В Самарском областном художественном музее 30 мая прошла российская премьера выставки "Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США". Экспозицию открыл и.о. Губернатора Самарской области Юрий Логойдо; с приветственным словом к гостям обратились зам. министра культуры России Павел Хорошилов, представители спонсоров: г-н Келли (генеральный спонсор выставки - компания Кемоникс, США), г-н Ридер (официальный перевозчик выставки - компания Delta Air Lines) и Олег Синицын (филиал "Самарский" Альфа-Банка).

Директор Самарского художественного музея Анэтта Басс подчеркнула, что это первое в истории музея событие на самарской земле, в котором принимают участие российская и американская стороны, культурное событие российского масштаба, собравшее в Самаре столь высоких гостей. Атташе по культуре Посольства США в России г-н Браун, присутствовавший на открытии, отметил, что "Пропаганда и мечты" является единственным прецедентом в культурном сотрудничестве наших стран на протяжении последнего десятилетия, когда выставка, подготовленная американским куратором и составленная из произведений российских и американских собраний, открывается в России. Организатор турне "Пропаганда и мечты" в нашей стране - Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО Министерства культуры РФ - имеет богатый опыт участия в международных выставочных проектах, где представлены произведения из американских, европейских и российских музеев, а кураторами выступают российские и зарубежные специалисты, но, к сожалению, это опыт проведения художественных выставок за рубежом. Показательно, что первая акция подобного масштаба в России - это фотографическая выставка, представляющая один из самых блестящих периодов в истории отечественной и мировой фотографии.

По замыслу куратора выставки Лии Бендэвид-Вэл (Вашингтон), коллекция произведений "Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США" должна отражать сходство и различия как социальной жизни в двух крупнейших государствах мира, так и особенностей ее отражения в фотографии. Тем более что тридцатые годы были не только временем великого экономического строительства в СССР и США, не только периодом сложения их статуса сверхдержав, определяющих политическое и экономическое развитие во всем мире, но также и эпохой сложения визуальной культуры наших стран, эпохой соцреализма в СССР и кардинальных перемен в подаче визуальной информации в США. По словам координатора проекта "Пропаганда и мечты" в России Евгения Березнера, эта выставка еще раз подчеркнула значение фотографии как определяющей, формирующей силы в визуальном информационном потоке ХХ столетия. Но в отличие от США, фотография в СССР именно в тридцатые годы испытала сильное влияние изобразительного искусства, особенно плаката, причем не столько влияние изобразительного ряда, сколько идеологических установок "образного воплощения" реальности, "отбора характернейших черт действительности для создания произведения искусства". Фотография этого периода в СССР стала одним из самых активных орудий массовой пропаганды и агитации, но не утратила своей документальной ценности в силу непосредственной связи с реальностью. В США, переживавших в 1930-х Великую Депрессию, фотография была поставлена государством на службу пропаганды Нового пути (программы выхода из кризиса, предложенной Рузвельтом). Для фотографов появилась возможность работать по созданию документации современной истории, иметь гарантии государственного сохранения и архивирования своих произведений. Но, подобно тому как журнал "Советское фото" в 1930-х публиковал установки "для рабочих фотокоров", Департамент фотографической документации Администрации по защите фермеров при Правительстве США разрабатывал специальные программы съемок для Доротеи Ланг, Артура Ротштейна и других классиков американской фотографии, где подчеркивалась важность отражения влияния правительственной политики на жизнь простых американцев. И сегодня, спустя почти шестьдесят лет после создания "фотографий жизни" СССР и США, остается удивляться их свежести и искреннему увлечению той жизнью, которую, по заказу и не смотря ни на какие запреты, снимали фотографы двух стран.

После открытия в Самаре, прошедшем при большом стечении публики, остается надеяться, что зрительский интерес будет сопутствовать экспозиции и на берегах Волги, где выставка продлится до 18 июня, и в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, где "Пропаганда и мечты" откроется 29 июня.