Наверх
Loading
| Рефлексия

Клоны Анри Картье-Брессона

Молодых фотографов не бывает. Бывают просто фотографы и бывают молодые люди. Валерий Нистратов любитель Джима Моррисона и черно-белой фотографии, мне кажется, забыл замечательные слова своего музыкального кумира: «…The end of night we tried to die.»

© Михаил Галустов. Украина, 2006
© Михаил Галустов. Украина, 2006

«Ночи фотографии», о которых поэтично рассуждает Валерий, остались в истории вместе с его другим кумиром — Анри Картье-Брессоном. Хорошо это или плохо — неважно. Это факт. В фотографии, в частности в документальной и тем более журналистской, происходят серьезные количественные и качественные изменения. Это тоже факт.

Можно очень долго рассуждать, кем должен быть фотограф — поэтом или медиумом, искать чудо или самому быть чудом, быть готовым к жертвоприношению или требовать жертв от других в пользу своего творчества. Но это не проблема фотографии, это проблема личности.

Совсем другое дело, кто был фотограф как личность и кто он сейчас. Давайте, поговорим о личности Семина, Щеколдина или Кузнецовой исключая их деятельность в фотографии. Или давайте говорить о личностях фотографов другой формации — Гронского, Галустова или Богачевской. В конце концов давайте сравним их фотографии. Давайте почувствуем разницу личностей и творчества. Но при этом давайте не будем забывать о том времени, в котором мы все сейчас живем. Почти уверен, что время будет в поддержку фотографов современной формации. Ну есть существенная разница, как бы это цинично не звучало, у одних есть будущее, у других его нет. И дело здесь не в возрастной группе, дело в личности — и как результат деятельности этой личности — в фотографии.

Имеет смысл говорить о преемственности поколений и творчества, но не имеет смысла пытаться обвинить поколение другой формации в прагматизме, ленности, отсутствии «закидонов» на уровне советской шизофрении или обвинять их в отсутствии фотографической паранойи.

Лет 15 назад я прекрасно помню, какой огромный прессинг испытывал со стороны весьма уважаемых фотографов Отечества, начиная от того, что снимать войну всегда проще, чем обычную жизнь, и кончая обвинениями во внешнем виде — фотограф не должен носить яркие шарфы или туфли за 200 долларов. Должен быть скромным. Заклеивать название своей камеры черным скотчем, не выделяться из толпы и быть эпатажным разве что в кругу своих родственников или близких друзей. В итоге в большинстве своем у них нет ни друзей, ни родственников, с которыми они могут нормально общаться, а есть «планета фотографий», как выражается Нистратов, «планета фотографий, в которой богом становится сам фотограф.

Если это является изначальным предназначением фотографа, на каком бы этапе развития он ни находился, мне кажется, это не стоит таких жертв как со стороны самого фотографа, так и его окружения. Фотография это всего лишь мгновение нашей жизни — и не где-нибудь в воспаленном воображении фотографа, а на планете Земля.

Фотография, какой бы прекрасной она не была, не может быть выше уровня личности, будь то фотограф одного или другого поколения. Фотография всегда вторична от личности, поэтому, я уверен, нужно воспитывать личности, а не плодить фотографов-клонов похожих на Брессона, Ньютона или Сальгадо.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 27 сентября 2016
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу