегда желательных в импорте, но по этим параметрам желательно иметь возможность искать фотографии в каталоге.
Ключевые слова самого верхнего уровня иерархии часто не включают в экспорт.

Скажем, слово «страна» не несет при экспорте особенного смысла.
Если используются несколько типов названий одних и тех же сущностей (например, английские, русские и латинские имена растений или животных), их удобно помещать в базу ключевых слов как синонимы.

Пример ключевых слов верхнего уровня:
Action, Anatomy, Animals, Architecture, Art, Business, Cities, Clothing, Colors, Concepts, Continent, Countries, Directions, Disaster, Education, Energy, Environment, Ethnicity, Events, Expressions, Food, Gender, Government, Holyday, Landform, Light, Medical, Occupation, Oceans, Plants, Private, Religion, Seasons, Social, Sport, Transportation, Travel, Type, Weather, Wedding, World Location

Пример второго уровня: Animals -> amphibian, birds, fish, invertebrate, mammals, reptiles.

Пример иерархии: Durbar -> Kathmandu -> Nepal -> Countries.


Коллекции фотографий – это выборки из архива, сделанные либо вручную фотографом, либо по условию (Smart Collection). Внутри коллекции возможна расстановка фотографий в произвольной последовательности. Это полезно, например, при демонстрации слайд-шоу заказчику.

Стеки

Stacks

Для тех, кто снимает панорамы или серии снимков (в том числе для HDR) полезной будет возможность организации фотографий в стопки-стеки. Стек позволит избежать длинных «рядов» похожих фотографий, каждая из которых по отдельности не представляет интереса.

Режим «Auto-Stack by capture time» позволяет автоматизировать сборку серий фотографий в стеки. Как можно догадаться из названия, этот режим объединяет в стеки фотографии, снятые с интервалом времени не более заданного. Может быть полезно при съемке панорам и серий.

Вывод
В статье была рассмотрена часть рабочего процесса фотографа, а именно каталогизация на примере LR.
Надеюсь, что последовательность описанных выше действий позволит упростить поиск ваших давних и текущих фотографий. Время, затраченное на организацию управляемого каталога и назначение ключевых слов, вернется сторицей при последующей работе с фото каталогом.

При написании были использованы материалы книг:
Martin Evening. Adobe Photoshop Lightroom 2 book.
Seth Resnick and Jamie Spritzer. The Photoshop Ligthroom Workbook.
А также видеокурсы с сайта Luminous-Landscape.com

Статья представляет собой часть материала семинара по управленю цифровыми активами, который читается автором в фотошколе компании Фотопроект в Москве.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 11 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов