Наверх
Loading
| Опыт

Фотожурналистика сегодня

Интервью с Арпадом Гереши, директором Фонда World Press Photo

За последние месяцы мы много размышляли о том, что присутствие фоторепортажа в традиционных средствах массовой информации становится все менее заметным. Арпад Гереши, исполнительный директор Фонда World Press Photo, рассказал нам о современной ситуации спроса и предложения на рынке фотожурналистики, и о роли World Press Photo в формировании новых возможностей для фоторепортеров.

Лиза Фактор: Как бы Вы описали сегодняшние отношения между традиционными СМИ и репортажной фотографией? Что является движущей силой развития фотожурналистики в наши дни?

Арпад Гереши: Очевидно, что традиционные иллюстрированные периодические издания и общественно-политические журналы отдают фотожурналистике все меньше и меньше места. "Золотые времена" закончились. И этому есть много объяснений. Практика журналистики в свете всемирных корпоративных объединений продиктована материальной целесообразностью изданий, желанием инвесторов вернуть вложенные средства. В целом журналистика превратилась в "бизнес", в котором бухгалтеры и менеджеры оказывают не меньшее влияние на то, как освещаются события, чем редакторы. Затем, выросло давление со стороны рекламодателей, что также отразилось на редакторской политике. И, наконец, представители многих изданий утверждают, что аудитория требует от них все более подробного освещения мира шоу-бизнеса, таким образом ограничивая возможности для публикации репортажной или документальной фотографии.

С другой стороны, количество печатных изданий неуклонно растет, и во многих странах, где успешно проходят экономические и политические реформы, новые журналы выходят каждый месяц. Более того, издания, ранее не поддерживавшие жанр фотожурналистики (например, глянцевые женские журналы), приходят к необходимости говорить на более серьезные темы, что заставляет их чаще и лучше использовать качественную фотографию.

Арпад Гереши на фестивале ИнтерФото 2000, Москва. © Лиза Фактор

Л.Ф.: Каковы альтернативные источники заказа для фоторепортажа, отличные от газет и журналов?

А.Г.: Определенным выходом для фотографов являются, в первую очередь, онлайн-СМИ. Здесь остается много неразрешенных вопросов, поскольку опыт произведения расчетов, соблюдения авторских прав в этой области еще сравнительно небольшой, однако это очень перспективный рынок.

Кроме представления фотографий в формате мультимедиа, существует востребованность со стороны некоммерческих организаций, структур, занимающихся развитием различных областей бизнеса, правительственных и городских администраций и т.п. В наше время, когда понятие "коммуникации" применимо во всех сферах, многие структуры стали осознавать информационную ценность фотоизображений.

И третий, наиболее установившийся на Западе рынок – художественный (галереи и коллекционеры). Естественно, до того, как художественные галереи пришли к представлению фотографии (восприняли ее как продукт), частные коллекционеры первыми почувствовали ценность собирательства отпечатков с документальных изображений. Сейчас на Западе (в Париже, Лондоне, Нью-Йорке) существует множество ежегодных фестивалей, где отпечатки показывают, выставляют на аукционы, продают и собирают. Если Вас, как фотографа, интересует именно этот рынок, Вы можете обратиться к авторитетным коллекционерам, работающим в вашей стране или открыть с коллегами по цеху собственную фотогалерею.

Л.Ф.: Какими критериями должен руководствоваться фотограф, публикуя свои работы в интернете на независимых и коммерческих ресурсах?

А.Г.: В настоящий момент общие заявления и выводы преждевременны. Но многие решения могут быть приняты самими фотографами.
Визуальная сторона:
В данном случае интернет - это инструмент для обмена профессиональной информацией между авторами и агентствами, который использует специфические методы презентации. С другой стороны, интернет - уникальное место публикации всеобъемлющих историй для широкой аудитории на новостных или репортажных сайтах. Есть много опробованных способов рассказать историю в интернете. Будучи фотографом Вы представите свои работы в виде контактного листа с возможностью увеличения каждой карточки или сделаете слайд-программу? Используете ли Вы технологию flash для скорости и защиты от использования или овладеете навыками ручного html-программирования? Насколько интерактивной (гибкой и восприимчивой к участию зрителя) будет презентация Вашей истории?

Финансовая сторона:
Насколько Ваши гонорары будут отличаться от заработка в традиционных СМИ? Как отразится посещаемость ресурса на Вашем гонораре? Каковы временные рамки использования в сети однажды купленных у Вас изображений? Защищены ли от использования выставленные Вами фотографии, владеете ли Вы способами защиты? Участвуете ли Вы бесплатно в онлайновых выставках на специализированных фоторесурсах, руководствуясь профессиональными интересами?

Л.Ф.: Чувствуете ли Вы, что роли фотоагентств, фоторедакторов и издателей изменяются по отношению к фотографам? Как это отражается на традиционном устройстве и услугах фотоагентств?

А.Г.: Почти каждое известное мне агентство исследует новые возможности технологий и средств информации по-разному. Одни из них объединяются в конгломераты, совместными усилиями обеспечивая объемные технологические и финансовые инвестиции. Некоторые покупаются крупными корпорациями Getty и Corbis. Третьи стоят на месте ничего не делая, вкладывая в развитие незначительные средства. То же относится и к фотографам - одни приняли возможности быстрой передачи данных, облегченного редактирования и ретуширования изображений, другие - остались в стороне по принципиальным или творческим соображениям.

Л.Ф.: Существует ли в фонде World Press Photo мнение относительно глобализации фоторынка?

А.Г.: WPP будучи независимой организацией, не имеет отношения к глобальной или профессиональной политике и не высказывает мнения по поводу местного или глобального развития вышеуказанных процессов. Наша задача - предоставить платформу для таких обсуждений.

Л.Ф.: Каков положительный вклад WPP в развитие фотожурналистики как профессии?

А.Г.: WPP не является репрезентативным органом для фотографов, но предоставляет место и повод для встреч и обмена мнениями. Во время открытия наших выставок во всем мире мы стараемся привлечь как можно больше фотографов. Приглашая фотожурналистов со всех концов света к участию в нашем конкурсе и представляя их в конце ежегодного каталога, мы надеемся создать у них ощущение фотосообщества и принятого в нем качественного уровня. В дни награждений, семинаров и мастер-классов мы приглашаем участников высказаться о ситуации, сложившейся в профессии, и предложить друг другу способы для ее улучшения. И, наконец, World Press Photo призывает широкую публику оценить труд фотожурналистов, показывая выставку победителей конкурса ежегодно на 75 выставочных площадках в 40 странах мира, выступая инициаторами дебатов среди представителей СМИ и образовательных мероприятий для детей во многих странах.

Л.Ф.: Не могли бы Вы разъяснить заявление World Press Photo о предоставлении независимой платформы для фотожурналистики?

А.Г.: World Press Photo определяет себя как независимую платформу для фотожурналистики и фотографов СМИ. Независимое жюри выбирает победителей международного конкурса по 9 категориям из более чем 40 тысяч фотографий, которые поступают к нам на конкурс. Представляя также награду Детского жюри, передвижная выставка в некоторых странах сопровождается образовательными программами для детей, направленными на приобщение детей к фотожурналистике - они обсуждают качество и содержание демонстрируемых работ. Образовательные программы Фонда World Press Photo направлены на фотографов в развивающихся странах - это трехгодичные программы семинаров, в настоящее время проводящиеся в Перу, Бангладеше, Сараево и Зимбабве. Долгосрочные цели таких мероприятий - помощь в создании местной информационной инфраструктуры, повышение квалификации фотографов участников с приглашением национальных и зарубежных экспертов.

Л.Ф.: Кроме публикации каталога и ежегодно проводимого в Роттердаме престижного международного мастер-класса для молодых журналистов каковы Ваши мероприятия в издательской и образовательной областях?

А.Г.: World Press Photo дважды в год публикует бюллетень, поддерживает интернет-ресурс и широко информирует о своей образовательной деятельности. В настоящее время изменяется стратегия присутствия World Press Photo в сети. Конечно, сейчас Вы можете скачать форму для участия в конкурсе через интернет, но на сайте пока не так много материала, как нам хотелось бы. Предоставление виртуальной площадки для общения фотографов во всем мире - наш приоритет.

Л.Ф.: Каковы задачи мастер-класса имени Джупа Сварта? Что делает его уникальным мероприятием подобного рода?

А.Г.: Мастер-класс предназначен для самых талантливых фотографов во всем мире. Кандидаты выдвигаются на конкурсной основе представителями 15 номинационных комитетов, затем по просьбе оргкомитета присылают свои портфолио, оцениваемые группой экспертов. В результате к участию приглашаются 12 студентов, чтобы встретиться в Голландии с интернациональной группой опытных мастеров. Небывалый географический охват участников, высочайший профессиональный уровень мастеров - фотографов и фоторедакторов со всего мира, и визуальные способности фотографов делают мастер-класс интенсивным и незабываемым событием для всех его участников. В процессе занятий проводятся практические задания, просмотр портфолио, слайд-показы и обсуждения многих этических, личных и материальных проблем фотожурналистики. Обязательными условиями для номинантов являются возраст до 30 лет и владение английским языком.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 25 сентября 2016
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу