Наверх
Loading
| Рефлексия

Факт отсутствия факта

Экспозиция “New York Street Photography from the 1960s and 1970s” - сорок семь черно-белых фотографии были о Нью-Йорке
Экспозиция “New York Street Photography from the 1960s and 1970s” - сорок семь черно-белых фотографии были о Нью-Йорке

На третьем этаже Общественной библиотеки Нью-Йорка (The New York Public Library) с февраля по июнь этого года [1] демонстрировалась скромная фотографическая экспозиция недавних приобретений отдела фотографических коллекций. Раз в год или в два практикуются такие экспозиции фотографическими отделами в ведущих институтах культуры Европы и США. Делается это для того, чтобы публике стало понятно, чем они занимаются, и чтобы можно было достойно отчитаться перед профессионалами о своей деятельности за прошедший период. Приобретаются работы современных авторов и авторов прошедших лет, как своих стран, так и других.

В данном случае демонстрировались работы четырех американцев: Дайен Арбус, Гарри Виногранда, Уильяма Гедни, Джоела Мейеровица, а также немца Томаса Струта и англичанина Роя Колмера. Сорок семь черно-белых фотографий расположены были друг против друга на стенах галереи Стоукс (Stokes Gallery). Галерея это есть ничто иное, как часть длинного и широкого коридора, соединяющего два крыла библиотеки. Фотографии были о Нью-Йорке. Полное название экспозиции — «Recent Acquisitions. New York Street Photography from the 1960s and 1970s». Ее появление объясняется тем, что в 2000 году библиотека приняла решение расширить свою коллекцию о городе, усилив ее фотографиями, созданными во второй половине двадцатого столетия. Представленные авторы к этому периоду имеют самое непосредственное отношение.

Что такого особенного в этой экспозиции? Да, недавние приобретения. Что касается американцев, то авторы известные. Ряд фотографий видел не раз, и что-либо объяснять относительно их ценности не надо. Значимость фотографов доказана, проверена временем. В чем же дело? Например, на канале общественного телевидения США (Public Broadcast Television — PBS) нередко можно попасть на короткую передачу. Суть ее сводится к тому, что на экране в течение порядка пяти минут с задержкой в три-четыре, а то и более, секунды показываются фотографии старого Нью-Йорка. Также, кстати, из архива библиотеки. Иногда любопытно. Но интерес возникает скорее исторический — такой, когда смотришь на дореволюционные открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга, Киева или Харькова. Виды, виды, виды. Если что и удивит, то несущественно. Так, детали, может быть, какие-то. А сейчас — New York Street Photography, и в который уж раз перед глазами Виногранд, Арбус и Мейеровиц. Совершенно другое. О чем вдруг подумалось?

Подумалось о равноценном. О наших документалистах недавнего прошлого и настоящего: о Копосове и Тарновецком, о Щеколдине, о Семине, Мухине, Нистратове и Николаеве. О тех, кто снимает страну, и без кого не видится отечественная документальная фотография. С одной стороны, подумалось об их творческой значимости. С другой — о той гигантской несопоставимости внимания, какое можно наблюдать по отношению к фотографам в США и в России. О таких разных судьбах. Бывало, в Библиотеке Конгресса США или в Чикагском институте искусства недоумевал про себя, чтобы не смутить тамошних кураторов, отсутствию в их коллекциях значимых примеров современной отечественной фотографии. А чему недоумевать? Ответ был ясен тогда. Ясен он и сегодня. Кто же, если не мы сами, должны им об этом говорить. Но делаем ли мы это? К примеру, можем ли предложить тому же американцу хотя бы одну (не будем говорить о нескольких) фотографическую книгу, посвященную творчеству современного отечественного фотографа? Из класса таких книг, какие, скажем, изданы о творчестве того же Ли Фридландера в США. Вопрос, что называется, риторический.

© Валерий Щеколдин. Ульяновск, 1978 год
© Валерий Щеколдин. Ульяновск, 1978 год

Но вернемся к понятию «недавние приобретения». Никак в толк не возьму одну простую вещь: почему до сих пор это понятие, точнее, что под ним подразумевается, кажется чем-то из жизни западного мира искусства? Почему аналитическое направление мысли-то, на каких авторов обращают свое внимание кураторы, кажется естественным и понятным при просмотре фотографических экспозиций в Чикаго, в Нью-Йорке, даже в художественном музее города Коламбус штата Огайо, но не является данностью для разговора о России. Например, в нью-йоркском музее Гуггенхайм до января нынешнего года демонстрировалась экспозиция «Russia!». Подготовлена она была ведущими российскими музеями [2]. Недоумевал я полному отсутствию российской фотографии на этой экспозиции. Хотя и отличная, замечательная она была в плане ретроспективного представления отечественного изобразительного искусства — восемь столетий, начиная с иконописи. Такие имена, как Рублев, Верещагин, Репин, Куинджи, Петров-Водкин, Шагал, Гончарова, Филонов, Комар и Меламид, Кабаков. Всех не перечислишь. Все это замечательно! И гордость брала за страну при взгляде на те длиннющие очереди американцев за довольно дорогими билетами. Но неужели, спросите, действительно, не было фотографии? В двадцатом-то столетии! Ни одной. Ни одного автора. Хотя, в экспозиции демонстрировалась далеко не только лишь живопись, но что-то даже из видео. Стало быть, ответ на вопрос, как смотрят на фотографию те, кто готовил экспозицию, понятен более чем. Какие тут «недавние приобретения», какие экспозиции на их основе! Были бы приобретения вообще…

А ведь приобретения — это не просто рабочий момент в пополнении коллекции. Это свидетельство искусствоведческой грамотности и знания предмета, демонстрация того, что в конкретном культурном пространстве, в жанре искусства, представляется существенным и важным. Свидетельство умения смотреть на предмет во взаимосвязи времен, понимание преемственности и соотношений. Поэтому, если сами не говорим о значимости для отечественной визуальной культуры документалистов Щеколдина, Мухина, Нистратова так, как американцы начали в семидесятых говорить о тех же Арбус, Виногранде, Мейеровице, тогда нечего и удивляться, что знают нас только по Родченко, Шайхету, Халдею, Бальтерманцу — классикам, но из прошлого, а доходит дело до современности, по большому счету, дальше имени проживающего в Берлине харьковчанина разговор и не продвигается.

Спросите, а кому заниматься приобретениями?..


[1] Экспозиция «New York Street Photography from the 1960s and 1970s» демонстрировалась с 24 февраля по 24 июня 2006 года

[2] В подготовке экспозиции «Russia!» (16 сентября 2005 года — 11 января 2006 года) в первую очередь приняли участие Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, РОСИЗО


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 28 сентября 2016
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу