Наверх
Loading
| Рефлексия

Юрий Евлампьев

Каждое следующее поколение фотографов, впитав предыдущий опыт, должно идти дальше своих предшественников


© Юрий Евлампьев.
Автопортрет, 2001

«ВСЕМИРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ХУДОЖНИКОВ. Художники мира всех времён и народов» содержит точные биографические и библиографические данные о художниках всего мира (живописцах, скульпторах, графиках, архитекторах, фотографах и других деятелях прикладных искусств) со времен античности по настоящее время. Около 6000 статей каждого тома содержат информацию о более чем 500 тысячах художников. Энциклопедия «Allgemeines Kunstlerlexikon» (AKL), издаваемая с 1992 года, является самым обширным, достоверным и авторитетным изданием о художниках всего мира, общий объём которого составит более 100 томов (один том содержит около 600 страниц).
В томе 35 (Eschka — Ezenwa), изданном в 2002 году издательством SAUR (Мюнхен, Лейпциг), представлена статья о фотохудожнике из России (Чебоксары) Юрии Евлампьеве, основоположнике чебоксарской фотографической школы.


© Юрий Евлампьев. Стулья висящие у потолка (серия 6 листов),
лист 1. 1990.
Черно-белая фотография. 17,7x23,8 см

© Юрий Евлампьев. Стулья висящие у потолка (серия 6 листов),
лист 2. 1990.
Черно-белая фотография. 17,7x23,8 см

© Юрий Евлампьев. Стулья висящие у потолка (серия 6 листов),
лист 3. 1990.
Черно-белая фотография. 17,7x23,8 см

© Юрий Евлампьев. Стулья висящие у потолка (серия 6 листов),
лист 4. 1990.
Черно-белая фотография. 17,7x23,8 см

© Юрий Евлампьев. Стулья висящие у потолка (серия 6 листов),
лист 5. 1990.
Черно-белая фотография. 17,7x23,8 см

© Юрий Евлампьев. Стулья висящие у потолка (серия 6 листов),
лист 6. 1990.
Черно-белая фотография. 17,7x23,8 см

Корреспондент: Ваше имя, известное больше на российских фотографических просторах, малоизвестно для широкой общественности в Чебоксарах. Расскажите немного о себе.

Юрий Евлампьев: Творческой фотографией начал заниматься в 1973 году в народной фотостудии «Мещера» (Рязань), руководимой известным российским фотографом Виктором Агеевым. В 1977…1979 гг., находясь у истоков возникновения группы «Факт» (Йошкар Ола), я сгенерировал основные её творческие принципы, которые успешно репродуцировали остальные члены группы в течение последующего десятилетия совместной работы.

В 1980…1990 гг. формировал фотографическую школу в Чебоксарах. Основными характерными чертами этой творческой школы стали: стремление к метафизической фотографии, культивирование индивидуальных изобразительных программ, использование предметной черно-белой фотографии.

В 1991…1994 гг. (период «Затишье») был связан с преподавательской деятельностью в Академии фотоискусства (Чебоксары), а также занимался разработками в области измерения мощности импульсного света, широко применяемого при фотографических съёмках объектов с недостаточной освещенностью.

В период «Локальный» (Чебоксары, 1995…2001) сгенерировал и начал работу над глобальным проектом «Чебоксары как феномен фотографического бытия», основной целью которого является популяризация чебоксарской фотографии и чебоксарских фотографов. Этапными выставками этого периода стали — «Фотографическая выставка Команды Р» (Чебоксары, 1995) и выставка «Пришедшее», (Чебоксары, 2001). В 1996 году являлся стипендиатом государственной стипендии президента России в номинации «Деятель культуры и искусства России». В этот же период мною были организованы творческие группы: «Команда Р» (10.1994…06.1995) и «Команда 605» (06.2001…06.2002)

Корреспондент: Мне известно, что с 2002 года чебоксарское фотографическое бытиё перешло в период «Открытый». Какова концепция этого периода и что уже сделано?

Юрий Евлампьев: Историю периода «Открытый» будут строить чебоксарские фотографы шести поколений. Для чебоксарских фотографов новый период должен стать возможностью продолжения формирования своих наработок в части произведённого выбора, а также этапом генерации модифицирования своего творчества, в основе которого должна стоять чебоксарская фотографическая школа. Период «Открытый» будет базироваться на принципе открытой архитектуры с обязательным фактом прогресса в диапазоне от освоения новых фотографических направлений в творчестве до освоения новых фотографических технологий. Открытая архитектура, не привязывая конкретного фотографа к определённому географическому месту или к определённой команде, позволит мобильно концентрироваться на нужном направлении своего развития и тем самым достигать предсказуемого результата с демонстрацией факта прогресса. Открытая архитектура, в конечном итоге, должна сформировать благоприятные условия для продвижения современного фотоискусства в провинциальный поволжский городок Чебоксары, а также условия для продвижения имён чебоксарских фотографов в историю российской фотографии.

Важным элементом концепции периода «Открытый» является идентификация сгенерированных творческих шагов фотографа. Этот элемент был плодотворно реализован в проекте «Команда 605» в рамках II-го международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» (Нижний Новгород, 2002). Другой значимый элемент в концепции — генерация идей и технологий. Удобная форма озвучивания этого элемента — семинар по творческой фотографии. В ноябре 2002 г. мной был организован и проведён первый научно-практический семинар «Фотографы с двух берегов одной реки. Чебоксары, Йошкар-Ола» (обзор семинара опубликован в журнале «Новый ЛИК, 2002, №2»).

Корреспондент: Чебоксарские фотографы в последние полтора года встречаются в стенах художественного музея. Чем приглянулось для них это место?

Юрий Евлампьев: Чебоксарские фотографы изначально были соориентированы на фотографическое искусство. А оно является частью изобразительного искусства. Поэтому логичным было решение встречаться в художественном музее — храме изящных искусств. С другой стороны, Чувашский государственный художественный музей ещё в начале 80-х начал сотрудничать с чебоксарскими фотографами, и в нём сформировались определённые традиции популяризации фотоискусства. В-третьих, фотография как искусство, построенное на определённых технологиях, получила бурное развитие с приходом информационных технологий и эти технологии стали культивироваться в художественном музее. И я думаю, обоюдное сотрудничество в этой области будет полезным обеим сторонам. Чебоксарские фотографы, к примеру, могли бы озвучить свой опыт в области оцифровки реальных объектов, изображений, документов. Накоплен немалый опыт по биографической и библиографической идентификации творческих персоналий и формированию специализированных архивов. Также имеется опыт по формированию, вёрстке художественных каталогов и представлению многогранной деятельности музея в виртуальном интернет-пространстве. Художественный музей, в свою очередь, мог бы выступить в роли популяризатора творчества чебоксарских фотографов как на основе вновь создаваемых коллекций, так и тех коллекций фотографов, которые имеются в запасниках музея.

Корреспондент: 2003 год — год юбилейный для чебоксарских фотографов: 25 лет совместной творческой деятельности. Каковы планы у фотографов?

Юрий Евлампьев: В 2003 году наложились, по крайней мере, два события: с одной стороны это 25 лет совместной творческой деятельности чебоксарских фотографов, а с другой — в 2003 году Чебоксары на конкурсной основе признаны культурной столицей Приволжского федерального округа. Являясь куратором проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия», я сделал предложение группе чебоксарских фотографов выступить с персональными выставками в этот примечательный год. Предложение было воспринято и в настоящий момент каждый из них начал формирование своей выставки. Персональные выставки будут нацелены на идентификацию творчества автора, выявление характерных стилевых признаков в его работах, а также на популяризацию фотографического искусства в своём родном городе. Важным моментом 2003 года станет переход чебоксарских фотографов от аналоговой фотографии к технологиям цифровой фотографии, предпосылки для этого имеются: в Чебоксарах появились полноценные цифровые «минилабы». На первом этапе внедрения этих технологий первичный материал ещё будет фиксироваться на традиционную плёнку, но с последующей оцифровкой и предпечатной подготовкой, а на втором — на всех этапах технологической цепочки будут присутствовать только цифровые технологии.

Корреспондент: Имеется ли преемственность в шести поколениях чебоксарских фотографов?

Юрий Евлампьев: В начале восьмидесятых прошлого столетия сформировалась чебоксарская фотографическая школа, которая приобрела с первых шагов свою уникальность и была замечена не только в нашей стране, но и на Западе. Появилось немало фотографов — последователей этой школы далеко за пределами Чебоксар. Однако не каждый в шести поколениях чебоксарских фотографов смог рассмотреть плодотворность концепции этой школы и последовать ей. В результате эти фотографы не смогли выйти на российский уровень. Во второй половине девяностых с появлением технологии массовой фотографии на основе «мыльниц» и «минилабов» как будто бы каждый второй стал за одну ночь фотографом, но эта технология оказалась призраком: она не принесла новых фотографических имён Чебоксарам. Не содействовали формированию творческих фотографов и специальные фотоконкурсы «Народная фотография». Фотограф, как и художник, формируется в течение многих лет и при условии, что рядом есть учитель и что в самом человеке есть стремление стать творцом. Сегодня среди последователей чебоксарской фотографической школы в Чебоксарах есть и школьник, и пенсионер, и люди иных возрастов. Важно лишь то, что каждое следующее поколение фотографов, впитав предыдущий опыт, должно идти дальше своих предшественников. Таков неумолимый ход истории.

1 марта 2003 года, г. Чебоксары
Интервью с Юрием Евлампьевым (PDF, 888 кб)


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 6 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов