За последние три года Сибирь стала заметным регионом на фотографической карте событий России. Хотя крупнейший за Уралом смотр фотографии — новосибирский Фотосалон — прошел уже дважды, а журналу «Сибирский Успех. Фото» исполнилось 5 лет, всплеск фотографических событий в Западной Сибири и Красноярском крае вызван целой чередой обстоятельств.

Последовательная выставочная политика Новосибирского художественного музея (АРТ-Новосибирск, Биеннале Графики, персональные фотовыставки), галереи Le Vall и Красноярского Музейного Центра на Стрелке (Музейная Биеннале) проделала огромную работу по пропагандированию фотографии в регионе и осознанию ее в контексте современного искусства.

ФОТОГРАФИКА / Новосибирский художественный музей

Новосибирский государственный художественный музей
Новосибирский государственный художественный музей

Идея представить фотографию как актуальную форму современного графического искусства в ежегодной выставке «Фото-графика», впервые прошедшей в Новосибирском художественном музее ровно год назад, пришла в голову куратору Владимиру Назанскому: «В эпоху постмодернизма фотография стала одним из приоритетных видов изобразительного искусства. Причем не как фотография в чистом виде, а как некая форма визуальной философии, являющаяся продолжением уже сложившихся в ХХ веке художественных стилей. Художники обращаются к фотоаппарату и к компьютеру минимализируя, трасформируя, обобщая форму, соединяя разновременное и разнопространственное (фотоколлажи, фотограммы), в той или иной мере определяя меру „вторжения“ в собственно фотографию или целомудренно воздерживаясь от этого, находят знаки и образы традиционным путем.»

Большинство участников первой выставки — известные современные художники (живописцы, графики, скульпторы), для которых фотография- технический прием, несущий новые выразительные возможности, соразмерные ритму и стилю времени — Франциско Инфанте, Владимир Наседкин (Москва), Андрей Чежин (С-Петербург), Михаил Сергеев, Евгений Иванов (Новосибирск).

Очередная «Фото-графика» открылась в Новосибирском художественном музее 18 апреля.
Художники обращаются к фотографии, минимализируя, трансформируя и обобщая форму, соединяя подчас разновременное и разнопространственное, совмещая традиционную технику и компьютерную обработку, но сохраняя при этом свою образную систему, стилистику, внутреннюю идентичность. Всегда узнаваемы знаковые работы Святослава Пономарева, Андрея Тегина, узнаваема в любых проявлениях своего творчества (скульптура, графика, фото) Валентина Апухтина.

Другая группа авторов — фотографы, входящие в пространство современного искусства и выступающие в данном контексте как художники. Это москвичи — Владимир Клавихо, Лиза Фактор, Валерий Эс, Сергей Обросов, новосибирцы — Евгений Иванов, Андрей Баулин, Михаил Сергеев, Эдуард Левен, уфимец — Николай Марочкин. Санкт-Петербург представлен монохромными работами Натальи Цехомской и Владимира Якобчука.

Доминирующей темой, проходящей через все залы экспозиции, стала тема созерцания времени, жизни, смерти, пустоты пространства. Руины древнего затерянного в монгольских степях Хар-Балгаса в «широкоформатных» работах Андрея Тегина, обломки малоазийской архаической керамики, греческих колонн, ранневизантийских христианских саркофагов, точно увиденных Иваном Порто, тексты тибетской «Книги мертвых» на кувшинообразной спине бритоголовой на буддийский манер модели Святослава Пономарева, данной спиной к зрителю и «Лицом к бесконечности», высохшие степные травы и отпечатки шин на земле Айрата Терегулова и Рината Миннебаева, любовная переписка на французских открытках начала прошлого века, ставшая материалом для работ Анны Тагути, старинные монеты на дорогах Валерия Эс, «Поиски образа» Владимира Филиппова, «Исход» Владимира Калашникова — все это выстраивается в одну тему — тему ощущения времени.
Динамическое начало в экспозицию вносит серия портретов в стиле К.Малевича Александры Митлянской, представляющая собой проекции супрематических композиций на модель, их взаимодействие, взаимопроникновение, фотокомпозиции Владимира Опара, а также работы Михаила Сергеева и Максима Нероды.

5-я Красноярская музейная биеннале «Искусство памяти»
(4—8 сентября 2003 года) / Красноярский Музейный центр

Красноярский Музейный центр — удивительно современный организм, всерьез выполняющий задачу «обеспечения общества импульсом исторического творчества».

Проект V биеннале посвящен осмыслению ключевой проблемы в процессе творческого понимания прошлого — воображению и представлению события. В размышлении над памятью возникает вопрос соотношения события и истории. «Вымысел истории» — эта многозначная тема предлагает участникам биеннале высказаться на языке экспозиции как об интриге историографии — письма истории, специфического «документального рассказа», так и о переплетении фантазийных и реальных моментов проживания времени, образующих вымышленную родину в художественном произведении.

Для понимания предмета актуального искусства памяти представляют повышенный интерес пункты пересечения документированных и вымышленных историй как точки опоры для оформления непосредственного чувства времени, соотнесения продуктивного воображения с реальностью. История стремится говорить о том, что было, а поэзия — о том, что могло бы быть.

Идеальная тема для фотографического проекта. Неудивительно, что в программе биеннале уже заявлено несколько фотовыставок — в т.ч. «Воображаемый город» (масштабные фотополотна на фасаде здания Музея). Конкурс проектов на участие в биеннале завершается 15 мая.

Как показал опыт проведения предыдущих Музейных Биеннале, в городе есть интерес и желание реализовывать интересные фотопроекты, которые незаслуженно остаются на заднем плане культурной жизни города. В 2002 г. в помещении Музея открылась Фотогалерея. Организаторы рассчитывали, что с открытием фотогалереи ситуация изменится и даст новое направление в развитии фотоискусства края.

И не ошиблись — с тех пор в галерее прошло больше 20 выставок, а программа расписана на год вперед.

ФОТОРЕСУРС / Сибирская фотосеть

На базе одноразовых проектов (таких как турне выставки «Восток Магнума» и сопровождавших его мастер-классов в 2000 г. и Саяно-Алтайской фотоэкспедиции «Люди на границах» в 2002 г.) и сотрудничества между московскими и новосибирскими организациями (Photographer.Ru, Фондом «Объективная реальность», Фондом им. Кондратюка, фондом Фототекст и Агентством «Открытая Сибирь») был придуман и запущен зимой 2003 года проект ФОТОРЕСУРС/Сибирская фотосеть.

Это пилотная попытка средствами регионального центра снабдить профессиональных фотографов актуальной информацией в форме выставок, лекций и слайд-программ, оказать правовую и материально-техническую поддержку.

ФОТОРЕСУРС становится постоянным генератором событий на территории Сибири. Из заметных событий упомянем Енисейскую фотоэкспедицию «Навстречу Нансену» (состоится летом 2003) и конкурсы для сибирских фотографов, в том числе грантовые. Результатом одного из конкурсов (спецкатегории в Пресс Фото России) станет выставка «Современная фотография Сибири», которую покажут на фестивале ИнтерФото в октябре. У ФОТОРЕСУРСА и Красноярского Музейного центра обширная выставочная программа, состоящая как из сибирских, так и привозных выставок ( «Одиннадцать: Судьба ВТЦ», «Современная венгерская документальная фотография», «Пресс Фото России», персональные выставки Евгения Мохорева, Хайди Брэднер и др.)