Месяц фотографии в Братиславе — старейший фотографический фестиваль Восточной и Центральной Европы. Ему 12 лет. Не было еще года, чтобы в ноябре в Словакию не приехали фотографы, кураторы, историки фотографии, критики, музейщики и галеристы со всего света. Они приезжают общаться друг с другом, привозят выставки, участвуют в конференции. Уже восемь лет в рамках фестиваля проходит просмотр портфолио молодых авторов со всего мира. В просмотрах принимают участие от десяти до двадцати известных кураторов, педагогов по фотографии и редакторов фотографических изданий. Они ищут таланты, присматривают авторов для своей «конюшни» — тех, с кем бдут непосрдетсвенно работать, кого будут публиковать и продвигать. Также рецензенты рекомендуют одного — лучшего — для показа его выставки в рамках следующего фестиваля. Выставку победителя портфолио всегда ждут, и не только ровесники-болельщики, но и специалисты: от нее зависит многое — войдет ли автор в избранный круг «молодых надежд» европейской фотографии, или нет.

Словацкий месяц фотографии представляет выставки со всего света, работает с авторами из Америки, Европы, Африки и Азии, но отличие фестиваля в Братиславе от сорока с лишним фестивалей фотографии, существующих более чем в двадцати странах мира, в том, что Братислава — географический центр Европы, стала местом встречи фотографической культуры стран Восточной и Центральной Европы, включая Россию, Украину, Белоруссию и страны Балтии, и фотографической культуры западного мира. Это разделение на восток и запад было чрезвычайно явственным в первые годы работы фестиваля: фотографию «с востока» не знали и не хотели принимать ни в галерейных, ни в музейных пространствах западного мира, лишь единичные имена фотографов из Чехии и Польши были известны международным кураторам. Теперь работать с Восточной Европой, представлять ее фотографию стало естественно. Уже никого не удивляют ни ретроспективы польской и словацкой фотографии в Германии и Франции, ни тематические выставки чешского авангарда и обнаженной натуры в Америке, ни персональные экспозиции болгарских и венгерских фотографов по всему миру. Изменился контекст мировой фотографической культуры, и фестиваль фотографии в Братиславе способствовал тому. Например, чтобы посмотреть, что из себя представляет Сергей Лобовиков или Александр Гринберг в 1997, 1998 годах, когда эти российские имена еще не были так широко известны, на братиславские выставки приезжали кураторы и истории не только Западной Европы, но и из США.

Естественно, что интересные фестивальные программы готовятся словацкой стороной совместно с зарубежными партнерами. Среди них польский институт, в этом году представлявший портретиста Кристофа Гералтовского, болгарский центр (в 2001 году показ Миссиркова и Богданова, авторов поколения Next, известных по всей Европе, в 2002 году — выставка фотографии режиссера Эмиля Кристова), Посольство Израэля (в 2002 — ретроспектива одного из самых известных авторов из Иерусалима Боаза Таля). Французский, бельгийский, немецкий культурные институты, посольства США и Великобритании ежегодно приглашают в Словакию своих фотографов. Это создает тот контекст, в котором словацкая и чешская фотография выглядят уникальным, и, одновременно, естественным продолжением мировых фотографических тенденций. В 2002 в Братиславе были показаны выставки «Фотография Словакии и Чехии 1990-2000», жемчужины документальной фотографии чеха Карела Зудлина, конструктивисткие опусы Ладислава Фолтына (словацкого архитектора, ученика Венской архитектурной школы и Баухауза) и фотографии последних лет Тоно Стано. Последний был известен еще в 1980-е годы. Тогда этого словака, живущего в Праге сравнивали со Сьефом и Кляйном — столь шокирующе хороши были модели на его фотографиях, столь формально вычурны, барочны были композиции. Все эти выставки, разнообразные и несхожие, проявили глубинную связь фотографии чешской и словацкой школ и французской школы, связь конструктивизма 1930-х на Востоке Европы и в немецком Баухаузе. Братислава стала и постоянной площадкой для представления греческой фотографии за рубежом. Фотографический расцвет в Греции начала 1990-х, возможно, не был бы так поименно известен, если бы не монографические выставки греческих авторов в рамках словацкого фестиваля, сопровождающегося каталогом, отзывами в международной фотографической прессе. На фестивале 2002 года была показана выставка «Афон» Костаса Аргириса; греческий фотограф и куратор Костас Ордолис собрал международный проект «Театр как жизнь, жизнь как театр», посвященный театральной фотографии Венгрии, Чехии, Словакии и Греции.

Выставочная программа фестиваля выстраивается вокруг двух основных событий, одной экспозиции современного автора (или школы) и одной исторической выставки. На протяжении последних шести лет российские экспозиции в Братиславе, подготовленные Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО, становились центральными то в современном, то в историческом разделах. Так, в 1999 главной выставкой программы была ретроспектива Александра Родченко, в 2000 — нашего современника петербуржца Андрея Чежина. В 2002 основными выставками фестиваля были огромная экспозиция Анри Картье-Брессона, представленная агенством Магнум (Франция) и «Русская пикториальная фотография. 1890-1940», которую РОСИЗО привез в Словацкую Национальную галерею после успешного показа в Хьюстоне, в рамках фестиваля FotoFest в марте того же года.

Из России также были представлены персональная выставка Наты Пирцхлава «Направленное проникновение» и проект Святослава Пономарева, подготовленные РОСИЗО; проект группы АЕС «7+7» от Московского дома фотографии.

Отличием фестиваля 2002 стало распространение выставок далеко за пределы и Братиславы — по провинциальным музеям Словакии — и за пределами республики — в центрах фотографии и в представительствах Словакии в Австрии и Германии.

В этом году фестиваль в Братиславе сопровождался конкурсом Лучшая фотографическая книга стран Центральной и Восточной Европы 2001-2002 годов. Это уже второй конкурс, проводимый организаторами фестиваля по трем номинациям: книга арт-фотографа, издание по истории фотографии и издание по современной фотографии. Лучшей книгой арт-фотографа 2001-2002 годов была признана работа Imperfection Владимира Клавихо-Телепнева.