Осенью 2000 года в Сибири в рамках международного турне фотовыставки East of Magnum, организованной французским агентством Magnum Photos при поддержке Института ”Открытое Общество” Фонда Сороса, прошли пятидневные съемочные мастер-классы под руководством фотографов агентства Magnum - в Красноярске с Карлом Де Кайзером и Новосибирске с Брюсом Гилденом.

Благодаря им, проект East of Magnum хотя и прошел стороной от Москвы и Питера (в которых, заметим, ничего подобного не случалось), стал заметным профессиональным событием в масштабе всей страны. Летом того же года такие мастерские прошли в Ереване с Ларри Тауэллом, Тбилиси с Джоном Винком, в Баку с Джозефом Куделкой, Улан-Баторе со Сьюзан Мейселас.

Эта краткая справка о том, что собственно является мастер-классом (или мастерской, если сказать по-русски), хотя и публикуется с опозданием, актуальности своей не потеряла. Поскольку мастер-классами в сегодняшней России до сих пор именуются мероприятия по продаже оборудования или, в лучшем случае, 45-минутные ностальгические воспоминания известных деятелей фотографии…

Посмотреть слайд-шоу к этой статье.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ

В условиях почти полного отсутствия серьезного образования в области фотографии, специализированные мастер-классы являются наиболее эффективной формой получения практических знаний и профессионального опыта. Посредством подробного знакомства друг с другом, раскрытия мастером своего видения фотографии – за несколько дней занятий выявляются нереализованные способности студентов.

© Лиза Фактор

Брюс Гилден на занятиях в Новосибирске. © Владимир Матюнин

Выбрав для проведения бесплатной мастерской мирового уровня Новосибирск и Красноярск, организаторы как в воду глядели. В Москве избалованные информацией профессионалы и СМИ не обратили бы на это внимание. Несмотря на отсутствие информации о мировой фотографии, провинциальные фотографы на практике оказываются более восприимчивы, нежели столичные фотографы. В силу размеренности образа жизни у них еще остается время задуматься о том, что заставило их взять в руки фотоаппарат, а тяга к знаниям неизрасходована и наполовину.

Интересно, что в далекой Америке самые успешные мастер-классы проводятся вдали от шумных мегаполисов, а чаще всего вообще в глуши – на океанском побережье, в мексиканской пустыне или в миссурийском университете.
Мастер-классы отличаются интенсивностью и требуют большой концентрации и целеустремленности как со стороны преподавателя, так и со стороны участников. Ведь основная задача проведения подобных мастерских - поощрение фотографов в разработке персональных проектов и выяснения их востребованности.

ГРАМОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (мастерские Magnum в Красноярске и Новосибирске, 2000)

Мастерские построены по общепринятым мировым принципам: доступ на занятия только после предварительного просмотра портфолио и знакомства с работами всех претендентов, представление мастера и учеников, интенсивная съемка на заданную тему, приближенную к самостоятельным планам автора именно в этом городе и в это время, ежедневные разборы свежеотснятых материалов, индивидуальные консультации и, наконец, итоговая слайд-программа или выставка.

Участники мастер-класса (группы по 10-12 чел) были определены в результате закрытого виртуального просмотра портфолио, организованного для ведущих мастер-классов на пространстве сервера ИОО-Сибирь. В Новосибирске в роли мастера выступил Брюс Гилден - с ним занимались фотографы Новосибирска и близлежащих областей.

Брюс Гилден. © Лиза Фактор

Немаловажна и специфика региона: здесь сложились экономически благоприятные условия для появления молодых фотографов, невзирая на отсутствие серьезного специального образования. Кроме того, в Новокузнецке в поздние советские годы существовала одна из сильнейших в стране неофициальных школ социальной фотографии.

Кстати, двое участников мастер-класса стали в этом году призерами конкурса ПРЕСС ФОТО России.

Программа класса, разработанная агентством выглядела примерно так:
День первый: Вступительная лекция и слайд-программа, содержащая личные работы мастера. Роздача заданий фотографам на основе их собственных планов
День второй-пятый: Студенты ежедневно отправляются на съемки своих сюжетов, проявляют пленки и собираются вместе для обсуждения и редактирования отснятого материала.
День пятый: Критика отснятого материала, обсуждение полученного опыта и перспектив демонстрации результатов. Каждый студент-фотограф имел возможность частного общения с мастером по своему выбору для обсуждения существующих работ и планов на будущее. Напоследок было предложено сделать выставку или найти стипендии для продолжения фотографами работы над начатыми фотоисториями.

НЕДОСТАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ПОЖЕЛАНИЯ УЧЕНИКА

Есть, конечно, некоторые проблемы, связанные с оторванностью от мировой ситуации в профессии, пробелами в образовании. В фотографическом сообществе существует две реальности.

Субъективная. Расширение сознания. Осознание фотографии как средства сформулировать свое мировоззрение. Для того, чтобы увидеть, где ты стоишь, максимально использовать свое умение – необходимо иметь возможность смотреть по сторонам (или как минимум иметь выбор).

Для наибольшего успеха учебного мероприятия, мастерам необходимо показать своим студентам как можно больше материала, хорошего и разного. Нельзя забывать о том, что даже в самых экономически благоприятных регионах России, нет доступа к той инфомации, которая в избытке приходит в столицы в форме выставок, международных фестивалей и книжных магазинов с запредельными иностранными изо-изданиями. Единственным всеобъемлющим самообучающим инструментом мог бы стать интернет, если бы он имел в провинции широкое распространение среди профессионалов фотографии. Но увы...

Поэтому любой материал, привезенный с собой в виде книг, журналов и слайдов имеет сам по себе не меньшую ценность, чем общение с живым активным (известным на весь мир) супер-профи. Иначе, брошенное между прочим замечание мастера во вступительной лекции – Ну вы помните, как у Гарри Виногранда? – звучит как насмешка.

Объективная. Законченность процесса коммуникации посредством своих изображений. Необходимость найти применение. Для этого нужно узнать, вокруг каких осей крутится фотомир, понять алгоритм взаимодействия картинок, редакторов, выставок.

Пожалуй, одна из важнейших задач организаторов подобного мероприятия – подготовить и просветить мастеров по поводу геополитических и культурных особенностей региона, в котором они собираются преподавать

Выход. И наконец, немаловажным является подведение итогов. Что-то дающее участникам уверенность, что и персональные их проекты могут быть востребованы – на первый раз, в виде книги-каталога или слайд-программы, которые затем могут быть показаны на фотофестивалях или региональных мероприятиях широкого профиля.

Главный же вывод – Есть с чем работать.
Есть способные фотографы.
Все мастера (в частности, Карл Де Кайзер, Джон Винк) обращают внимание на необычайную восприимчивость студентов (заметим, что среди участников были и признанные фотографы жанра).
Непаханное поле – практически вся Россия, за исключением Москвы, Питера и наиболее активных очагов культуры – Екатеринбурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода. Мастера были поражены условиями работы и нарушением всех мыслимых прав фотографов, особенно в областных газетах, и полным невежеством самих фотографов в этих вопросах...

Несмотря на сложившийся миф эсклюзивности членства в Магнуме, стоит отметить, что большинство фотографов агентства испытали на своей шкуре все прелести третьего мира, и удивить их отсталостью достаточно сложно. Это их только заводит и увлекает. Вот Карл Де Кайзер уже приехал в Сибирь снова. На этот раз фотографировать.

Публикуем фотографии сделанные во время мастерских под руководством Карла де Кейзера в Красноярске (сентябрь 2000) и Брюса Гилдена в Новосибирске (октябрь 2000).
Редакция Photographer.Ru благодарит Михаила Гнедовского, Валерия Кламма, Татьяну Ткаченко (ИОО Фонда Сороса) и Юлию Пермякову (Красноярский Музей на Стрелке) за помощь в подготовке материала.