The Kodaslide Table Viewer, Model A, Kodak Data Book © 1950

Каждый из нас имеет свою историю изучения фотографии. В большинстве случаев это зависит от того, где вы живете и какими финансовыми средствами располагаете. Я живу в Мехико, там, где 50 лет назад не было ни одного учебного заведения, дающего фотографическое образование.

Поэтому я подписался на заочный курс нью-йоркского Института Фотографии и начал учиться самостоятельно. У меня до сих пор хранятся присланные ими руководства. Эти руководства, как я сейчас отчетливо понимаю, очень неудобно составлены и плохо написаны. Учиться с их помощью было непросто.

Фотографический процесс технически был чересчур усложнен, а процесс учебы по почте был невероятно медленным, хотя и недорогим. Большой проблемой было и приобретение необходимого оборудования. В те времена понятия мировой торговли еще не обрели своего сегодняшнего статуса, и люди и товары не имели возможности путешествовать так же свободно, как это происходит сегодня. FedEx еще не придумали. Существовали только винтовые самолеты, радио и телеграф.

Я был из тех молодых людей, кто хочет поскорее увидеть отснятые им фотографии, и уж ни в коем случае не желает проводить бесконечные часы, уподобившись химику. Но это было невозможно. Сначала мне пришлось потратить много дней, разъезжая по городу на автобусе в поисках реактивов, необходимых для обработки пленок, а вернувшись домой, я тратил еще уйму времени на то, чтобы составить из этих реактивов растворы для проявления пленки, которая, как я надеялся, была правильно экспонирована. Хотя это могло быть и не так, поскольку она была отснята без помощи экспонометра. И все это с надеждой, в конце концов, иметь возможность увидеть первые черты образа.

Мир не был приспособлен для того, чтобы облегчить нам жизнь. Проходили долгие недели, прежде чем почта доставляла мне продолжение курса. Мой английский был настолько ужасен, что помимо педагогически плохо изложенных учебных статей, являлся проблемой сам по себе, Многие вещи из тех руководств были мне непонятны. Меня сводила с ума необходимость отыскивать правильный перевод на испанский язык названий некоторых химикатов или предметов, описанных в этих руководствах. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что не было большего препятствия на пути к овладению искусством фотографии, чем курсы, которые я окончил.

На дворе 2003 год. Благодаря Интернету люди со всех континентов сегодня имеют доступ к информации, о которой 50 лет назад можно было только мечтать. Например, информация, которая сейчас перед вами, перенеслась к вам из Мехико. Традиционные фотографические центры (Нью-Йорк, Лондон и Париж) больше не являются единственными источниками информации. Она поступает отовсюду.

Попробуйте сделать запрос «from analog to digital» в поисковой системе google.com и вы обнаружите, что ссылка на zonezero, окажется первой из 1 990 000 найденных ссылок; если вы поищете там же «digital photography», то найдете 2 260 000 ссылок, и ссылка на ZoneZero появится на 10 месте, гораздо выше, чем знаменитый Kodak. Чувствуете, как меняется поток информации в эпоху Интернета. Мог ли я во время прохождения заочных нью-йоркских фотографических курсов предполагать, что спустя 50 лет мы будем иметь возможность обратиться к людям всего мира? Конечно же, нет.

Вот весьма внушительный список писем буквально со всей планеты и от профессоров и от студентов, которые делятся своим опытом использования ZoneZero в качестве инструмента обучения.

Позвольте мне отметить два специфических случая наших отношений с подобными аспектами образования. Когда King Tong Ho, из Новой Зеландии, попросил меня быть рецензентом его работы на степень Мастера Искусств в Оклендском Технологическом Университете, мы были настолько поражены качеством его работы, что поместили его выставку на сайте ZoneZero. А написанные им тезисы, которые мы разместили здесь в формате PDF, стали одним из наиболее востребованных документов ZoneZero.

http://zonezero.com/exposiciones/fotografos/king/index.html

Еще большей неожиданностью для нас, стал молодой китайский фотограф Jia Xiao, приславший свою работу во время эпидемии атипичной пневмонии в его родном городе Nanjing.

Мы прилагаем полный документ, который он послал нам, в зaгружаемом документе формата PDF (588 КБ). Ниже — выдержка из этого документа. Хотя мы не понимаем китайских иероглифов, однако мы можем оценить ссылки на ZoneZero, сделанные по-английски, и выражаем ему нашу признательность.

В заключение позвольте вам напомнить, что изучение фотографии стало более простым делом, а сама фотография стала более доступной, чем когда-либо. Возможность сконцентрироваться на создании образа, помогающего нам рассказать историю, кажется сегодня более важной задачей, чем химия, физика или оптика, приносящие большое удовлетворение некоторым людям и вытесненные ныне проблемами, связанными с компьютером.

Изучение фотографии никогда не было более захватывающим, интересным и доступным чем сегодня. Под влиянием технологических изменений, мое поколение внезапно превратилось в студентов. И даже профессора, возможно, всего лишь на несколько шагов опережают своих учеников. И они не могут останавливаться, так как остались в прошлом те дни, когда вы могли применять однажды усвоенное ноу-хау на протяжении всей своей жизни.

Я отношусь к технологиям как к теме, соотносимой с общекультурными проблемами, которые будут волновать нас всегда. И нахожу бесконечно интересной новую смесь культур и технологии, возникающую благодаря неслыханному прежде культурному разнообразию, предлагаемому миром через Интернет. Эти комбинации уже должны найти свой путь в официальную фотографическую литературу и учебные планы.

Мы способствуем тому, что вызываем здоровый интерес к основным принципам фотографического сообщества, а также ценностям и достоинствам доминирующей культуры. Исходя из того факта, что официальные центры фотографии не являются больше единственными центрами притяжения, я полагаю, что мы можем развивать новые фотографические идеи в эпоху глобального информационного поля.

Педро Мейер
Coyoacan, июнь 2003

Оригинал статьи можно найти здесь: http://www.zonezero.com/editorial/editorial.html