В разгар лета Испания довольно предсказуема, как ни кощунственно это звучит. Измученные жарой больше 40 градусов, испанцы исчезают с улиц в часы сиесты, а вечером с новыми силами отправляются по ресторанам поговорить о морских лодках, принцах-торреро и детях. Работать они не любят.. Но кое-что все-таки удивляет. 500, 000 человек успевают в эти жаркие дни посетить Международный фотофестиваль «ФотоИспания».

«ФотоИспания01», прошедшая в Мадриде с 13 июня по 15 июля за четыре года существования стала незаменимой площадкой для развития искусства фотографии в Испании, несмотря на то, что в Испании уже есть два крупных фотофестиваля: в Барселоне и на Тенерифе.

Тема четвертого фестиваля – «По Направлению С Юга»/Desde El Sur. 35 выставок в центральных музеях и частных галереях города на этот раз затрагивают только один пласт значений всеобъемлющей темы «Идентичность» (или Отождествление)/Identity, исследовать которую предложено на протяжении следующих трех фестивалей новым арт-директором фестиваля, Оливой Марией Рубио.

По словам г-жи Рубио, каждый год будет рассматриваться положение личности в мире с разных точек зрения – сегодня с точки зрения Пространства и Территории, в будущем году – через призму Пола. Тема следующего фестиваля – «Женское Множество»/Feminine Plural (множество осознаний женского начала, женский подход к разным проблемам) - ни в коем случае не должна ограничивать рамки фестиваля участием женщин-фотографов; женщина в данном случае – скорее модель для творчества.

«ФотоИспания01» поддержала необходимость переосмыслить такие понятия как «Север-Юг» или «Центр-Периферия». Определения эти все быстрее выходят из строя благодаря глобализации экономики и широкому распространению информационных сетей. В сегодняшнем мире углубляются взаимовлияния и взаимопроникновения культур, миграции бесповоротно изменяют карту мира.
Вот в таком контексте перераспределения ролей на Юге и на Севере фестиваль и решил рассмотреть «Идентичность» как нечто непостоянное, подвижное и множественное, оторвавшееся от территориальной зависимости. Погружаясь в новые определения «ФотоИспания» не могла не включить в диалог и «голос из провинции», то есть взгляд кураторов и фотографов с так называемой периферии – хотя сейчас уже сложно сказать, чей взгляд чище – столичный или провинциальный.

© Мигель Рио Бранко

**********

Критерии отбора выставочного материала на фестивальные площадки не учитывают разделения фотографии на жанры (трудно даже сказать, что на этом фестивале преобладает - художественная или документальная фотография). Самое главное – открыть как можно больше дверей для дальнейшего развития воображения в фотографии, а не рассуждать, что есть искусство, а что - документ.

Арт-директор предлагает тему, а затем ищет работы, наиболее полно и неортодоксально ее раскрывающие, в независимости от национальной принадлежности авторов. В этом ей помогают три приглашенных куратора: Алехандро Кастеллоте (прошлогоднее интервью с ним читайте здесь), Кристиан Кожоль (директор французского фотоагентства Vu), Пабло Ортис Монастерио. Все четверо выкладывают свои карты на стол и вместе решают, какие материалы пройдут на фестиваль.
Помимо этого, кураторам из других стран предлагается исследовать потенциал Темы на своем национальном материале. Существуют примеры географических территорий, где напряжение между Идентичностью и Территорией достигло предела… Так, в этом году, Маркос Лопес и Валерия Гонсалес сделали коллекцию современной аргентинской фотографии под названием «Юг Юга»/El Sur Del Sur.

Испанские фотографы не пользуются приоритетным правом участия в фотофестивале. Популяризация национальной фотографии Испании - задача La Fabrica, некоммерческой организации, действующей круглый год и являющейся учредителем фестиваля. Эта организация располагает галереей и магазином фотолитературы в центре Мадрида, где регулярно проходят выставки испанских и латиноамериканских фотографов, а также выпускает книги по фотографии на испанском и английском языках.
Технология производства выставок и обеспечения финансовой поддержки фестиваля такова: La Fabrica, команда фестиваля, ищет спонсорские средства на производство большинства выставок. Организаторы должны быть уверены, что каждая выставка имеет достаточно средств. В этом году La Fabrica произвела 5 выставок на собственные средства, и теперь намерена возить их по миру, чтобы окупить затраты. Все остальные экспозиции возвращаются их авторам или кураторам.

© Антон Корбин

В Испании существуют другие фотофестивали (два из них также являются членами Фестиваля Света) – самый крупный весенний в Барселоне, Primavera Fotografica a Catalunya, и Photonoviembre в Санта Крус, Тенерифе. Фестиваль в Мадриде, конечно, получает больший международный резонанс, но главное, по мнению Рубио, Мадрид нуждался в таком фестивале как «ФотоИспания», и стал важнейшим событием в Испании для фотосообщества и широкой публики. Искусство фотографии сильно выросло в цене, если можно так выразиться, – галереи показывают много фотовыставок вне зависимости от фестиваля. Такой музей как Reina Sofia (Музей современного искусства в Мадриде) теперь представляет современный взгляд на искусство фотографии, в отличие от первых лет фестиваля, когда он предоставлял под фотографию только выставочную площадь.
Кроме того, ”ФотоИспания” активно сотрудничает с другими испанскими фестивалями, обмениваемся выставками, чувствуя необходимость объединять усилия и интерес к фотографии, потому что в Испании она долгое время находилась на втором плане.
Хороший фотофестиваль отличает от посредственного умением рассказать историю и положить в основу составления фестивальной программы принцип яркого соотвествия заданной теме (в отличие от принципа доступности или дешевизны выставки).

**********
Кратко о жемчужинах фестиваля.

«Стой на месте – продолжай движение» Роберта Франка
Подлинное путешествие в мир художника, оказавшего влияние на целые поколения фотографов и кинематографистов. Швейцарец, приехавший в Америку в конце сороковых, уже через десять лет выпустил культовую книгу «Американцы», непросто воспринятую самими гражданами Соединенных Штатов, а на самом деле явившуюся одним из наиболее полных портретов нации образца 40-50х годов. С 1959 года Франк занялся кино. Эта ретроспектива позволяет проследить, как он экспериментировал с текстами, изображениями и последовательностью изображений в фотографиях.

«Искусство экспериментов» Уильяма Генри Фокса Тальбота
Эта музейная экспозиции при всей своей кажущейся на первый взгляд чопорности, поистине передает ощущение волшебства и восторга, которые, должно быть, каждый раз испытывал Тальбот, когда получал фотоизображение и пытался найти способ его зафиксировать. В январе 1839 вскоре после распространения процесса пластин Даггерра, Тальботом было изобретена позитивно-негативная альтернатива для воспроизведения фотоизображений. Это был один из первых методов получения неограниченного числа копий с одного негатива.

«Дислокация, фотография из Южной Африки»
Разрушение режима апартеида и свободные выборы 1994 года повлекли за собой большие перемены в Южной Африке. Самоопределение, которое до того момента казалось неизменным, сегодня пребывает в постоянном движении, и каждый житель страны должен найти свое место в новорожденной демократии, независимо от своей расовой, этнической, классовой или сексуальной принадлежности. Свободный от политического противостояния, художественный поиск сместился в сторону формальной и этической области, особенно в отношении личной и общественной категорий. «Дислокация» – поворотная точка коллективной памяти, рассказ о прошлой и настоящей Южной Африке.

Фотожурналистика интересует кураторов фестиваля меньше по той простой причине, что у нее есть другие специализированные площадки, например, международный фестиваль фотожурналистики в Перпиньяне, Франция.
Но фотожурналистика – это не только новостная фотография (хотя одна выставка событийной фотографии все же была представлена на фестивале, посвященная150-летию агентства Reuters). Поэтому как ни крути, а впечатляющие документальные саги о Перу Хуана Мануэля Кастро Пьетро («Путешествие к солнцу, Перу 1990-2000) и об Индии Макса Пама занимали центральное положение в фестивальных событиях.

Дальше всего в использовании документальных образов зашел в своей завораживающей истории становления духа Мигель Рио Бранко, Между глаз, бразилец, родившийся в Испании в семье дипломата и объездивший полмира еще до того, как узнал, что все его истории будут повествовать о Бразилии. Рио Бранко строит увлекательную конструкцию из отпечатков, фотоинсталляций, слайд-шоу и само-сведенной музыки. Редко можно испытать такое точное попадание в цель средствами фотографии. Рио Бранко использует фотографию, чтобы установить как можно большее расстояние между объектом в видоискателе и зрителем, строя мост, уходящий далеко в миры поэзии и многослойных образов. Это ни в коем случае не концепт и не формальность. Ритм, цвет и эротическая энергия встречаются здесь на миг, чтобы разлететься как слова в стихотворении.

© Мигель Рио Бранко

Ретроспектива Уильяма Эгглстона
Чужак в родном штате Миссиссиппи, Эгглстон сказал свое веское слово в истории цветной документальной фотографии. «Каждый может приехать сюда в Дельту и заняться фотографией, но им никогда не узнать, что здесь по-настоящему имеет значение», говаривал он, и был прав. Ему одному известно удивительное соотношение цвета, света и времени, которое в конце концов становится фрагментом видимой правды, безнадежно хаотичных, эфемерных и незаменимых моментов жизни.

© Уильям Эгглстон

«Хаос» Джозефа Куделки
Живой классик документальной фотографии собрал коллекцию природных и урбанистических пейзажей, отмеченных печатью разрушения и экологической деградации. Города, испорченные цивилизацией, соседствуют с захватывающей дух чистотой природы. Несмотря на название выставки, внутренний покой автора культовых фотографий пражской весны и жизни европейских беженцев второй половины 20 века, - самый интересный объект для созерцания.

**********

Главное наблюдение человека, ежедневно просматривающего самые разные фотоизображения, обескураживающе - фотография ушла далеко вперед по сравнению с тем, что мы уже привыкли видеть в Москве и Питере и успела стать самым современным инструментом в искусстве, пока что для нас современными являются вновь открытые работы мастеров советского фоторепортажа 60-70 летней давности.

Мы спросили у организаторов фестиваля, какого рода фотография из России интересует их сегодня. Все в конечном итоге упирается в тему текущего фестиваля. Испанцам нравятся авангардные опыты Лисицкого и Родченко, но им они уже очень хорошо известны. ( В прошлом году был первый и единственный пока опыт работы фестиваля с российскими кураторами: РОСИЗО привез выставку Валеры и Наташи Черкашиных, а МДФ с большим опозданием - выставку фотограмм).
Наиболее интересны фотохудожники, которые работают в России сейчас, а главное, как им удается развивать свои персональные темы в течение нескольких лет…