Мартин Парр (род. 1952) получил фотографическое образование в Манчестерском Политехническом институте в 1973. Парр широко выставлялся как в Великобритании, так и за границей - от Пекина до Таллинна. В 1993 году он стал ассоциативным членом агентства Магнум. Среди его многочисленных публикаций - книги Последний курорт: фотографии Нового Брайтона/The Last Resort: photographs of New Brighton(1986), Стоимость жизни/ The Cost of Living (1989) и Дома и за границей/Home and Abroad (1993). Недавно Парр завершил работу над проектом о глобальном туризме.

Напечатанный золотом на кожаном переплете альбома, заголовок «Дома и за границей» вызывает в памяти семейный альбом путешествий времен короля Эдварда. Выцветшие фотокарточки семей, наслаждающихся туманными летними деньками на британском побережье любовно соседствуют с раскрашенными открытками лайнеров, отплывающих из Саутхэмптона в места более экзотические.

Дома и за границей Мартина Парра, цикл цветных фотографий, начатый в 1983 году, привлекает современную идиому мыльной оперы к рассказу совсем другой истории. Не празднованию событий личной жизни, а сказанию о нашем времени, осторожному повествованию об однородности западной культуры в конце двадцатого столетия.

В «альбоме» Парра, причудливые цветные образы потребителей среднего класса и бесцельно шатающихся туристов сталкиваются с хаосом и упадком приморских курортов Британии. Скорее в духе антрополога, посланного изучить «племена» современной Европы, Парр подходит к проблемам классовой принадлежности, предрассудков и сглаживания социальных ценностей, направляя свою камеру на объекты, переживаемые нами каждодневно - супермаркет, магазины на главной улице, мемориальные памятники и сафари-парки. Все это сюжеты, традиционно упущенные социально-документальными фотографами, гоняющимися за стоящими темами вроде международных конфликтов, будней бездомных и страданий рабочего класса.

В то время как ранние черно-белые работы (1974-76) Парра о городке Pennine chapel-town of Hebden Bridge придерживались «романтической» традиции, в начале 80-х фотограф развернулся от воспоминаний прошлого к встрече с настоящим. Как и многие другие современники, подвергающие сомнению объективность фотографии, Парр принял открыто субъективную позицию - ту, которая выдает собственные предрассудки и чувства автора. Оглядываясь через Атлантику на цветные работы Уилльяма Эгглстона и как бы случайные кадрировки и аггресивный «уличный стиль» Гарри Уиногранда, Парр получил желанный карт-бланш на представление резкого, неотложного и прямого ответа на свои вопросы.

Просматривая цветные работы Парра прошедшего десятилетия, обращаешь внимание на то, что многие из них стали воплощением восьмидесятых, в той же мере, что труд Дэйвида Бейли в ранние шестидесятые. Попутно различаешь детали его фотографий, оказавших влияние на наше теперешнее видение мира - пресные цвета приморского кафе, где толпа женщин шумно требует хотдогов из Последнего курорта(1986), перегруженные тележки в супермаркете и представители среднего класса, завистливо созерцающие дорогущие товары в Стоимости Жизни(1989) и, совсем недавно, вооруженные фотокамерами туристы, наводнившие достопримечательности и обуреваемые страхом вернуться домой без фотографии.

Часто порицаемый за эксплуатацию своих объектов съемки, Парр открыто признает, что "фотография по существу является эксплуатирующим и вуайеристским средством - чем скрывать это обстоятельство, я свыкся с ним и принимаю его как часть того, что я делаю". Отсылает нас к рекламе и другим формам коммерческой фотографии, изобилующим сверхреальной цветностью, преувеличением и заливающим светом вспышки, которые стали характерными чертами его визуального языка.

В то время как камера Мартина Парра действительно не знает пощады, качество, которое искупляет и спасает все его работы - скрытая в них ирония и юмор. Горькая ирония и внимание к социальному подтексту - черта, объединяющая его с другими британскими художниками, начиная с сатириков конца 18 столетия Хогарта, Роуландсона и Гиллрэя и заканчивая современным кинорежиссером Майком Ли. Цель Парра, вскрывая вульгарности современного существования, ни больше и ни меньше - "очистить диалект племени, и подтолкнуть мысль к осмыслению и предвидению" (Т.С.Элиот)