“Obscuring #1,” 2015, Эмили Ловинг (Emily Loving), с выставки Houston Center for Photography’s 35th Juried Membership show, где работы Эмили удостоились приза жюри. Нет необходимости описывать, в какие рамки вставлять работы, при отправке портфолио, если только это не имеет принципиального значения для концепта, говорит Эшлин Дэвис. © EMILY LOVING

Показывать свои работы на конкурсах, как обычных, так и направленных на получение грантов, и на портфолио-ревю — один из эффективных способов продвинуть карьеру фотографа. Это — возможности показать свои работы кураторам, редакторам и издателям, и проникнуть в галереи, музеи и некоммерческие художественные организации, многие из которых не принимают претендентов «с улицы». Однако, сделать портфолио, которое может быть замеченным среди сотен других — это немалый вызов и непростая задача. Жюри очень редко смотрят на физические отпечатки, так что художникам приходится заботиться о том, чтобы представить свои работы в цифровой презентации. PDN поговорил с кураторами, чтобы выяснить, как художник может «зацепить» членов жюри своими работами, подавая их для выставки или иного проекта.


Обращайте внимание на то, с какой организацией вы имеете дело, и кто входит в жюри

Для художника очень важно понять цели и интересы организации, в которую он подаёт свои работы, и кто именно будет смотреть портфолио.

Эшлин Дэвис (Ashlyn Davis), директор Центра фотографии в Хьюстоне (HCP), говорит, что авторам, желающим подать туда свои работы, надо посмотреть историю выставок, представленную на сайте Центра. «Это нужно, чтобы понять, кто мы и как видим свою миссию, и какого плана работы мы предпочитаем показывать», — говорит Девис. «HCP показывает начинающих и художников среднего звена».

Отбирающий комитет для портфолио-ревю, организуемыми CENTER, представляет собой команду, включающую кураторов, редакторов и издателей, и представляющую «все грани индустрии», говорит директор Лаура Прессли (Laura Pressley). Иными словами, это весьма сложная группа. Работа, которую все участники комитета оценят высоко, «выходит за рамки персонального к универсальному», — говорит Прессли. Это означает, что она затрагивает темы, касающиеся самой широкой аудитории. «Это не значит, что работа, затрагивающая политику или экологию, лучше всего, — говорит она. «Но... работа, чтобы быть признанной лучшей, должна быть актуальной и своевременной, так же, как быть совершенной технически и узнаваемой художественно».

Знайте, что сделано другими

Слишком часто, художники предлагают работы, которые «ходят по тем же дорожкам» и «рассказывают те же истории», — говорит Прессли. Причина в том, что они не знают о предшествовавших сходных работах. Выдающиеся проекты рассказывают историю «новым, образным путём».

На Открытой выставке для двух авторов в Центре фотоискусства в Филадельфии (Philadelphia Photo Arts Center) были представлены работы Хрвое Словенча. Хороший стейтмент (сопроводительный текст) помог его работам обратить на себя внимание при отборе, говорит Сара Стольфа из PPAC. «Из этого текста становилось понятно, почему именно эти работы объединены в серию», – говорит она. PHOTO BY DYLAN SAFRANEK FOR PPAC

Члены жюри нередко видят работу и «сразу же отбрасывают её», — говорит Прессли, — потому что они уже видели похожие вещи. Например, работы о семейных потерях, гибнущих малых городах, картинок с пустыми парковками множество, они сразу покажутся судьям знакомыми. Прессли советует художникам посылать работы «более рискованные», с «новым подходом» или в «новой эстетике».

Фотограф из Южной Африки Джонни Миллер (Johnny Miller), например, недавно выиграл награду CENTER’s Project Launch Award с фотографиями, снятыми с дрона. Эти фото показывают неравенство, через взгляд сверху на окрестности. «Неравенство — не новая тема. Однако, этот подход, с использованием дронов, очень созвучен нашей эпохе», — говорит Прессли.

Думайте о формате выставки

Художники, посылающие подборки своих работ на открытые выставки, должны обращать внимание на формат экспозиции и соответствующим образом организовывать отправляемые работы. Например, Philadelphia Photo Arts Center (PPAC) организует персональные выставки. Соответственно, они ищут цельные, законченные высказывания.

Читайте инструкцию

Это может показаться банальным и очевидным, но мы повторяем это снова, потому что «гораздо чаще, чем вы можете подумать», художники не читают инструкцию прежде, чем выслать работы, говорит Даррен Чин (Darren Ching) из Klompching Gallery. Дэвис из HCP соглашается с ним: «Множество людей сами убивают свои портфолио — это как отправить резюме не туда».

“Kya Sands/Bloubosrand,” из серии Фжно-Африканского фотографа Джонни Миллера “Unequal Scenes” («Сцены неравенства»), недавно выигравшей награду CENTER’s Project Launch Award. © Johnny Miller/Millefoto

Помните о времени

Работы, отражающие дух времени, имеют больше шансов привлечь внимание жюри, и это определяет очень многое в плане интереса людей к проекту. «Если ваша работа соответствует трендам, самое время посылать её на конкурсы и гранты», — говорит Прессли.

Правильно представляйте работу

Именно художник отвечает за то, чтобы его цифровое портфолио правильно передавало работы в их физическом виде. Арт-директор PPAC Сара Стольфа (Sarah Stolfa) говорит, что случайный выбор работ на открытую выставку по цифровому портфолио нередко «выглядит неверным», когда физические отпечатки прибывают в галерею, «из-за того, как это отпечатано, на чём, как оформлено. Очень важно знать физический размер отпечатка и как всё это в итоге выглядит».

CENTER считает, что художник должен прилагать фотографию, которая давала бы представление о том, как выглядит окончательный вариант работы, «например съёмку инсталляции, или деталь действительно большой панорамы, чтобы было видно качество работы», — говорит Прессли. Это особенно важно, если полученный окончательный вариант работы нестандартен и отличается от обычного отпечатка в рамке.

Если вы никогда не выставляли свою работу, имеет смысл «представить макет того, как она должна выглядеть в экспозиции, особенно это касается скульптуры». Также надо использовать artist statement, чтобы описать форму работы, добавляет Девис, или описать «опыт встречи с работой». Нет смысла обсуждать рамки и материалы, если они не входят в концепт работы. «Важно, чтобы вы снизошли до объяснения не только всех выборов, которые вы сделали, но и причин, по которым эти выборы именно такие», — говорит Дэвис. «И это поможет жюри понять, что работа напечатана на ткани не только потому, что это красиво, но и потому, что форма печати — часть содержания работы».

“Lamb’s Ear and Vines,” 2016,  Кимберли Уитэм. Klompching Gallery приметила этого автора на одной из своих открытых выставок для малоизвестных фотографов, а теперь представляет её. © Kimberly Witham/Courtesy of Klompching Gallery
“Lamb’s Ear and Vines,” 2016, Кимберли Уитэм. Klompching Gallery приметила этого автора на одной из своих открытых выставок для малоизвестных фотографов, а теперь представляет её. © Kimberly Witham/Courtesy of Klompching Gallery

Обращайте внимание на последовательность

Если сайт принимающей портфолио организации позволяет контролировать порядок изображений, именно соблюдение их правильной последовательности может стать ключом к тому, чтобы быть замеченным. Стольфа говорит, что член жюри всегда обратит внимание на хорошую последовательность. «Ощущается цельность работы, правильно? Это поможет понять мысль художника. Они знают, что делают».

Девис соглашается. «Если вы работаете одновременно над книгой и над выставкой, подумайте о том, чтобы порядок в подборке совпадал с книжным. Пусть порядок определяется или историей, или формальными признаками, или концептом... Во всяком случае, вы устанавливаете ритм и направление».

«Важно быть уверенным в опытности того, кто будет смотреть подборку».

Чин считает, что последовательность — всё же не самое важное для открытых выставок или конкурсов. Многие сайты не позволяют управлять порядком изображений, отмечает он, так что «надо сосредоточиться на выборе именно тех изображений, которые лучше всего передают тему и направление проекта».

Artist Statements (Заявление Художника): быть кратким и ясным

Писать заявление художника трудно, но оно может реально помочь, а может и просто разрушить ваше портфолио.

На Открытой выставке для двух авторов в Центре фотоискусства в Филадельфии (Philadelphia Photo Arts Center) были представлены работы Хрвое Словенча. Хороший стейтмент (сопроводительный текст) помог его работам обратить на себя внимание при отборе, говорит Сара Стольфа из PPAC. «Из этого текста становилось понятно, почему именно эти работы объединены в серию», – говорит она. PHOTO BY DYLAN SAFRANEK FOR PPAC

На последней открытой выставке PPAC были работы Ханны Прайс (Hannah Price) и Хрвое Словенча (Hrvoje Slovenc). Оба они подали «хорошо написанные стейтменты, передававшие нюансы их работы», — говорит Стольфа. В случае Словенча, его стейтмент помог ей увидеть связь между картинками, сильно отличавшимися по стилистике. «Благодаря его пояснениям стало ясно, почему фотографии собраны вместе», — вспоминает она.

Стейтмент должен быть коротким, просто потому, что члены жюри просматривают сотни подборок, и у них нет ни желания, ни сил читать «многобуквенные» простыни. «Короче — всегда лучше, потому что жюри ищет ясные концепты», — отмечает Прессли.

«Сопроводительный текст должен быть коротким», — соглашается Чин, полагающий, что 200-300 слов обычно достаточно. «Плохо написанный текст может повредить вашей подборке больше, чем полное его отсутствие», — добавляет он. «Меня больше привлекает, когда текст даёт ясную информацию о фотографиях, на которые я смотрю. Стейтмент полезен, чтобы разобраться в концептуальных корнях проекта, и разобраться, какой уровень вовлечённости и понимания демонстрирует художник».

Распространённая ошибка, которую делают художники — включение в текст вещей, не имеющих прямого отношения к работам. «Если вы просто добавили концептуальный текст к фотографиям, которые совершенно не об этом, для меня это провал», — говорит Дэвис.

Доводите до конца

Продолжение контакта с членами жюри после того, как вы отправили работы на выставку, конкурс или другое мероприятие, всегда хорошая идея. Ханна Фризер (Hannah Frieser), исполнительный директор Центра фотографии в Вудстоке (Center for Photography at Woodstock), советует художникам отправлять членам жюри короткие письма, даже если ваши работы не отобраны для выставки или конкурса. «Если ваши работы попали в отбор, то примерно так: „Спасибо за выбор моей коллекции... Если вас заинтересует эта серия в более развёрнутом виде, вот мой вебсайт“. А если не попали, то так: „Спасибо, что уделили время на просмотр моего портфолио“». Дальше, в любом случае, вам нужна чёткая стратегия. Ожидать, что куратор сразу вступит с вами в переписку, трудно, и если вы просто будете ждать ответа, он может не прийти никогда. Если у вас есть продуманная стратегия, вы можете сказать себе: «ОК, это было моё первое благодарственное письмо. Месяца примерно через три, я отправлю что-то ещё» (конечно, если у вас есть разрешение продолжать писать этому человеку).

Серия“Yokeros” Хайме Пермута (Jaime Permuth), вывешенная в Центре фотографии в Вудстоке. Исполнительный директор Ханна Фризер рекомендует разработать стратегию поддержания контакта с членами жюри и кураторами, вне зависимости от того, отметили они ваши работы или нет. «Если вы просто ждёте ответа, он может не прийти никогда», – говорит она. © MICHAEL YALAMAS

Связь через социальные сети также может помочь художнику поддержать контакт с экспертом, который просматривал ваше портфолио. После недавнего портфолио-ревю, по словам Фризер, только трое из участников попытались связаться с ней на Фейсбуке. Даже если бы она не работала с фотографами в CPW, «было бы абсолютно логично и нормально (для автора) задать вопрос: „Нет ли у вас каких-то соображений, куда я могу предложить эти свои работы?“ Если они мне нравятся, я с удовольствием взяла бы на себя труд представить автора в нужном месте».

Оригинал на сайте PDN Online
Перевод с английского Александра Курловича

Партнерская ссылка – Как фотографу создать сайт-портфолио?