Ман Рэй, «Стеклянные слёзы», 1932

Многие коллекционеры имеют единственное увлечение, это могут быть марки, антиквариат или монеты. Так же бывает и с коллекционерами фотографии, которые могут охотиться за «нишевыми» или специфическими изображениями для пополнения своего собрания – фото глаз, машин, деревьев, птиц, мало ли чего ещё. Однако, некоторое количество частных коллекционеров стали влиятельными послами медиа, значительные собрания которых оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие фотографии. Такие фигуры, как Майкл Уилсон, продюсер фильмов о Джеймсе Бонде, или всемирная поп-звезда Элтон Джон, владельцы двух крупнейших в мире собраний, относятся к этому числу. Некоторые из таких коллекционеров выставляют свои сокровища в больших всемирно известных музеях, бьют рекорды на аукционах, и влияют на наши сегодняшние представления о фотографии.

Самыми первыми коллекционерами фотографии были музеи и институции, начавшие собирать её в середине 1800-х. Первая публичная выставка состоялась в Музее Южного Кенсингтона (сейчас музей Виктории и Альберта) в Лондоне в 1858 году. Однако, до 20 века коллекционирование фотографии не получало сколько-нибудь широкого распространения среди частных лиц. На сильный рост этого коллекционирования повлияло мощное развитие аукционных домов и фотографических галерей в 1970-х и 1980-х. Сегодня множество людей коллекционируют фотографию по самым разным причинам – будь то инвестиции, исторические исследования или просто удовольствие.

Хотя многие видные коллекционеры предпочитают сохранять свои увлечения в тайне, сегодня мы представляем вам пять имён, наиболее влиятельных в этой области.

Уильям Эгглстон, «Без названия (Марсия Хейр в Мемфисе, Тенесси)», около 1975

Майкл Уилсон – американский коллекционер, накопивший одно из крупнейших в мире собраний фотографии, включающее работы Роберта Мэплторпа, Дианы Арбус и Ирвина Пенна. Будучи кинопродюсером, Уилсон – тот человек, что стоит за созданием фильмов о Джеймсе Бонде, начиная с «Moonraker» в 1979 году. Он начал коллекционировать фотографию в конце 1970-х, первыми его приобретениями были иллюстрированные фотографиями книги и альбомы 19 столетия. За этим последовал интерес к фотографии 19 столетия и файн-арт фотографии как таковой. Постепенно его интересы расширялись, включая периоды Пикториализма, раннего Американского Модернизма, Британские работы 20 века и современную фотографию. Его отпечатки показываются в музеях по всему миру, примером чего может быть экспозиция «Портреты Уильяма Эглстона» в Национальной Портретной Галерее в 2016 году, составленная по большей части из работ, принадлежащих к коллекции Уилсона. В 1998 году он создал Центр фотографии Уилсона в Лондоне, архив, предназначенный как для сохранения фотографий, так и для изучения истории и эстетики этого искусства. Уилсон входит в попечительский совет многих музеев и страстно убеждён, что фотография должна быть более широко представлена, как одна из важнейших форм искусства нашего времени.

Элтон Джон,  всемирно известный музыкант, известен своим энтузиазмом в отношении фотографии. В 1989 году он продал свою обширную художественную коллекцию на Сотбис, сохранив лишь полотна Френсиса Бэкона и Патрика Проктера. Когда он отрезвел полгода спустя, он, по собственному признанию, заменил одну зависимость на другую – фотографию. Вскоре это стало его величайшей страстью помимо музыки. Сэр Элтон собрал непревзойдённую коллекцию – от абстракции Баухауза до документальной фотографии 1930-х, стрит-фотографии, и сюрреализма. На сегодня это одна из величайших в мире частных коллекций, намного большая, чем у галереи Тейт, где его собрание было показано в 2016 году на выставке «Радикальный Глаз» («The Radical Eye»).

Доротея Ланж, «Мать мигрантов». Нипомо, Калифорния, 1936

Широко известно, что один из домов Элтона Джона покрыт фотографиями от пола до потолка. Он сказал однажды: «Каждая из этих фотографий служит для меня источником вдохновения в жизни; они украшают стены моих домов и все они для меня драгоценны». В интервью он описывал, как спит в постели, над которой на потолке висит «Noire et Blanche» Ман Рэя. В 1993 году он побил рекорд аукциона, приобретя «стеклянные слёзы» этого автора за 112 000 фунтов. Учитывая, что «Скрипка Энгра» Ман Рэя была продана за 12,4 миллиона долларов в Мае 2022 года, остаётся лишь гадать, сколько стоили бы «Слёзы» сегодня.

Артур Уолтер – немецко-американский коллекционер, фокусирующийся на показе и публикации современной фотографии и видео-арта. Выпускник Гарвардской бизнес-школы, Уолтер был Генеральным партнером в Goldman Sachs до выхода на пенсию в 1994 году. Он начал собирать фотографию в конце 1990-х, а позже основал The Walther Collection, открытую для публики в собственном музейном кампусе в Ной-Ульме, в Германии, и  специализированном Project Space в Нью-Йорк Сити. Эта организация посвящена критическому пониманию исторической и современной фотографии. Её цель подчеркнуть социальную значимость медиа и расширить изучение его истории. Коллекция включает Африканский, Китайский, Японский и Европейский «блоки» модернистских и современных работ, собрания фотографии 19 века из Европы и Африки, а также народные изображения, полученные с помощью объектива, со всего земного шара. Образовательная программа коллекции дополняется публичными лекциями и показами, международными научными симпозиумами и серией каталогов и монографий, совместно опубликованных Steidl, получивших признание критиков.

Сэмюел Фоссо, «La femme américaine libérée des années 70» (Освобождённая американская женщина 1970-х»), из серии 'Tati', 1997

Говард Стейн был американским коллекционером и финансистом, особенно интересовавшимся винтажной фотографией. Его коллекция охватывает полную историю фотографии: от крупных произведений новаторов 19 столетия, таких как Уильям Генри Фокс Тальбот, Густав Ле Грей и Карлтон Уоткинс, до икон модернизма, таких как Эжен Атже, Ласло Мохой-Надь и Аймоджин Каннингем, и современных работ Идрис Хана и Чжан Хуаня. Его коллекция пошла с аукциона «Сотбис» (175 лотов, суммарно за 21,3 миллиона долларов), что было новым рекордом для фотоколлекции от одного собственника. Wall Street Journal писал, что этот нью-йоркский аукцион был особенно важен, так как он «определил силу художественной фотографии на рынке искусства, который часто вознаграждает современные произведения больше, чем старые». В 2017 году Philips предложил ещё 228 лотов из коллекции Стейна (эстимейт около 5,4 миллиона долларов), средства от продажи которых пошли на финансирование некоммерческой организации JGS («Радость давать что-то», Joy of Giving Something). Эта организация поддерживает искусство фотографии через обучение, детское образование и различные другие программы.

Ласло Мохой-Надь, «Без названия», около 1940

Сэр Дэвид Танг был Гонконгским бизнесменом, филантропом и светским львом, а одновременно ведущим коллекционером искусства. Он был покровителем искусств в Гонконге и в Лондоне, работал председателем Азиатско-тихоокеанского комитета по закупкам Тейт, попечителем Королевской Академии художеств, и одновременно колумнистом в Financial Times. Танг особенно интересовался чёрно-белой фотографией и портретами, в его коллекции было много известных фотографий медийных персон, таких, как Мерилин Монро, Пабло Пикассо и «Битлз». Он собирал работы самых влиятельных фотографов 20 века, включая Ричарда Аведона, Анри Картье-Брессона и Хельмута Ньютона. Его также привлекала китайская фотография, он собирал работы таких авторов, как Рен Ханг и Фан Хо. Коллекция Танга часто экспонировалась в музеях и галереях по всему миру, включая Гонконгский международный фотофестиваль и Национальную Портретную Галерею в Лондоне.

Рен Ханг, «Без названия», 2012

Оригинал на сайте SOL DIN
Перевод с английского Александра Курловича