Наверх
Loading
| Кухня

О мифах и ценах

Заметки и истории о мировых и российских рынках – 4
<p>Alfred Stieglitz — Interior view of the Little Galleries of the Photo Secession.<br />Published in Camera Work, No 14, 1906</p>

Alfred Stieglitz — Interior view of the Little Galleries of the Photo Secession.
Published in Camera Work, No 14, 1906

<p>Ivanos and Bugatti, 1931 (66PO)<br />
Edward Weston negative, Cole Weston print<br />
www.edward-weston.com</p>

Ivanos and Bugatti, 1931 (66PO)
Edward Weston negative, Cole Weston print
www.edward-weston.com

<p>Charis, Lake Ediza, 1937, Photograph by Edward Weston</p>

Charis, Lake Ediza, 1937, Photograph by Edward Weston

<p>Андреас Гурски<br />
«Фондовая биржа в Кувейте» <br />
2007. <nobr>C-Print</nobr> 295,1 × 222 x 6,2 см <br />
Copyright: Andreas Gursky / VG Bild-Kunst 2008 <br />
Courtesy: Monika Sprth / Philomene Magers, Cologne Munich London</p>

Андреас Гурски
«Фондовая биржа в Кувейте»
2007. C-Print 295,1 × 222 x 6,2 см 
Copyright: Andreas Gursky / VG Bild-Kunst 2008 
Courtesy: Monika Sprth / Philomene Magers, Cologne Munich London

<p>Андреас Гурски<br />
«Римини»<br />
2003. <nobr>C-Print</nobr>. 298 × 207 x 6,2 см <br />
Copyright: Andreas Gursky / VG Bild-Kunst 2008 <br />
Courtesy: Monika Sprth / Philomene Magers, Cologne Munich London</p>

Андреас Гурски
«Римини»
2003. C-Print. 298 × 207 x 6,2 см 
Copyright: Andreas Gursky / VG Bild-Kunst 2008 
Courtesy: Monika Sprth / Philomene Magers, Cologne Munich London

1 из 5
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

Миф о том, что зритель является важным участником системы функционирования искусства в обществе, разбивается о реальность фотографического рынка. Иначе мы должны наделить зрителя аналитическим методом восприятия искусства, подразумевая у него специальное образование в области истории фотографии и понимание закона фотографического изображения «означающее не есть означаемое». Благодаря немногим интеллектуалам, приходившим в галерею 291, она приобрела мировую известность. В России искусство рассматривания фотографии не развивалось долгое время. Поэтому рынка фотографии как интеллектуального искусства в нашей стране пока нет. Можно сколь угодно долго восхищаться красотой цветов в фотографическом натюрморте, но, не перешагнув через сюжет, не научившись формулировать смысл изображения сложнее, чем эмоциональное воздействие сюжета-формы, зритель не в состоянии понять функционирование современного рынка фотографии.

Это сдвоенный рынок. Рынок арт-фотографии, где ценность — винтаж, и рынок современного искусства, где инструмент создания изображения — фотография. Первый рынок по ценам очень долго отставал от темпов роста второго. Еще семь лет назад директор по фотографии Sotheby's Дениза Бетель (Denise Bethel) признавалась, что чувствует разочарование, когда успех ее аукциона определяется продажей Эдварда Вестона (Edward Weston) за пятьдесят тысяч, в то время как на аукционе современного искусства произведение Андреаса Гурски (Andreas Gursky) уходит за сотни тысяч долларов. С тех пор мировые цены на фотографию, точнее на топ-лоты и именитые коллекции, проданные целиком [1], выросли в десятки раз.

На территории современного искусства не может быть речи о соблюдении всех критериев представления фотографии, рекомендованных AIPAD. Особенности медиа представляются масштабно несоизмеримыми с огромным значением имени автора (мифа автора) и авторской новации. Почти в каждой европейской стране за последние четверть века были галереи современного искусства, которые начинали работать с русскими художниками, выражающими себя через фотографию. Медиа фотографии доступно, производство изображения относительно дешево, в случае утраты произведения оно восстановимо, транспортировка фотографии по актам, регулирующим действие российской таможни, не является транспортировкой произведений искусства. Количество русских авторов, возникших с фотографией единожды в европейских галереях за последние годы, исчисляется сотнями. Среди них есть имена, оставшиеся совершенно незамеченными на отечественном рынке. На международном рынке закрепились единицы. Проблема сходна с проблемами старой русской фотографии — отсутствие конвертируемого одновременно в России и за рубежом имени художника; иногда возникновение «уникальных» произведений в нескольких копиях; отсутствие открытой информации о ценах. И, до недавнего времени, техническая несостоятельность большого числа российских произведений современного искусства, выполненных в технике фотографии.

Бум русского искусства и русской фотографии на рубеже 1980—1990-х вынес на поверхность несколько десятков имен русских художников и фотографов, чьи произведения сразу же попали в крупнейшие мировые собрания. Интерес к русской культуре в те годы позволил иностранным частным коллекционерам и, что особенно важно для истории российского искусства ХХ века в будущем, институциям собрать коллекции, представляющие весь спектр направлений искусства и фотографии в России тех лет. Немногие из тех направлений получили поддержку в России благодаря галереям и прессе. Многочисленные эксперименты «других», как в свое время искусство нонконформистов, находится в зарубежных собраниях. Вопрос времени: как скоро возвратятся к отечественной истории искусства 1980—1990-х в России, и возникнет потребность выкупать в зарубежных собраниях знаковые произведения забытых на родине авторов.


[1] В отличие от других товаров, коллекция произведений искусства в совокупности стоит гораздо дороже, чем отдельные ее произведения по их рыночной стоимости — в цену коллекции входит стоимость авторства собравшего ее коллекционера, она становится новым произведением искусства.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 25 сентября 2016
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу