В Соединенных Штатах существует масса мест, где можно получить высшее фотографическое образование. Трудно выбрать: можно потратить пару месяцев на поиски идеально подходящего учебного заведения. Отметим самые яркие звезды, к которым стремится американский студент: Chicago Art Institute, PRATT Art Institute, Massachusetts College of Art, Rhode Island School of Design, Savannah College of Art - престижные художественные школы, естественно делающие упор на преподавание художественной фотографии, University of Missouri, University of Texas - университеты с хорошей кафедрой фотожурналистики, отдающие предпочтение документальной фотографии, конечно, Yale University, знаменитый высочайшим уровнем преподавания всякой фотографии и суперпрестижный специализированный институт Brooks Institute of Cinematography в Калифорнии, известный своим пристрастием к коммерческой съемке. Все это - насквозь академические вузы, отнимающие у студента много сил, времени, и, что немаловажно, денег.

Некоторое время назад появилась альтернативная форма обучения - краткосрочная, эффективная, направленная на повышение уже приобретенной квалификации фотографа или на поощрение фотолюбителей. В США существует несколько школ подобного типа: Международный центр фотографии в Нью-Йорке, Santa Fe Workshops, Maine Photographic Workshops, University of Missouri Workshops, Фотографический центр в Аспене, Колорадо.

Начнем с Maine Photographic Workshops, что находится в маленьком приморском городе Рокпорт на восточном побережье в штате Мэн. MPW исполнилось 25 лет, и все эти годы здесь развивались и совершенствовались шестидневные профессиональные фотомастерские - с июля по сентябрь каждого года их проводится более ста.

Директор и основатель школы Дэвид Лайман, будучи уже профессиональным фотожурналистом в возрасте 32 лет посетил мастер-класс горячо любимого им фоторедактора журнала National Geographic и обнаружил следующее: то, что действительно необходимо пытливому фотографу, не суждено узнать ни в одном из вышеперечисленных академических учебных заведений, ни даже в специализированных учебно-информационных центрах. А именно - общение с работающими профессионалами, представляющими все направления современной фотографии. Поэтому Лайман взял и основал собственную школу, справедливо увидев в этом свое настоящее призвание.

С 1996 года MPW аккредитована как колледж, т.е высшее учебное заведение, в котором помимо мастерских существуют долгосрочные программы обучения на степень бакалавра и магистра осенью и весной. Но своим коньком администрация по праву считает два с половиной летних месяца, когда Рокпорт становится магнитом для 3000 студентов, 500 преподавателей и временных работников .

В это время здесь происходят магические вещи. Концентрация фототалантов настолько велика, что отпадает всякая потребность во сне. Собираются люди, всерьез одержимые фотографией.

Каждую неделю на выставке в школьной галерее, в архиве галереи, на показах слайдов, идущих три дня подряд по три часа каждый вечер, просмотрах портфолио на поляне за обедом, на уроках и в библиотеке есть возможность увидеть тысячи интересных, разных, разносторонних и разнокалиберных фотокартин, фотогравюр, полароидных переводных картинок, слайдов, сибахромных отпечатков и прочих сокровищ. Есть шансы познакомится со всеми возможными жанрами и видами технического исполнения.

На земле мало мест, где на одной лужайке Вы можете поболтать с Мэри Эллен Марк о судьбе циркача и принести добавку сладкого пирога старику Арнольду Ньюмену. За час один человек может впихнуть в тебя столько, сколько бы ты не узнал ни в каком университете за год. В общем, как в жизни, а не как в парнике. Поражает щедрость, с которой люди делятся знаниями, профессиональными хитростями, советами как лучше искать работу и прочее. У нас это пока принято бескорыстно отдавать только друзьям.

Курсы и мастер-классы представляют все возможные подходы к фотографии, начиная от художественного и документального и заканчивая коммерческим и цифровым. Здесь преподают составление собственного фотоальбома, пейзажную съемку карданной камерой, ручное расцвечивание фотографий, всевозможные цветные и черно-белые печатные процессы и вообще максимально творческий подход ко всем лабораторно-химическим процессам, проникновение в чужую культуру при помощи фотоаппарата, студийное освещение, фотографирование киносъемок (в школе также есть киновидеоотделение, где постоянно снимаются короткие студенческие фильмы), архитектурную съемку, корпоративную фотографию, газетный и журнальный очерк, интерактивные мультимедиа и прочее. Есть шанс посетить выездные мастерские в Мохаке (Мексика), в Тоскани, Греции и Провансе.

Из года в год преподаватели тех или иных тем могут изменяться, добавляются новые темы, но уровень преподавания остается неизменно интересным: если это курс о зональной системе замера экспозиции, то ведет его ассистент покойного Анселя Адамса, который эту же систему и сочинил, если принципы цветной фотографии, то вашим учителем будет Сэм Эбел или Уильям Альберт Аллард, лучшие фотографы National Geographic

Схема проведения занятий примерно одинакова. Первый день уходит на просмотр портфолио и на обсуждение того, что уже наработано студентами.

Днем классы едут на натурные съемки, вечером отдают все отснятое в работающую всю ночь школьную лабораторию, с утра получают на руки отпечатанные контрольки, рабочие отпечатки или слайды, выслушивают критику мастера и соучеников, потом опять на съемку и так до пятницы, все это - в режиме аврала.

Собственно сами съемки и есть самая увлекательная часть занятий. В зависимости от темы курса люди либо встают в 5 утра, чтобы снимать обнаженную натуру на берегу океана, или объезжают окрестные поселения в поисках историй для курса "Очерк в National Geographic", или разбредаются по лесу, снимая живую природу, или мучают друг друга в четырех стенах, изучая таинство студийного портрета.

Особенность большинства мастер-классов: необходимо обладать недюжинным иммунитетом против дарования мастера. Хотят они того или нет, но мастера могут оказать заметное влияние на манеру съемки студента буквально за неделю занятий. Результат не заставляет себя ждать. В конце каждой недели для всей школы устраивается огромное слайд-шоу с музыкой и представлением преподавателей, асссистентов курсов, где демонстрируются лучшие работы, сделанные студентами за время этой шестидневной сессии. Так вот, многие студенты ограничиваются подражанием своим учителям.

Не хочу оставить у вас впечатление о порочности организации мастер-классов. Есть несколько причин подобных педагогических провалов.

Многое зависит от уровня подготовки набранной группы, в которой может быть от 5 до 15 человек. Также мастер-классы нельзя назвать дешевым удовольствием: средняя стоимость таких занятий составляет $800-1000, не считая проживания и пропитания. Понятно, что не всякий, заплативший деньги, обязательно талантлив. В последние годы администрация школы практикует допуск на занятия только после просмотра и одобрения портфолио студента. К сожалению, из-за временных ограничений мастера сами не в состоянии предварительно посмотреть в глаза студенту. Так что они должны иметь дело с тем, что есть, каждый по-своему.

Грубо методику ведения мастер-классов можно разделить на два типа: субъективно-собственнический и единственно возможный продуктивный.

В первом случае преподаватель всегда в первую очередь говорит о себе, своих работах, своем видении (а иногда и насаждает его), о том, как снял бы он, немного о своих секретах. На мой взгляд, такой путь может быть интересен в ознакомительном плане (все-таки, мастер!), но дает поверхностный результат.

Другие же дают студентам подлинные внутренние знания об их собственных возможностях, с первых шагов стараясь узнать, кто из учеников на что способен. Стараются проницательно определить сквозную тему работ каждого ученика (которую он зачастую не может идентифицировать и сам), устраивают вместо обычной утренней критики нечто вроде психоаналитического сеанса, выспрашивая об эмоциональных переживаниях, связанных с фотографией. Вариантов много. В этом случае всегда интересно смотреть к чему пришли ученики в конце недели.

Бывают и такие классы, когда остается только слушать, открыв рот и запоминать все. Например, когда преподаватель в совершенстве владеет сотнями альтернативных способов печати (знай только формулы записывай), как Кристофер Джеймс, или когда "мастерство фоторедактора" преподает Роберт Пледж, директор фотоагентства Contact Press Images, имеющий опыт редактирования фотоисторий для почти всех ведущих периодических изданий США и Европы.

Помимо мастер-классов и специализированных классов, существуют базовые курсы для молодых фотографов, а также долгосрочные (4-х или 6-ти недельные) летние курсы, преподаваемые постоянными учителями MPW.

Несмотря на коммерческую основу школы и даже наличие специальных курсов о том, как сделать карьеру фотографа, общая идеологическая ставка делается не на деньги, не на то, как продать свои услуги и талант фотографа. Побывав на круглом столе "О проблемах заказной съемки", где фотографы, делающие много коммерческой съемки для таких журналов, как Vogue, Premiere, Harper's Bazaar, делились своими глубоко запрятанными желаниями "снимать только то, что любят", о вреде и о преимуществах компромиссов и т.д., я поняла, что творческие дилеммы с переменой страны никак не связаны.

Директор школы в своей вводной лекции в начале каждой недели занятий призывает учеников следовать только за тем, что им интересно, что доставляет им радость в фотографии, и если ты будешь достаточно упорен и честен, может быть, тебе будут за это платить.

Не могу судить, насколько это удается самому директору, но Брентону Хамильтону можно верить. Ведущий преподаватель школы сам, помимо фотографии, занимается еще живописью и скульптурой и развивает в своих учениках все, прямо или косвенно связанное с созданием образов: рисование, литературные записи и т.д.

Место это замечательно еще и тем, что персонал школы подбирается заново каждое лето (за исключением ключевых руководящих позиций, действующих каждый год) на предварительном весеннем собеседовании. Конкурс на некоторые места мог бы сравниться с нашим МГИМО или ВГИКом в застойные годы. Заметим, что зарплата ассистента курса или менеджера курса чуть выше минимальной, а лаборанты и стажеры работают по 12-16 часов в сутки бесплатно.

Взять на работу или стажировку могут людей с разным опытом и уровнем подготовки, будь-то печатница, год стажировавшаяся в парижском "Магнуме" или лаборант, первый раз покинувший пределы родной лаборатории в какой-нибудь аризонской пустыне. Важнее всего ценится умение работать с большим количеством разных людей. Приветствуется знание языков, поскольку многие студенты приезжают сюда из Мексики, Южной Америки, и даже Новой Зеландии. Люди, с которыми мне довелось работать, в общем, были далеко не новички. Многие учились или работали в самых престижных фотошколах Америки. Просто они посчитали, что в данном месте и в данное время они смогут приобрести нечто, что дороже денег.

При желании получить исчерпывающую информацию о стоимости занятий и названиях курсов, вы можете заглянуть на страницу школы в интернете: www.MEWorkshops.com

Автор просит принять во внимание, что он не является экспертом в вопросах высшего образования, а всего лишь счастливой жертвой обучения, и приносит извинения за возможные неточности.

Нас интересуют альтернативные, передовые и прочие неакадемические формы обучения фотографии.

Если у Вас есть опыт получения подобного образования в нашей стране или за рубежом - напишите, пожалуйста, нам.