Наверх
Loading
| Вести с полей

Русские идут

Заметки и истории о мировых и российских рынках – 5
Надежда Кузнецова «Наше все»
Надежда Кузнецова «Наше все»
Евгений Мохорев «Смутный возраст. Подростки Санкт-Петербурга»
Евгений Мохорев «Смутный возраст. Подростки Санкт-Петербурга»
Алексей Титаренко «Гаванские эскизы»
Алексей Титаренко «Гаванские эскизы»
Aндрей Чежин «Невская купель»
Aндрей Чежин «Невская купель»
Григорий Майофис «Карты Таро и кое-что еще»
Григорий Майофис «Карты Таро и кое-что еще»
Владимир Куприянов. Из проекта ОПИСИ
Владимир Куприянов. Из проекта ОПИСИ
Анастасия Хорошилова «Люди как люди. Ирина Гордеева и Александр Ляпин»
Анастасия Хорошилова «Люди как люди. Ирина Гордеева и Александр Ляпин»
Франциско Инфанте, Нонна Горюнова «Снежный меридиан»
Франциско Инфанте, Нонна Горюнова «Снежный меридиан»
Константин Худяков «Слепень. Овод Войнич»
Константин Худяков «Слепень. Овод Войнич»
1 из 9
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

Если говорить о ценах на современную российскую арт-фотографию в мире, то условно можно выделить два поколения и два уровня цен: те, кто вошел в мировой арт-рынок в годы русского бума, и те, кто появился на нем за последнюю пятилетку.

С авторами «первой волны» стабильно работают представители сообщества арт-дилеров фотографии. Цены растут, медленно. У художников стабильная репутация, произведения находятся в музейных собраниях, есть публикации в авторитетных изданиях (включая справочники) по фотографии ХХ века. Но в этих публикациях не делается акцент на русское происхождение авторов, они воспринимаются как отдельные самодостаточные авторские единицы. Среди них много представителей петербургской школы арт-фотографии, в том числе Алексей Титаренко, Андрей Чежин, Евгений Мохорев, в последние годы к ним присоединились Надежда Кузнецова, Григорий Майофис. Это далеко не полный список имен. В развитие авторов «первой волны» вкладывали средства только их дилеры, поэтому рост цен от 1 000 до 10 000 долларов за десять лет рассматривается как явный успех. Эти цены подтверждены открытыми продажами (аукционы), декларациями галерей.

Авторы из Москвы — представители «первой волны» на мировом рынке — чаще связаны с галереями современного искусства. Одна из причин заключается в том, что петербургских фотографов дилеры находили по публикациям и выставкам российской фотографии за рубежом. Но среди тех, кто сотрудничает с галереями фотографии, есть московские авторы, назову лишь несколько имен: Ольга Чернышова, Владимир Куприянов, Анастасия Хорошилова.

В начале 2000-х на мировую арт-сцену вышли новые российские художники, работающие с фотографией. Некоторые из них были участниками бума 1990-х, но тогда не закрепились в международной галерейной обойме. Теперь их широко промоутируют галереи современного искусства из России, их представление поддержано российскими деньгами и PR-компанией. На волне масштабного национального представления они вводятся в контекст мирового арт-рынка не столько как индивидуальности, но представители «современного русского искусства». Первоначально вложенные средства обозначаются ценой, начинающейся от 10 000 долларов.

Из российских художников старшего поколения, работающих с фотографией, такую цену можно признать достоверной для Франциско Инфанте, Константина Худякова. Молодое нефтяное поколение стартует с этой планки. Заметим, речь идет о работе с фотографией на территории современного искусства.

Предаукционная выставка современного русского искусства Sotheby's (2008) в Москве еще раз подтвердила очерченную тенденцию. В коллекции, помимо произведений известных художников, работающих с фотографией, есть вещи, еще не ставшие предметом музейного собирательства, но нет имен современных российских арт-фотографов, чье творчество знают музейные кураторы и эксперты рынка арт-фотографии.

P.S. Существующее с первых лет разделение рынка арт-фотографии и рынка современного искусства, работающего с фотографией во всех ее формах, до сих пор остается неизменным. Искусство фотографии и искусство, работающее с фотографией, становятся частью единого современного художественного процесса только внутри коллекций и на некоммерческих выставочных площадках, например, на фестивалях. В пространстве рынка искусств их сближение, в том числе в области цен, сменяется безусловным рывком вперед рынка современного искусства. В отличие от него, арт-рынок фотографии жестче структурирован и тем надежнее защищен от рисков, например, от риска для национальной школы фотографии выпасть из мировой истории: она пишется параллельно с развитием рынка и не так подвержена мнению зрителя, даже самого состоятельного.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 4 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов