Условность монохромных фотографий не удовлетворяла многих фотографов. В конце концов, черно-белые фотографии столь же условны, как голубые цианотипии или коричневые платинотипии. Создавать истинные подобия окружающего мира стало возможным только после изобретения цветной фотографии. Сегодня трудно представить ощущение чуда при переходе от черно-белого собачьего мира к полноцветному миру человека — синему небу, зеленой траве, розовым закатным облакам. Фотоцвет был истинным прорывом в другую реальность — мир фотографии стал многоцветным. Фотоклонирование окружающей реальности продолжилось с удвоенной энергией.

Автохромные цветные пластинки

Автохром является практически первым цветным фотопроцессом. На вид это — прозрачная стеклянная пластинка, которая рассматривается при помощи диаскопа или проецируется на экран. Автохром был один из немногих коммерчески успешных процессов, использовавших аддитивные цвета (RGB). Автохромы производились путем покрывания стеклянных пластинок слоем, состоящим из крошечных гранул картофельного крахмала. Этот слой представлял собой трехцветный сетчатый светофильтр, с ячейками, окрашенными тремя разными цветами. После этого крахмальный слой покрывался панхроматической желатиносеребряной эмульсией. В процессе экспонирования в камере цветная мозаика отфильтровывала свет определенного цвета до того как он достигал светочувствительной эмульсии. Пластинка проявлялась до получения черно-белого позитива. Впоследствии при рассматривании этого слайда со стороны цветного мозаичной слоя создавалась иллюзия цветного позитивного изображения. Автохромные пластинки изготавливались с 1907 до 1930х годов братьями Люмьер, которые также известны благодаря своей роли в истории кинематографии.

Autochrome,
M. O. Hammond Collection

Maynard Owen Williams, Автохром

Charles  C. Zoller, «Трамвай зимой», ок. 1931

Карбро

Nickolas Muray, Журнальная обложка, 1939, Процесс Карбро
Для процесса Карбро используются три листа пигментной бумаги, окрашенные в субтрактивные цвета (CMY). Изображение на каждом листе формируется как результат химической реакции возникающей при контактном совмещении пигментной бумаги с бромосеребряным отпечатком, каждый из которых получен путем цветоделения цветного изображения. Желатин на листах пигментной бумаги задубливается пропорционально количеству полученного света, а незадубленный желатин вымывается. Листы пигментной бумаги поочередно помещаются на лист-основу. При этом необходимо соблюсти точность совмещения отпечатков разных цветов. После совмещения цветоделеных матриц в итоге получается трехцветное изображение.

Процесс Карбро был запатентован в 1905 г., и основывался на способе карбоновой печати, разработанном в 1850-х. Нововведение заключалось в возможности печатать полноцветные изображения. Процесс славится хорошей цветопередачей и долговечностью отпечатков.

Полароид (Internal dye diffusion transfer color print)

Единственный в своем роде процесс моментальной фотографии известен большинству под торговой маркой Полароида. Процесс использует пленку, состоящую из нескольких слоев: слой воспринимающий изображение, слоя воспринимающего химикаты и слой с красителями (CMY). Непосредственно после экспозиции снимок вынимается из кассеты и раздавливается капсула с реагентами. Специальный ролик равномерно распределяет химикаты по всей поверхности отпечатка. Так начинается процесс проявления. Засвеченное серебро в цветовых слоях пропорционально засветке блокирует распространение красителей в сторону слоя, воспринимающего изображение (или вложенного в кассету листа специальной бумаги). В это время слой, воспринимающий реагенты становится непрозрачным, маскируя остаточное серебро и красители. Полароидные отпечатки пользовались популярностью за быстроту и возможность при желании манипулировать изображением в процессе печати.

Энди Уорхол, Без названия, 1979, полароид 20×24"

Дмитрий Орлов, Улетаю, 2005, полароидный трансфер, 4х5"

Дмитрий Орлов, Лодки, 2005, полароидный трансфер, 4х5"

Сибахром (Cibachrome — silver dye bleach print)

Отпечатки делаются на фотобумаге, покрытой тремя слоями эмульсии, каждый слой сенсибилизирован под один из первичных аддитивных цветов (RGB) и каждый из них содержит красители дополнительных субтрактивных цветов. В процессе постадийного проявления серебро и красители из каждого слоя выборочно (пропорционально засветке) обесцвечиваются и вымываются, оставляя в итоге композитное позитивное цветное изображение. Процесс использовался для изготовления цветных отпечатков со слайдов и известен стабильностью и четкостью изображения, а также насыщенностью цветов. Процесс разрабатывался в начале ХХ века, но только в 1963 г. после начала продажи фотоматериалов Сибахром, он получил широкое распространение.

Адам Фусс, Без названия, 1994, сибахром-фотограма, 40×30"
Адам Фусс, Без названия, 1997, сибахром-фотограма, 40×30"
Адам Фусс, Без названия, 1992, сибахром-фотограма, 65 1/2 × 49 1/2"
Санди Скоглунд,
«Месть золотой рыбки», 1981,
сибахромная цветная печать, 70 × 89 см