Baby, light my fire..
- Jim Morrison

Недавно я спросил молодого начинающего фотографа о его творческих планах. Ответ был прост. Меня интересует, сказал он, насилие в семье. Я поинтересовался, почему его интересует насилие в семье, и он ответил: А что еще снимать-то? Не в пресс-туры же ездить? Остальное все скучно. Вечный вопрос, зачем люди становятся фотографами или вообще начинают профессионально соприкасаться с миром визуального. Для кого-то фотоапарат – это проводник в мир за закрытыми дверями. Для других акт фотографирования это попытка избавиться от психологических комплексов. Но есть и те, которые изначально придя в фотографию знают, чего они хотят. Они подготовленные медиумы, и таких мало. Большинство же учатся (порой всю жизнь) постепенно и медленно, измеряя годы своими удачными или неудачными фотографиями. Если много хороших – тогда и год прошел не зря, если мало – год потрачен впустую.

© Martin Munkacsi
© Martin Munkacsi

Некоторые начинающие фотографы забывают, на мой взгляд (и от этого теряют многое!), что факт публикации фотографии или ее мгновенная востребованность могут служить как во благо, так и во вред. Фотография это не только "налаживание коммуникаций" в медийном пространстве, но и бессознательный и радостный акт творчества, когда ты сосредоточен на поиск случайности. Ты вышел на улицу в поиске Чуда, и это Чудо увидел и снял, может быть сам того не осознавая. Этот волшебный момент или состояние необходимо постоянно воспитывать или искать в себе. Быть Поэтом или любознательным поэтом, журналистом-романтиком.
Автор – это стиль, прежде всего. Каждый автор оставляет после себя небольшую планету, названную его именем.

Чтобы стать автором необходимо некоторое самоотречение и в определенной мере самопожертвование. Нужно стремиться уходить от стереотипов и не бояться быть непонятым. Быть противоречивым и понимать, что все то, чем ты занимаешься есть плод твоего отвлеченного мышления и созерцания. В новом поколении фоторепортеров я не вижу или не нахожу подлинности и индивидуальности. Все отсекается на корню, почти в самом начале пути. Только ради чего?

P.S. Вот что писал Брессон о периоде своего раннего творчества:

В 1931 году, мне тогда исполнилось 22 года, я уехал в Африку. На Кот-д'Ивуар я купил себе еще одного деревянного фотографического монстра. Но через год, на обратном пути обнаружилось, что фотоаппарат, не выдержав климата, покрылся плесенью, а эмульсия фотопластинок зацвела, украсив сюжеты незапланированными изображениями древовидных папоротников.

После поездки я заболел и был вынужден лечиться. Маленькое ежемесячное пособие по болезни позволяло мне сводить концы с концами, и, не заботясь ни о чем, снимать в свое удовольствие. В это благословенное время я и обнаружил, что существует такой замечательный фотоаппарат как Leica. С тех пор он не оставляет меня, став продолжением моего глаза. Целыми днями я бродил по улицам, выискивая очевидные события, которые могли бы быть достойны снимка. Это не были спокойные прогулки, это была напряженная работа. Моим главным желанием было поймать в одном изображении основной смысл возникшей сцены.

Мне тогда даже в голову не приходила мысль делать фоторепортажи, то есть рассказывать истории в нескольких фотографиях. Только позже, глядя на работы моих друзей по профессии, на иллюстрированные журналы, и работая для них, я понемногу научился их снимать...