Немного истории

Микростоки, или как их ещё называют, микропейментовые фотобанки — классическое дитя цифровой эпохи. История стоковой фотографии как таковой насчитывает почти век. Сначала это была продажа отпечатков, потом слайдов, затем — сканов, и наконец — исходно цифровых изображений. При этом изменялась и лицензия, согласно которой осуществляется продажа изображений, и цена отдельной продажи.

Сначала традиционный сток относился исключительно к области профессиональной фотографии — с высокими техническими требованиями «на входе», и высокими ценами. Возникновение микропеймента (микростока) прошло, в общем, незамеченным. Первый из микропейментовых фотобанков, Istockphoto, начинал в 2000 году с бесплатного распространения фотографий, затем перешел на то, что впоследствии и было названо «микропейментовым ценовым сектором». В первое время это, естественно, была «игрушка для любителей», которая не воспринималась всерьёз на традиционном стоковом рынке.

На самом деле, основой успеха микростока стало то, что он возник и рос практически одновременно с «сетевым» рынком изображений — для оформления сайтов, блогов и подобных низкобюджетных проектов. Надо признать, что традиционный стоковый рынок оказался не готов покрыть этот спрос, в первую очередь, не проявив достаточной гибкости в ценообразовании. Этот новый сектор рынка имеет несколько особенностей, также новых — сниженные (особенно поначалу) требования к качеству изображений, отдавая предпочтение простоте покупки и низкой цене. Особенно это касается персональных сайтов, блогов и сайтов небольших фирм. Таким образом, спрос и предложение параллельно с развитием Интернета росли вместе, и очень быстро.

Впоследствии микростоковый сектор развивался, и по мере прихода новых клиентов и увеличения базы изображений росли (и продолжают расти) требования к их качеству. Если в начале для работы с микростоком было достаточно компактной камеры, то сейчас нужна уже «зеркалка» приличного уровня и умение готовить изображения к загрузке — бороться с шумом и аберрациями, делать ретушь, править цвета.

Чуточку психологии

Итак, следует честно признать, что профессиональный фотографический рынок (и агентства, и фотографы) элементарно проморгал появление микростокового сектора, выросшего на основе так называемых «продвинутых любителей». Почему так произошло? Мнения могут быть разными, но я вижу причину в первую очередь в психологии.

Как выглядел появившийся микросток со стороны профессионалов? Некая любительская тусовка, торгующая непонятного качества «фотками» по демпинговым, даже бросовым ценам. Изначально не приходится спорить с этой оценкой — она была справедлива, но момент, когда микростоковый рынок стал чем-то бОльшим, был пропущен. И ключевую роль в этом сыграло то, что психологически очень трудно смириться со столь резким снижением цены на фотографию.

Со стороны любителей — в чем была привлекательность микростока для них? Деньги? Конечно, не в последнюю очередь. Но значимые деньги никогда не появляются сразу. Однако, есть и другие способы привлечь людской интерес, помимо денег, и главный из них — игра. В интерфейсе микростоковых сайтов часто присутствуют различные элементы фотосообществ — оценивание работ, комментарии, френдование…. Всё это забавно, но не более. Важнейшую же роль, на мой взгляд, подкреплённый чтением тематических форумов, играет открытая статистика — просмотры и скачивания фотографий, фиксируемые онлайн. Вас будут уверять, что главное назначение этой статистики — продемонстрировать «прозрачность» и честность микростокового бизнеса, и возможно, что так и было задумано изначально, но игровой момент, конечно, вышел на первый план.

Это помогло микростоку создать массовость, привлечь большое количество авторов, а дальше заработал обычный естественный отбор, и из массы развлекающихся фотолюбителий выросли блестящие профессионалы, которые прекрасно владеют техникой и весьма хорошо представляют, какие фотографии нужны клиентам. Эти люди и составили элиту микростоковой фотографии.

Вторым фактором, обеспечившим быстрый рост микростоковых коллекций, стала передача в руки авторов «текстовки» фотографий-то есть, их описания и подбора ключевых слов, используемых при поиске. Такой подход ускоряет и удешевляет процесс, хотя имеет и свою оборотную сторону — отсутствие единого стандарта текстовки в сочетании с неконтролируемым полётом авторской фантазии нередко создаёт в поиске путаницу, доходящую до курьёзов. Впрочем, за всё в мире надо платить…. Сейчас многие микростоковые агентства стараются привести в порядок ключевые слова — с переменным успехом. Наиболее жесткую линию на программном уровне выдерживает Istockphoto.

Status Quo

Итак, как же обстоит дело в настоящий момент? Сейчас мы присутствуем при переформировании рынка, вернее, при формировании единого пространства под названием «стоковая фотография», без резкого деления на традиционный и микростоковый сектора. Цены на этом рынке будут различаться по коллекциям, и будут конечно же ниже, чем они были в традиционном стоке. Границы, в которых они будут колебаться, покажет жизнь, я не возьмусь делать прогноз, но мне думается, что основной коридор будет примерно 2–200 $ за фотографию.

Можно ли заработать на стоке и как?

Это главный вопрос, который заботит многих фотографов. Ответ на него, возможно, не так оптимистичен, как был несколько лет назад, но и пессимизма в нём немного.

Прежде всего, надо произнести два обязательных слова — «ХАЛЯВА КОНЧИЛАСЬ». Времена, когда можно было заработать, не имея толковой техники и особого умения, ушли. Современный стоковый фотограф — это прежде всего уверенный профессионал, готовый к систематической работе, постоянно пополняющий своё портфолио. Технические требования к фотографиям сейчас довольно высоки, поэтому зеркальная камера с качественной оптикой для работы необходима. Весьма желателен и простой набор студийного света, импульсного или постоянного, столик для натюрмортов или «лайт-куб» для предметной съёмки.

Если с техникой у вас всё в порядке, в дело вступают два оставшихся компонента — СИСТЕМАТИЧНОСТЬ работы и её ОСОЗНАННОСТЬ.

Систематичность работы — это постоянное пополнение портфолио. В идеале, у вас должна быть недельная норма съёмки/выкладывания фотографий. Размер её может быть разным и зависит от автора, его работоспособности и степени занятости в этом бизнесе, но в любом случае это не должен быть вариант «неделю отдохну, потом наверстаю». Не наверстаете.

Осознанность работы, как мне кажется, нуждается в более развёрнутом описании. Прежде всего, она касается отношения к своим фотографиям. Многие фотографы, «выкормленные» разного рода фотосайтами, получают шок от обезличенной приёмки на микростоке и формулировки причин отказа типа «ваша фотография не соответствует желаемому нами уровню эстетического качества». Прежде всего, надо научиться воспринимать это спокойно и с юмором. Работая в микростоке, приходится смириться с тем, что ценность имеет только большое «раскрученное» портфолио, да и то довольно относительную, ценность же отдельной фотографии близка к нулю. Конкуренция среди фотографов на этом рынке очень серьёзна, и к этому надо быть готовым. Выходя на форум с истериками о «невменяемых редакторах» и «заговорах», вы просто выставляете себя в смешном свете, а в некоторых случаях (если это форум агентства) можете быть забанены и как фотограф.

Вторая сторона заключается в том, что клиенту нужна строго определённая фотография. Не «красивая» и не «ваша», «Петина» или чья-то ещё, а определённая, подходящая для его целей. И об этом вы должны помнить при съёмке. В идеале, стоковый автор, делая фотографию, держит в подсознании что-то вроде «эта фотография может быть использована в рекламе блаблабла» — такое умение приходит с опытом. Работа в стоке — это ремесло. Многие фотографии, имеющие успех на выставке, в галерее, на стоке успешны не будут, а зачастую и просто не пройдут приёмку. Сток — это умение снимать в определённом формате, как бы ни надоело вам это слово.

Ну и, конечно, клиенту, как и принимающему редактору, абсолютно неинтересно, какие трудности вы преодолевали при съёмке. Даже если вы висели вниз головой, зацепившись левой пяткой за край обрыва, это не оправдает «шевелёнку» на фотографии.

Прежде чем начинать работать со стоковыми агентствами, я очень советую заняться самообразованием по теме — почитать основные форумы, посмотреть сайты ведущих агентств и работы-бестселлеры на них. Надо чётко представлять, чем вам предстоит заниматься, и чётко осознавать свой уровень. В то же время, не нужно бояться — хорошая стоковая съёмка вполне достижима для любого грамотного фотографа, а уж если дело, что называется, «пойдёт», можно думать и о «фишках» и о прочих подобных вещах. Будьте уверены в себе, и выберите из стоковых тематик то, что вам ближе, то, что лучше у вас получается. Чем больше удовольствия вы получаете при съёмке, тем лучше будет результат, и это на самом деле работает.

Если всё вышесказанное вас не пугает и вы готовы попробовать свои силы — смело вперёд! Вероятнее всего, вам не удастся достичь миллионных доходов Юрия Аркурса (http://www.arcurs.com/), но заработать на вполне достойную жизнь сток позволяет.

В завершение приведу тематические форумы

http://www.microstock.ru/

http://zastavkin.com/

И ведущие агентства

международные

http://www.shutterstock.com/

http://www.istockphoto.com/

http://www.fotolia.com/

http://www.dreamstime.com/

и российские

http://lori.ru/

http://www.pressfoto.ru/

Это та самая печка, от которой можно начинать танцевать.