Евгений Мохорев, фото Лизы Фактор
Евгений Мохорев, фото Лизы Фактор
Ларри Кларк сделал документальные книги «Tulsa» в 1971 году, «Teenage Lust» — в 1983 году. Обе публикации — о подростках. Жестко. И та и другая* весьма неоднозначно были восприняты публикой. В 1993 году выпущена книга The Perfect Childhood, двумя годами позже снят фильм Kids; после — еще пара: Another Day in Paradise и Bully. И каждый раз все об одном и том же — и в книгах, и в фильмах — о подростках, о наркотиках, о сексе, о… Нет более неоднозначного и для приличной части американского истеблишмента более ненавистного человека.

Совсем иное — в творчестве у Салли Манн. Ее две книги — Immediate Family (о своих детях), At Twelve (о двенадцатилетних девочках города Лексингтон)** — умиротворение и идеализирование. Салли Манн, помнится, даже признана журналом Time одним из лучших фотографов современности. Если вспомнить, что в девятнадцатом столетии был Льюис Кэролл, да, тот самый, кто «Алису в Зазеркалье» написал, и Джулия Маргарет Кэмерон — золотой век английской фотографии, то викторианские мотивы Салли Манн приобретают свои вполне четкие очертания…

Дети и подростки. Тема в фотографии — одна из самых не столько сложных, сколько требовательных. Так как требовательность эта — обязательное следствие, необходимость, составная исключительного доверия, безусловного доверия к фотографу. Что фотограф преследует, что хочет показать, на чём желает акцентировать свое внимание — все это всецело и исключительно в его руках, глазах и мыслях. В искренности и чистоте помыслов. Субъективность в этой фотографии, исключительно личностные, идущие от фотографа особенности проявляются мгновенно. Заигрывание, обман — тем более. Тема очень тонкая.

…Очевидно, что Ларри Кларк и Салли Манн, два таких совершенно разных фотографа, являются довольно значимой частью культуры своей страны. Без этих имен нет существенного аспекта фотографии США тридцати последних лет двадцатого столетия. И коль скоро мы говорим сегодня о Евгении Мохореве (а говорим мы именно о его творчестве), то в связи с вышесказанным также очевидно, что в аспекте фотографической культуры России, начиная с девяностых, он, Мохорев, представляет собой, вне всякого сомнения, столь же значимое явление. Ибо в своей специфичной документально-художественной манере, ставшей уже его особенным почерком, не один год делает то, что до него никто в России не предпринимал — в буквальном смысле пишет портрет самой хрупкой и самой беззащитной части нашего общества. Ведь так сложилось, что этой «социально промежуточной» возрастной категории (в основном подростки), во взрослом мире внимания, как правило, уделяется не так много. Тем более — сегодня. Именно портрет. Со всеми характерными этому возрасту чертами: где-то наигранность, где-то позерство, всегда хрупкость, субтильность. Некоторая театрализованность или выстроенность определенных сюжетов — и та в поддержку естественности и искренности.

Надо заметить, что Мохорев не переступает черты, которая отделяет мир взрослых от мира детей и подростков, не вторгается в него, не навязывает своего желания видеть его таковым. В этом его особенность: он нашел ту уникальную, золотую середину — не смотрит на этот мир ни как беспристрастный документалист, ни как чрезвычайно идеализирующий, поэтизирующий его художник. Он лишь чуть-чуть подводит его линии, подчеркивает. Редкое качество. Тем более для современного фотографа. Все это и выводит Евгения Мохорева в ранг одного из самых неординарных российских мастеров фотографии.

* Книга Ларри Кларка Teenage Lust очень редкая и довольно дорогая. Сегодня ее практически не найти ни в одном из известных книжных магазинов.

** Обе книги изданы издательством Aperture в 1988 × 1992 гг. соответственно