От редакции: предлагаемая вашему вниманию статья впервые была опубликована в журнале «Камера Обскура» более 10 лет назад.

ИСКУССТВО ИЛИ..?

Коммерческая фотография вторглась в мир журналистики и рекламы. Рынок фотографии, однако, до сих пор не ассоциируется с рынком искусства. Между тем сама фотография была изобретена и изначально развивалась именно в среде художников, искавших новые способ отображения реалий — персонажей, архитектуры, интерьеров, натюрмортов. Первые дагеротипы воспринимались как дешевые заменители живописных портретов, а также как иллюстрации различных изданий. И хотя снимки становились все более художественными, долгое время никто, кроме самих авторов, новый вид творчества как искусство не воспринимал. В 20-е годы с развитием репортажной техники съемки на первый план выходит документальная фотография, окончательно утратившая связи с художественной традицией и миром искусства. Она стала вещью в себе. Фотографы «выпали» из художественного рынка, а их работы игнорировались собирателями художественных ценностей. Специализированная галерея появилась лишь в Америке , где дискуссии о реализме в фотографии и тысячи новых фоторабот периодически привлекали внимание авторов и публики. Речь идет о «Маленькой галерее», открытой в 1905 году Альфредом Стиглицем и Эдвардом Стейхеном. Нью-Йорк, Пятая авеню, 291 — этот адрес вошел в историю фотографии.

Разделение между искусством и фотографией оказалось надуманным. Убедительное подтверждение взаимосвязей фотографии и живописи — коллажи и фотограммы. Однако споры о том, является ли фотографияискусством, не утихают до сих пор. Недавний пример — дело всемирноизвестного галерейщика Киккена (1996). По решению суда города Кёльна фотографии не относятся к произведениям искусства, и, следовательно,с них должен взиматься 15-процентный налог, а не 7-процентный, установленный для художественных работ. Так еще раз был создан серьезный прецедент, поставивший авторов, галеристов и коллекционеров, работающих с фотографией как с предметом искусства, в крайне невыгодное положение.

Неудивительно, что в Европе почти нет галерей, работающих одновременно с фотографией и с живописью. Даже крупнейшие аукционные фирмы — Сотби, Кристи, Лемпертц — проводят различные сессии для фотографии и для живописи, графики, скульптуры. Лишь некоторые собиратели искусства включают фотоработы в свои коллекции. Серьезные отделы фотографии есть, пожалуй, лишь в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в кёльнском Людвиг-Музее. Большинство же фотокол-лекционеров, в свою очередь, не занимается живописью.

МУЗЕИ И ФОТОКОЛЛЕКЦИИ Почти всем музеям и архивам необходимы тысячи фотографий для банков изображений или фотобиблиотек. Однако эти фотографии никогда не рассматриваются частью коллекции. Грань между обычными, историческими, документальными, фотографиями и снимками, имеющими художественную ценность, нередко проводится произвольно. Одной из первых культурных организаций в мире, попытавшейся сломать сложившийся порядок вещей, стала Национальная библиотека Франции в Париже. За эту работу взялся Жан-Клод Лемани, назначенный в 1968 году на должность главного хранителя отдела фотоколлекций.

Библиотека обладает огромным количеством фотографий, собранныхв oтделе графики. Закон, принятый еще Людовиком Четырнадцатым, установил, что любое произведение, обладающее культурной ценностью и пригодное к копированию, должно быть обязательно представлено в библиотеке. Этот порядок распространяется не только на книги, плакаты, афишии графические работы, но и на фотографии. Главнейшей целью Лемани была каталогизация всего, что скопилось за многие десятилетия, чтобы выбрать лучшее для постоянной фотоэкспозиции, а также обеспечить сохранность этого собрания. Требовалось представить широкой публике фотографии как произведения искусства, а фотографов — как художников и творцов.

Лемани начал формировать коллекцию в 1968 году. Сегодня она состоит из 80 000 избранных фоторабот, а к 1998 году должна разрастись до ста тысяч. Главная задача — отобрать из миллионов фотографий те, которые стоит включить в коллекцию, а также решить -с кем из авторов сотрудничать.

Плюс выставки, издание каталогов, различные публикации. Коллекция открыта для публики. Новые фотографии до сих пор поступают в библиотеку бесплатно. Стоимость новых поступлений библиотеки достигает 5 миллионов французских франков в год. В то же время для помощи авторам расходными материалами Жан-Клод Лемани располагает бюджетными средствами в 400 000 франков. Этот пример иллюстрирует ситуацию, характерную для всех известных и вновь созданных фотоколлекций европейских музеев. Во-первых, скромный бюджет и огромное количество материала, из которого необходимо отбирать работы высшего качества в категории «креативной фотографии». Во-вторых, преобладание старых фотографий (до 1941 года).

Насколько я знаю, музеи сформировали свои фонды из архивных запасов и обеспечивают новые приобретения за счет финансовой помощи коллекционеров или меценатов. Кроме того, музеи стараются склонить авторов к безвозмездной передаче своих собственных работ. У известных публичных коллекций и собраний есть возможность выбора из гигантского количества предложений. Почему? Если фотограф не выставляется в престижных местах, его работы не имеют ценности на рынке. Даже получая в подарок фотографии относительно неизвестных авторов, музеи не торопятся их принимать.Это порочный круг для любого молодого фотохудожника и любой новой коллекции.

Так, нью-йоркский Музей современного искусства заинтересовался известной фотоколлекцией из Германии. Но выдвинул условие: музей получает материалы для экспозиции, а владелец компенсирует прирост стоимости его коллекции после экспонирования на такой элитной площадке. Вывод: если твоих работ нетв престижном музее, тебя нет на рынке.

В России ситуация иная. Быть в музейной коллекции престижно, но все известные мне коллекции закрыты для публики. Дажев Русском музее в Санкт-Петербурге новую коллекцию арт-фотографии не так просто увидеть. Архивы и музеи в России больше похожи на мавзолеи фотографий. Они никак не влияют на рынок. Связи с галереями только-только налаживаются, а Mинистерство культуры опасается даже намека на свое коммерческое участиев каком-либо проекте.

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И ГАЛЕРЕИ

Рынок фотографий создали коллекционеры, ибо они и есть постоянные покупатели этого товара. Покупая снимки — на первых порах у авторов, а затем все чаще у галерей, — коллекционеры способствовали тому, чтобы сложилась целая сеть необходимых посредников между фотографами и коллекционерами. Галереи хорошо знают друг друга, они совместно формируют рейтинг фоторабот и помогают коллекционерам каталогами и выставками, а также обеспечивают доступ к музейным собраниям. Это хорошая возможность для новой фотографии выйти на рынок и попасть в список поступлений. Без представления — поначалу в цепи галерей, а затем в частных коллекциях — ни у кого нет шансов попасть в закрытый и узкий круг мировых «игроков», которых от силы человек семьсот.

Коллекционеры занимаются всеми видами фотографии в зависимости от своих индивидуальных пристрастий и финансовых возможностей. Среди них можно выделить три основные группы. Первая — коллекционеры старой (до 1941 года) фотографиии коллекционеры работ именитых авторов. Вторая — коллекционеры различных видов фотографии (документальная, обнаженная натура, историческая и другие). Третья группа — собиратели творческой фотографии. Эта часть коллекционеров наиболее интересна для самих авторов, работы которых различаются сегодня не столько технологией (аналоговой или цифровой) или стилем (прямым или художественным), сколько авторской концепцией.

Таким образом, на фоторынке важнейшую роль играют художники, использующие в своих работах ту или иную технику или цифровое изображение, и авторы, которые идут от фотографии к концептуальным художественным работам или инсталляциям. Творческие аспекты возвышают произведения над массовым производством (мир прессы и телевидения) до вершин индивидуального созидания. С другой стороны — даже обычная фотография находит своих покупателей и вызывает интерес у посетителей выставок.

Лишь несколько фотогалерей приняты на известнейших художественных рынках Кёльна и Базеля. Они организуют выставки и выпускают каталоги для привлечения коллекционеров. Однако их главная роль -в поддержании реноме художников, с которыми галерея работает более или менее эксклюзивно, а также во владении портфолио коллекционных фоторабот — с целью продажи. Галереи также сохраняют документацию по персоналиям, поэтому можно запросить любую информацию об авторах и их работах. Никто не может позволить себе тратить время и деньги на поиск и посещение художников в различных странах. Через публичные выставки художник может заявить о себе и стать известным. Если же его работы не проходят через галереи,то интерес теряется из-за отсутствия информации об авторе. С помощью международных справочников легко найти галереи и узнать представляемых ими фотохудожников. Большая часть галерей расположена в нескольких главных мировых центрах фотографии. Это Нью-Йорк, Чикаго, Лондон, Париж, Кёльн, Гамбург, Вена, Цюрих. Фотохудожник, работ которого не найти в галереях этих городов, практически отсутствует на рынке.

РУССКИЙ РЫНОК

Как русскому художнику попасть на рынок? В России лишь несколько галерей занимаются фотографией, все они — в Москве. Это Гельман, АДС, Якут, XL и, не в последнюю очередь, Айдан.

Сегодня они предоставляют, пожалуй, единственную возможность прямого выхода на рынок. Хорошо знают интересующих их авторов, знают, как искать новых. Обычно конкурируя друг с другом в привлечении авторов, московские галереи в принципе стремятся работать на базе эксклюзивных соглашений, как это принято на Западе. Если художник не хочет работать по такому соглашению, он, скорее всего, рискует потерять шанс выставлятьсяв зарубежных галереях-партнерах, которым именно эта эксклюзивность и требуется. Никому не интересно предлагать коллекционерам «не свои» вещи. Названные галереи являются художественными и включают фотографиюв сферу своей деятельности. В этом смысле они значительно опережают западную практику.

Другая возможность — контакты с кураторами. Это свободные менеджеры или агенты, которые вольны включать или не включать работы в организуемые ими выставки. Они обеспечивают непрямой шанс выхода на рынок в том случае, если зарубежная галерея проявляет интерес к работам и изъявляет желание установить контакт через агента. Однако практически все агенты, которых я знаю в России, не поддерживают прямых и постоянных контактов с иностранными галереями. Они больше внимания уделяют авторам вместо того, чтобы бегать за покупателями. У рынка же один закон: найди покупателя, а потом договаривайся с продавцом.

Впрочем, художник может и самостоятельно установить контакт с галереей. Но постоянная связь с галереей должна быть организованаи оплачена самим художником. Это потребует времени и денег на бесчисленные поездки.

Ни одна зарубежная галерея не в состоянии работать с несколькими российскими художниками за свой счет и по своей инициативе. Показательно, что сегодня на мировом рынке представлено лишь несколько российских фотографов.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ

Как и где коллекционеры ищут снимки? Старую русскую фотографию, чья ценность неоспорима, лучше всего покупать в зарубежных галереях — Кёльн, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, на крупных аукционах. Современную российскую фотографию следует искать в галереях или через свободных менеджеров — «галерейщиков без галереи» или непосредственно у авторов. Хотя в любом случае продуктивнее работатьс галереями. Сложнее с индивидуалами, поскольку они отнимают больше средств и сил.В будущем, наверное, сложится нормальная ситуация, когда галереи будут постоянно работать с авторами и помогать им. Сейчас же дело доходит до того, что подчас у художника не хватает денег даже на расходные материалы. Свободные менеджеры склонны завышать цены, в то время как галереи заинтересованы в коллекционерах и предоставляют необходимые консультации. Рынки типа Измайловского или встречис различными российскими «галерейщиками без галерей» предоставляют другую возможность сформировать коллекцию, а также получить информацию (чаще всего — общеизвестную) или добыть старые, уже выставлявшиеся работы.

Лучшие источники — зарубежные публикации и каталоги музеев, выставок, аукционови галерей. Например, Russische Photographie. 1840-1940 (вышло в 1993 году), Photomanifest. Contemporary Photography from USSR (1991), каталоги галереи Лахмана в Кёльне. В последнее время ценные публикации стали появлятьсяи в России: «Русская фотография середины ХIХ — начала ХХ века» (1996), монографии о корифеях русской фотографии А. Карелине (1991) и С. Лобовикове (1996), каталоги «Искусство современной фотографии. Россия, Украина, Беларусь» (1994), «Старая Москва в фотографиях» (1996) и другие. Что собирать в России? В первую очередь — книги, каталоги, фотожурналы. Эта литература становится все более «коллекционной». Недорогие сейчас, они почти наверняка вырастутв цене в будущем, превратившись в раритетные публикации, тираж которых редко превышает тысячу экземпляров. К тому же такие издания охватывают множество аспектов фотоискусства. Помните Сюзанн Сонтаг: имеешь дело с фотографией — имеешь дело со всем миром.

Коллекционировать следует и современную русскую концептуальную фотографию и видеоискусство. Здесь такие работы на 80 процентов дешевле, чем на Западе. Главное — это одна из немногих категорий художественных работв России, которая будет вызывать, уже сейчас вызывает живейший интерес во всем мире. Ходите по галереям, по фотовыставкам. Покупайте. Не встречал еще человека, который, имея деньги и купив пришедшиеся по душе книгу, альбом или авторский отпечаток, пожалел об этом.

Перевод с английского Константина Молчанова