Джилл Энфилд, пионер альтернативной фотографии, происходит из семьи, связанной с этим занятием в течение нескольких поколений. В 1875 году её предки открыли в Германии магазин подарков, где продавали камеры и другое техническое оснащение. В 1939, после бегства из нацистской Германии они открыли первый магазин камер на Майами Бич, в котором Джилл ещё ребёнком бродила между прилавками. Легко представить себе, что она выросла с камерой в руках. С фотографией, впечатанной в гены, её будущая карьера выглядела неизбежной.

В сущности, трудно представить себе область фотографии, в которой она не преуспела бы и не достигла признания: это и коммерческие съёмки, и файн-арт фотография, аналоговые и альтернативные процессы, преподавание. У неё были персональные выставки в Европе, Азии, Южной Америке и по всем Соединённым Штатам. Она более 20 лет преподавала в престижной Parsons School of Design/The New School в Нью-Йорке.

Второе издание её книги, «Путеводитель Джилл Энфилд по альтернативным фотографическим процессам: популярные исторические и современные техники» (Jill Enfield's Guide to Photographic Alternative Processes: Popular Historical and Contemporary Techniques), вышло в Марте в издательстве Focal Press. Это основной справочник для всех, кто интересуется широким спектром альтернативных фотопроцессов. Книга родилась из преданности и страсти к преподаванию.

Джилл - редкий человек, сочетающий обладание огромным объемом знаний и готовность с радостью поделиться этими знаниями с теми, кто хочет учиться у нее. Я получил огромное удовольствие, работая с ней над совершенствованием моего умения пользоваться процессами альтернативной печати. Я был очень рад, что она согласилась на это интервью.



Джон Волленхауп: Когда вы начали фотографировать?

Джилл Энфилд: Мои дед, отец и дядя держали первый магазин камер на Майами Бич.. Так что, у меня всё время была камера в руках. Фактически, на моём сайте есть снимок меня, четырёхлетней, на фоне фотокамеры. И ещё один портрет, где я с камерой – на крыше автомобиля. Так что, камеры вокруг меня были всегда.

Но я совсем не думала заниматься фотографией профессионально до того, как поступила в колледж. Мне, в общем, не нравилось в школе, потому что занятия не были мне особенно интересны. Но затем, между первым и вторым курсами, я поехала в Европу с сестрой и парой друзей, и начала фотографировать. Я оживилась и подумала, не смогу ли я извлечь из этого занятия что-то?

В это время, в колледжах было не много программ по фотографии. Но зато были семинары. Я оставила колледж и отправилась в место, которое называлось «Центр глаза» (или «Зрачок») (Center of the Eye). Впоследствии из него выросла Школа искусств и гуманитарных наук Сан-Вэлли. Большинство студентов учились там, чтобы получить степень магистра. Я была, по сути, ребёнком, но не скажу, чтобы особо им в чём-то уступала.

Я осталась там на год, но на самом деле так и не знала точно, что я собираюсь делать. В конце концов, я уехала домой заботиться о заболевшей маме. У меня появилась возможность стать медицинским фотографом, что позволяло мне жить и продолжать совершенствовать свои умения.



Вы в конце концов вернулись в колледж?

Да. Я перебралась в Нью-Йорк и поступила в Нью-Йоркский университет, где и получила степень Бакалавра Изящных Искусств. После колледжа, я брала коммерческие заказы и преподавала.

Когда вы впервые открыли для себя альтернативную фотографию?

Когда я училась в Visual Studies Workshop, мы изучали многие исторические техники, которые относятся сейчас к альтернативным процессам. Мы учились работать в этих техниках, и учились использовать их творчески, выразительно. В университете, я посещала специальный класс по этим процессам и окунулась в них поглубже. В итоге, Бен Фернандес, возглавлявший фотофакультет Parsons School of Design/The New School, предложил мне вести курс альтернативных процессов, что я и стала делать. Это было где-то в 1988 или 89.Чтобы подготовиться к преподаванию осенью, я провела летнюю практику с Полом Оуэнсом, моим преподавателем в университете. Он научил меня подавать материал, объединять класс. Когда я начала преподавать альтернативную фотографию, я не пользовалась этими техниками в творческой работе. Но, когда начались занятия, я увидела интересные работы студентов, и решила глубже вникнуть в это.

Похоже, что вы занялись преподаванием сразу.

Когда вы преподаёте, происходят забавные вещи. Вы очень многому учитесь у своих студентов. Меня они вдохновляли очень на многое. Мне очень нравилось смотреть, что делают другие, и учиться у них.. Мои студенты были мощным источником вдохновения.

Особенно я люблю семинары, где работаешь недолго, но интенсивно. Ты видишь, как студенты быстро впитывают новые умения, как они растут художественно. Я чувствовала, что за неделю такого семинара студенты нередко получают больше, чем за семестр в колледже. Мне это очень прибавляло сил. Я чувствовала, что, когда я возвращаюсь после окончания занятий на семинаре, у меня голова кружится от идей.



Вы завершили долгое сотрудничество с Parsons School of Design/The New School.

Да. Я преподавала там больше 20 лет. Обычно за год я вела 4 группы. За это время я увидела, как интерес от лабораторных процессов уходит к «цифре», и как он возрождается снова. Когда я преподавала цифровую фотографию – а это было примерно на протяжении 10 лет, - я часто связывала эти технические приёмы с альтернативными процессами.

Какова, на ваш взгляд, причина возрождения интереса к альтернативной фотографии?

Мне думается, люди хотят чего-то большего от творчества, чем просто нажать кнопку и потом поработать с программой. Людям нравится ручная работа, тактильные ощущения от неё. Их притягивает магия проявления изображения на бумаге при печати. И им нравится «рукодельный» вид этих отпечатков. Каждая картинка индивидуальна. Даже, когда вы делаете серию цианотипных отпечатков с одного негатива, каждый из них уникален, выглядит немного иначе в зависимости от того, как вы покрывали бумагу эмульсией, или немного изменили время экспозиции, или добавляли подкисляющий агент в воду для промывки.



Находиться на пересечении цифровых технологий и антикварных методов печати – ведь это очень интересно для фотографа, не правда ли?

Точно. Прежде всего, в цифровой фотографии людям нравится, что картинка появляется сразу. Но сейчас, многие хотят замедлить бег и почувствовать своё время. Они хотят создавать изображение. Они наелись всех этих немедленно получаемых на бегу цифровых картинок, и стремятся осознанно и терпеливо реализовать на печати то изображение, которое стоит перед их мысленным взором.

Сегодня, я думаю, нет смысла говорить «я принципиально работаю только в цифре», или «я принципиально занимаюсь плёнкой и альтернативными процессами». Когда вы научитесь работать с альтернативными процессами сознательно, контролировать их и выражать своё видение,  у вас появится такой широкий выбор. Это замечательно. И это реально меняет ваш взгляд на фотографию.



Давайте поговорим о развитии вашей книги «Путеводитель Джилл Энфилд по альтернативным фотографическим процессам: популярные исторические и современные техники». Можно ли сказать, что книга родилась из вашей любви к преподаванию?

Абсолютно. Когда я была в университете, я копировала детальные инструкции по выполнению всех этих процессов, которые мы изучали. С этого я и начала, создавая программу для своих классов. Я пыталась найти книгу, которая могла бы помочь моим студентам, но в то время не было ничего, что было бы пригодно для этой цели. Поэтому, мне пришлось написать нечто вроде конспекта-учебника и поделиться им со студентами. Они приняли это с восторгом. В один прекрасный день мой муж сказал: «Твои заметки – готовые главы, почему бы не собрать их в книгу?» Это и сподвигло меня на то, что я стала делать книгу, которая помогала бы студентам. Моей целью было – написать книгу – свод всех альтернативных процессов, которую было бы нетрудно читать.

И сколько времени всё это заняло?

Первое издание готовилось четыре года. Второе, выпущенное Focal Press, готовилось столько же, потому что оно включало работы, сделанные другими авторами. Подготовка иллюстраций для этого издания потребовала столько же усилий, сколько написание книги. Позднейшее издание, второе выпущенное Focal, вышло в Марте, как раз в период пандемии!



Говоря о пандемии, как вы приспособились к дистанционному преподаванию вместо очного?

Так как Ковид сделал очную форму учёбы невозможной, я провела несколько онлайн-семинаров. Мой первый студент и я договорились, что мы будем друг для друга «подопытными морскими свинками». Семинар был посвящен современным тинтайпам с жидкой эмульсией. Я подумала, что такие семинары похожи на телешоу по кулинарии. Я приготовила всё заранее, так что могла показать всё реактивы и организацию рабочего места. Так как мы были онлайн через Zoom, у меня было собрано всё, чтобы показать каждый этап рабочего процесса. Жидкая эмульсия – вещь непростая. Её надо расплавить, нанести на подложку, а затем дать ей подсохнуть.

Я должна была всё показать, затем мы собирались отключить Zoom, и воссоединиться, когда студент повторит процесс. Возможность показать через  Zoom рабочий экран – очень полезная штука. Я могу просмотреть цифровой негатив или отсканированный отпечаток вместе с кем-то и сделать пометки на экране, чтобы обозначить необходимое редактирование или поправки. Процесс у нас работает прекрасно, и я думаю продолжать такие занятия.

Далее, я делаю семинар по альбумину с теми, кто записался в мой класс  в Photographers Formulary в Монтане. Из-за Ковида, офлайн-семинар отменен. В качестве части обучения, я помогла студентке сделать и обустроить свою лабораторию.

Делаете ли вы такие семинары для маленьких групп?

Да, я делала такие семинары несколько раз. Начинала я занятие с лекции, на тему, типа создания и подготовки цифрового негатива, выбор бумаги для печати, организация домашней «сумеречной» комнаты. В таких группах я по прежнему выделяю каждому студенту время для работы «один на один».

Где люди могут найти больше информации об этих ваших удалённых занятиях по альтернативной фотографии?

На моём веб-сайте. Есть страница «текущие семинары». Вы можете найти там много семинаров по теме альтернативной фотографии. Я также провожу онлайн-занятия в частном порядке и с NORDphotography.



О Джилл Энфилд

Джилл Энфилд – фотограф и преподаватель, автор книг, удостоенная многих наград. Её работы находятся в европейских коллекциях музеев и других институций в Европе, Южной Америке и по всем Соединённым Штатам. На протяжении более чем 20 лет, Джилл была преподавателем в престижной Parsons School of Design/New School в Нью-Йорке. Она также ведёт ежегодные семинары в Maine Media Workshop; Nord Photography-Inderøy, Норвегия; Palm Beach Photographic Workshops; Rhode Island School of Design; а также Penland School of Crafts.


О Джоне Волленхаупе

В течение более 20 лет я занимался фотографией и файн-арт печатью. На протяжении этого времени я предоставлял фотоуслуги корпорациям, новостным и другим СМИ. Мои работы публиковались в CNN News, the San Francisco Chronicle, KQED Northern California Public Media, и различных индустриальных изданиях.

Я занимался документированием важных медийных событий, новостей, пресс-конференций и публичных выступлений, а также корпоративных и подобных событий. С 2010 года я переключился на файн-арт фотографию. Мои работы выставлялись в стране и за рубежом. Я получил степень по изящным искусствам от Grossmont College, и затем обучался в университете Сан-Франциско. Затем я совершенствовал свои навыки по съёмке и печати на семинарах известных экспертов, таких как Коттон Миллер (Cotton Miller), Джилл Энфилд и Сет Дикерман (Seth Dickerman).


 

Перевод Александра Курловича
Оригинал статьи