Наверх
Loading
| Интервью

Алехандро Альмараз: «В наши дни фотофестивали – ключевой элемент для понимания художественной фотографии»

В рамках Международного фестиваля фотографии PhotoVisa-2016, который 15 ноября завершил показ многочисленных выставок в Краснодаре, программу мультимедиа-показов представил Аргентинский Международный фестиваль фотографии Encuentros Abertos Festival de la Luz. О дружбе фестивалей и роли мультимедиа в развитии фотографии с Photographer.ru поговорил Алехандро Альмараз, фотограф и член оргкомитета латино-американского фестиваля.

 

Вы фотограф, но в качестве метода художественного выражения выбираете и  мультимедиа. Почему?

Я начал эксперименты с мультимедиа после своей последней фотосерии «Места, в которых я никогда не был». Тогда я осознал, что двух измерений фотографии недостаточно для вмещения в серию всего, что хотел сказать. Работая с многочисленными изображениями интерьеров зданий, я понял, что многое в них не отображалось именно из-за ограничений, которые накладывает фотография.

© Алехандро Альмараз. Из проекта «Президенты. Собирательный образ глав государств мира»

Что вы чувствуете как автор, когда понимаете, что мультимедиа состоялось – ведь это по-другому, чем когда понимаешь, что сделал хорошую фотографию?

Да, удовлетворение от создания мультимедиа отличается от того, что получаешь, когда делаешь фотографии... Должен заметить, чувство восхищения и упоения, которые испытываешь, когда видишь проявленную пленку в первый раз, – это чистая магия. Никогда я ничего подобного не испытывал от использования мультимедиа.

А что автору дает использование формата мультимедиа?

Думаю, что основная причина, по которой многие фотографы начинают обращаться к техникам мультимедиа, – его популярность, как технологии, в наши дни. Такое уже происходило в истории фотографии. Возьмем, например, момент появления цветной фотографии или 35мм формата пленки и камеры «Лейка». Эти технические нововведения подвигли молодых фотографов к экспериментам, которые в свою очередь породили новые пути понимания фотографии.

© Алехандро Альмараз. Из проекта «Президенты. Собирательный образ глав государств мира»

Какой вам видится роль мультимедиа на современной художественной сцене?

Думаю, что этот вопрос более менее прояснится через несколько лет. Мультимедиа – новый феномен, так что многие историки, кураторы и прочие ценители все еще в процессе создания концепта этого понятия и присвоения ему статуса. Как по мне, интересных работ в этом новом жанре еще не так много. Если кого-то выделять, то пусть это будет Томас Руфф (современный немецкий фотограф и художник, в последних работах использовал программы трехмерного моделирования – прим). Думаю, что он один из первых художников, который по-новому переосмыслил искусство фотографии.

Другой очень занятный подход к использованию мультимедиа – это коммуникация. Таким образом, работы иностранных художников и их идеи становятся доступны любому из нас. Я имею в виду, что коммуницировать при помощи мультимедиа становится проще.  

С мультимедиа довольно много технических проблем, но дает ли их преодоление необходимый художественный результат?

Все технические проблемы, связанные с мультимедиа, конечно, бросают вызов многим из нас, ведь очень многие вещи должны сложиться, чтобы у мультимедиа-художника получилась работа. Иногда работа выходит за рамки носителя и начинает проявляться в других частях выставочного пространства, так что пространство, в котором она находится, тоже очень важно. Проблем становится еще больше. Вот чему я научился, работая с цифровыми технологиями: маленьких ошибок не бывает и если хоть мельчайшая деталь не получилась – все пойдет не так.

© Алехандро Альмараз. Из проекта «Президенты. Собирательный образ глав государств мира»

Мультимедиа позволяет фестивалям в мире общаться между собой не только на физическом уровне, но и на уровне виртуальном, посылая друг другу то, что не имеет физического веса, а только вес в гигабайтах. Ощущаете ли вы, что именно мультимедиа расширяет фестивальные границы?

Мультимедиа – это замечательное искусство, при помощи цифровых технологий которого возможно доносить идеи работ авторов со всего миру зрителям во всех уголках Земли. Как участник одного из самых важных фестивалей в Латинской Америке – “Encuentros Abiertos – Festival de la Luz” – могу сказать, что программа этого фестиваля значительно расширилась за счет включения мультимедиа художников со всего мира. Наш директор Эльда Харрингтон каждый год говорит нам, что в этой среде нужно совершенствоваться. В случае, если работу физически невозможно доставить в Аргентину, мы просим отправить ее в электронном виде, а дальше сами печатаем и выставляем ее здесь. Сейчас не редкость проекты, в которых помещение работает на произведение.

Есть ли конфликт между фото и мультимедиа?

Да, но скорее эта борьба происходит на интеллектуальном уровне. Иногда требуется повесить ярлыки на некоторые вещи, чтобы понять и квалифицировать их – вот тут часто и случается конфликт между фотографией и мультимедиа. Мне кажется, что когда автор работает с обеими техниками, нужно попытаться понять, как и почему он использует именно их, а также как эти техники усиливают видение художника.

© Алехандро Альмараз. Из проекта «Президенты. Собирательный образ глав государств мира»

Каким должно быть образование у фотографа для того, чтобы снимать видеоролики, нужно ли специально фотографов учить операторскому искусству?

Фотография и кинематография – очень разные области искусства. Если вы учитесь снимать кино, последовательность кадров позволяет работать с совершенно другим временным измерением, если сравнивать с фотографией. Звук – еще один фактор, который рознит эти виды искусства. Делая фотографии, работаешь один, при создании фильма такое редко случается. Тем, кто учился фотографии, а потом вдруг захотел стать видео-художником, нужно многому учиться.

Что дает художественный обмен в рамках фестивалей? Что вы приобрели, например, за две поездки на Международный фестиваль фотографии Photovisa в Краснодар?

В наши дни фотофестивали – ключевой  элемент для понимания художественной фотографии. Взаимодействие художников, кураторов и зрителей позволяет концептуализировать происходящее и дискутировать о природе фотографии, которая постоянно изменяет наш взгляд на этот вида искусства. Также важно поддерживать диалог в интернете, где каждый из нас может смотреть, говорить, вступать в обсуждения идей других авторов.

© Алехандро Альмараз. Из проекта «Президенты. Собирательный образ глав государств мира»

Мое пребывание в Краснодаре было потрясающим, а я бывал на огромном количестве фестивалей по всему миру. Однако мероприятие, которое мне по-настоящему полюбилось – это Photovisa. Качество работ, которые Ирина и Евгений (Ирина Чмырева и Евгений Березнер  – арт-директор и руководитель Международного фотофестиваля PhotoVisa – прим.) выбирают для фестиваля, действительно выдающееся. Это все не говоря об атмосфере, которую создают все организаторы, публика и гости. Благодаря Photovisa  я обрел новый опыт и познакомился с работами, которые заставили меня задуматься о собственном творчестве и фотографии как таковой. И нельзя забывать о знакомствах, которые я завел в Краснодаре, – это друзья и контакты, которые важны для меня до сих пор.

 

Алехандро Альмараз (Alejandro Almaraz) – Буэнос-Айрес, Аргентина. Обучался в Университете Буэнос-Айреса на факультете философии, а также в Национальной школе фотографии Буэнос-Айреса. C 2001 года регулярно участвует в различных выставках по всему миру и получает стипендии и награды в конкурсах. С 2006 года является внештатным фотографом агентств BBDO, Avantgarde, Zefa, Corbis и др. Публиковался в изданиях: Pagina/12, Le Monde Diplomatique Argentina, Wallpaper, Benzin Magazine и др.

В качестве члена оргкомитета представляет крупнейший в Латинской Америке фестиваль фотографии Encuentros Abiertos-Festival de la Luz.

В 2012 и 2014 годах был участником программы Международного фестиваля фотографии PhotoVisa (Краснодар) – в качестве приглашенного автора (проект «Президенты. Собирательный образ глав государств мира») и в качестве ревьюера на портфолио ревю.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 17 января 2017
Фрике Янсенс, 20 лет в фотографии
Ретроспектива Фрике Янсенс в Ingrid Deuss gallery
Спасти потеряшек
Проект «Потерянные Плёнки Америки» проявляет воспоминания
Приглашение к участию в конференции «ПОСЛЕ (ПОСТ)ФОТОГРАФИИ»
3-я международная конференция по визуальным исследованиям, теории и истории фотографии