Думаю, что важно быть прямым и честным с людьми в том,
почему вы фотографируете их и для чего делаете это.
В конечном счёте, вы же забираете частицу их души  
(Мэри Эллен Марк)

У Мэри Эллен Марк из почти двух десятков книг, изданных ею в разные годы, есть три, которые следует знать, чтобы понимать в точности её жизненные установки и приоритеты, а отсюда и составить для себя наиболее верное представление о её творчестве. К ним относятся Ward 81 (1979), в которой представлены чёрно-белые фотографии, снятые в психиатрической больнице; Falkland Road: Prostitutes of Bombay (1981) – цветная история о проститутках с улицы Фолкленд в Бомбее; Tiny, Streetwise Revisited (1988) – о подростках на улицах города Сиэтла. Третья в этом списке должна идти в связке с публикацией, которую можно сегодня найти в архивном, июльском номере журнала LIFE за 1983 год: фотографии в материале под названием Streets of the Lost.

Первая стала результатом того, что во время работы на съёмочной площадке формановского фильма «Пролетая над гнездом кукушки» в 1975 году в Орегоне, Мэри Эллен Марк имела возможность посещать находящуюся там психиатрическую больницу и отдельное, закрытое женское отделение в ней. С больницами она ранее уже имела дело. В 1970 году её фотографии были опубликованы журналом Look в материале об отделении лондонской клиники, в котором проходили терапию молодые люди с героиновой зависимостью. Под впечатлением от увиденного в Орегоне и уже после съёмок фильма, договорившись с администрацией, Марк приехала туда в феврале 1976 года. Там она находилась непосредственно среди пациенток палаты и фотографировала в течение тридцати шести дней. В 2005 году скажет, что тогда научилась понимать, насколько далеко можно позволять себе заходить в фотографировании и что такое доверие.

Суть Ward 81, как и то, что двигало фотографом, не требует пояснений. Всё внимание Мэри Эллен Марк обращено к людям вне общества, к тем, кто оказался на обочине жизни. Это её интересует и является осознанным выбором. Данная жизненная позиция отчётливо проявится в индийской серии фотографий – в книге Falkland Road: Prostitutes of Bombay.

Замысел этой публикации начал формироваться у Мэри Эллен Марк ещё в 1968 году. Именно тогда она впервые посетила улицу Фолкленд в Бомбее (сегодня, в Мумбае), известную своими дешёвыми публичными домами с их проститутками, работающими в помещениях-секциях, похожих на клети. Всё, с чем Марк пришлось столкнуться: условия жизни этих женщин, взаимоотношения между собой и с клиентами – произвело на неё неизгладимое впечатление. Она захочет это снимать. В последующие десять лет, в разное время, приезжала туда, но безрезультатно: лишь сталкивалась с враждебностью и агрессией. По собственному признанию, в те годы ей не удалось сделать ни одной хорошей фотографии.

В октябре 1978 года Мэри Эллен Марк отправилась туда в очередной раз. С её слов, в ночь перед отъездом она увидела странный сон, в котором фигурировала в качестве «вуайериста, прячущегося за кроватью в борделе на улице Фолкленд и наблюдающего за тем, как три трансвестита-проститутки занимаются любовью». Проснулась в «удивлении и в некотором роде обнадёженной», и отнеслась ко сну, как к хорошему знаку. В том году ей удалось снискать доброжелательное отношение к себе среди некоторых из работающих в квартале женщин и содержательниц публичных домов; завоевать их доверие, а с кем и подружиться, да настолько, что однажды её даже прятали под кроватью во время одного из полицейских обходов…

Марк снимала на улице Фолкленд до января 1979 года. По прошествии лет скажет, что считает Falkland Road: Prostitutes of Bombay одной из наиболее сильных работ в своей фотографической жизни. «Я испытываю чувства близости к людям, которым не выпало лучшей доли в обществе. Я нахожу их более человечными, может быть. […] Что более всего мне хочется сделать – это признать их существование».     

И вот книга Streetwise – о детях и подростках на улицах города Сиэтла. Она родилась из вышеупомянутого проекта для июльского номера журнала Life 1983 года. Факт, что дети могут уходить из семей и бродяжничать, в начале восьмидесятых был для США относительно новым феноменом. Тема оказалась настолько интересной и необычной, что получила развитие. Уже в августе Марк со своим мужем, режиссёром Мартином Беллом, возвращается в Сиэтл. Начинается отдельная работа над документальным фильмом.

Фильм был впервые показан в октябре 1984 года. Фотографии, созданные в процессе работы и легли в основу книги. При всём, данная публикация занимает в ряду обозначенных трёх особое место. Со Streetwise началось развитие самостоятельной сюжетной линии, главным персонажем которой является тринадцатилетняя девочка по имени Тайни. Фотограф не оставляла её и продолжала снимать на протяжении всех последующих двадцати лет взрослой, непростой жизни, вплоть до 2003 года, когда у той было уже девять детей…

В этом вся Мэри Эллен Марк – в буквальном понимании сказанного ею: испытывать «чувства близости к людям, которым не выпало лучшей доли в обществе». И поэтому – девочка Тайни, с которой она так и не смогла расстаться; девушки Верла и Лоури из орегонской клиники; трагическая история жизни семьи Дэмм – в двух фотографиях, снятых в 1987 и 1994 гг. До последнего кадра свидетельства преданности своим жизненным идеалам, в основе чего неравнодушие. Как главное человеческое качество.

Дмитрий Киян, Нью-Йорк, 3 июня 2015 года